Особик Владимир ВасильевичОсобик Владимир Васильевич Владимир Особик родился в городе Череповец. Своему появлению на свет он обязан драматическим обстоятельствам. Его отец Василий Артёмович Особик (1908–1946) жил в Евпатории, занимал руководящую должность. Однажды в узком кругу он рассказал анекдот о Максиме Горьком, за что в скором времени отправился в места не столь отдалённые. В заключении он познакомился со своей будущей женой Ольгой Леонидовной Плеховой, которую привёл туда весьма опрометчивый поступок. В запале в одном из споров она выбросила в фонтан комсомольский билет и поплатилась за это свободой. У Особика и Плеховой завязались романтические отношения. Уже на свободе Ольга Леонидовна родила ребёнка, а её супруг отправился защищать Родину от немецких захватчиков. На фронте он тяжело заболел, был комиссован, но восстановить здоровье не смог. Его не стало, когда Володе едва исполнилось три года. Ольге Леонидовне пришлось самостоятельно поднимать сына и дочь от первого брака. Работала она в библиотеке, на железной дороге и других местах, не гнушалась никаким трудом. Несмотря на тяжёлое детство, Владимир Особик рос одарённым ребёнком. Хорошо разбирался в точных науках, знал математику и физику. Такими же способностями обладала и его старшая сестра. Впоследствии она стала математиком, руководила в Ленинграде престижным физико-математическим лицеем. Однако, в отличие от неё, Владимира больше привлекала творческая стихия. Он любил поэзию, прекрасно читал стихи. Когда в Доме пионеров Смольнинского района Ленинграда открылся театральный кружок, Особик стал его постоянным участником. Руководитель кружка Владимир Петрович Поболь оценил талант и неординарность своего ученика, занимал его в большинстве постановок. Особенный успех выпал на исполненную Особиком роль пионера-героя Павлика Морозова. После того как этот спектакль занял первое место на одном из смотров детской самодеятельности, кружок переименовали в пионерский театр имени Павлика Морозова, а Владимир Особик получил приглашение сняться в одной из главных ролей фильма «Ребята с Канонерского». Выйдя на экран, картина не стала событием, что нисколько не отразилось на настроении Особика. Для себя он давно решил, что станет артистом. Ещё будучи школьником, Владимир прошёл вступительные испытания во вновь организованную студию при Большом драматическом театре, но учиться не стал, вызвав недоумение самого Георгия Товстоногова. Когда же в Ленинград приехали педагоги из Школы-студии МХАТ, молодой человек без труда покорил и эту вершину. Пройдя два тура, вместе с другом он отправился в Москву проходить заключительные испытания, окончившиеся неожиданным исходом. Дело в том, что Особика приняли, а друга – нет. В знак солидарности Владимир забрал документы и вернулся вместе с ним в Ленинград. А там – снова удача: поступление в ЛГИТМиК на курс прославленного педагога Бориса Вульфовича Зона. Но не успел Владимир Особик приступить к занятиям, как получил предложение от Юлия Карасика сыграть главную роль в экранизации повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго». Зон очень благоволил к своему студенту, поэтому на время съёмок разрешил ему взять академический отпуск. Эта картина мгновенно сделала Особика знаменитым, на долгие годы осталась его визитной карточкой. Сыгранный им неординарный, романтичный подросток Коля Сабанеев получился очень ярким, необычным, покорившим сердца не одного поколения девчонок. После выхода на экраны «Дикой собаки Динго» молодой актёр вернулся в институт настоящей звездой, привлекавшей к себе всеобщее внимание. Там ему пришлось начинать всё сначала, но уже на курсе Татьяны Григорьевны Сойниковой. Вскоре у Владимира Особика завязались романтические отношения со студенткой младшего курса Еленой Александровной Рахленко, с которой он был знаком со времён пионерского театра. Пара сыграла свадьбу и больше никогда не расставалась, вместе пройдя все жизненные испытания. Особик окончил институт в 1966 году, Елена Рахленко – в 1967-м. Оба были приняты в труппу Ленинградского театра имени В.Ф. Комиссаржевской, где их ожидала непростая творческая судьба. Первой большой ролью Особика на этой сцене стал Принц в инсценировке произведения Марка Твена «Принц и нищий». Следом за ним последовал Нодар в пьесе Н.В. Думбадзе и Г.Д. Лордкипанидзе «Если бы небо было зеркалом», снискавший хорошие отзывы критиков. Затем был ряд ролей, в каждой из которых молодой артист поражал разнообразием актёрских красок: Павел в «Старике» М. Горького, Грачёв в «Десять суток за любовь» Б.М. Рацера и В.К. Константинова, Петровский в «Большевиках» М.Ф. Шатрова, Гракх Бабеф и Руссо в «Первой главе» Д. Аля, князь Ветринский в «Театральной комедии» А.М. Бонди, Джим в «Продавце дождя» Н. Ричарда Нэша. Наконец в мае 1972 года Владимир Особик сыграл свою самую значительную роль – царя Фёдора Иоанновича в пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», ставшей вершиной его актёрской карьеры. И спектакль, и созданный Особиком образ всколыхнули театральный Ленинград, стали громким событием. Было написано множество восторженных рецензий, восхвалявших работу актёра. Через четыре года, в мае 1976-го, режиссёр Рубен Агамирзян представил на суд публики первую часть драматической трилогии Толстого – «Смерть Иоанна Грозного», в которой Особик предстал молодым царевичем Фёдором. За этот образ, созданный в двух спектаклях, в 1984 году актёр был удостоен Государственной премии СССР. Взойдя на самую вершину творческого олимпа, Владимиру Особику было сложно с неё спускаться. Он ожидал роли, по драматургии близкие к царю Фёдору, но Агамирзян не собирался строить на нём репертуар, поэтому предлагал не самых выигрышных персонажей. Несмотря на это, Особик, в силу высокой одарённости, всегда создавал интересные, наполненные образы, каждый раз удивлял спектром своих возможностей. К перечню его работ добавились Человек от театра в «…Забыть Герострата!» Г.И. Горина, Бретшнейдер в «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» Б.М. Рацера и В.К. Константинова, Феофил фон Мюнхгаузен в «Самом правдивом» Г.И. Горина, Александр Гольденвейзер во «Возвращении на круги своя» И.П. Друцэ, Король Филипп II в «Легенде о шутовском колпаке» Г.И. Горина, Олег Ларичев в «Феноменах» Г.И. Горина, Манучар во «Возвращении к жизни» Н.В. Думбадзе, Михаил в «Зыковых» М. Горького, Вадим Коняев в «Восточной трибуне» А.М. Галина, Вудли Норберт в «С днём рождения, Ванда Джун!» К. Воннегута, Валерий Чернышов в «Колыме» И.М. Дворецкого и другие. С самого детства Владимир Особик не отличался крепким здоровьем. У него были проблемы с желудком, его постоянно мучили неврологические и язвенные боли. В 1974 году он перенёс тяжёлую операцию, которая не остудила его творческое рвение. Вскоре после реабилитации Особик занялся педагогикой, став старшим преподавателем на курсе Сергея Васильевича Гиппиуса в ЛГИТМиКе, набравшего студентов из Хакасского АО. Они всей душой полюбили своего педагога, посещали все его спектакли, были вхожи в его дом. Он их всячески опекал и поддерживал, был прост в общении, открыт для решения любых проблем. Со своими учениками Особик поставил «Голого короля» Е.Л. Шварца и «Весёлый тракт» Б.Л. Васильева, задав им высокую планку для будущей профессии. Они вышли из стен института в 1978 году и разлетелись кто куда. Особик же больше не преподавал, целиком сосредоточился на театральной деятельности. Режиссёрский опыт не давал Владимиру Васильевичу покоя, и в 1988 году он дебютировал на сцене родного театра в качестве постановщика. Не свободный в выборе пьесы, он взялся за предложенного «Зверя» М. Гиндина и В. Синакевича и сделал из него яркий, необычный по форме спектакль. К сожалению, судьба его была недолгой, также как и пребывание в театре самого Особика после его премьеры. Из-за творческих разногласий с Рубеном Агамирзяном он покинул труппу и ушёл в никуда. Вслед за ним ушла и Елена Рахленко. Актёр попробовал работать у Игоря Владимирова в Театре имени Ленсовета, но быстро понял, что это не его коллектив. Спустя два года вместе с супругой он нашёл приют в стенах Театра сатиры на Васильевском, где и провёл последние годы своей жизни. Сыграл там Князя К. в «Прощальной гастроли Князя К.» по «Дядюшкиному сну» Ф.М. Достоевского, поставил спектакль «Театр мадемуазель Клерон» в старых традициях музыкального театра, работал над постановкой спектакля по произведениям А.П. Чехова, но так его и не закончил. Обладавший мощным актёрским нутром, незаурядной натурой Владимир Особик всё время находился в поисках новых форм существования на сцене, всецело, без остатка отдавался любимой профессии. К сожалению, кино его не жаловало, а, может, просто не предлагало достойного материала. Гораздо более насыщеннее он работал на ленинградском телевидении, особенно в содружестве с режиссёром Юрием Маляцким, сделавшим с ним несколько телеспектаклей. Началось их знакомство с «Господ Головлёвых» М.Е. Салтыкова-Щедрина в 1969 году, а закончилось «Двойником» Ф.М. Достоевского в 1989-м. В каждой роли Особик был своеобразен, поражал богатством внутреннего мира, психологической насыщенностью каждого персонажа. Также актёр много работал на радио, участвовал в радиопостановках: «Бегущая по волнам» А.С. Грина, «Распятие» по «Иуде Искариоту» Л.Н. Андреева и других. Нерастраченная актёрская энергия, малая востребованность в профессии в последние годы окончательно подкосили и без того плохое здоровье Владимира Васильевича. Он скончался на пятьдесят четвёртом году жизни. На церемонии прощания один человек сказал фразу, точно определившую суть его личности: «Среди нас был Иисус Христос, а мы этого не заметили». Похоронили Особика на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1959: «Повесть о молодожёнах» (Гаврик); 1960: «Ребята с Канонерского» (Славка); 1962: «Дикая собака Динго» (Коля Сабанеев); 1965: «Жизнь Галилея», тв (Андреа Сарти); 1966: «Первая любовь», тв (Вольдемар); 1967: «Дорога домой», тв (подпоручик Дик); 1968: «Гроза над Белой» (красноармеец), «Шаги по земле», тв (Андрей); 1969: «Господа Головлёвы», тв (Петя); 1971: «Первый шаг», тв (Алексей Лапов); 1975: «Необыкновенное воскресенье», тв (папа); 1977: «Жена», тв (Соболь); 1978: «Возвращение на круги своя», тв (Гольденвейзер), «Комиссия по расследованию» (Природин); 1980: «Жизнь и приключения четырёх друзей», тв (друг учёного), «Я – актриса» (редактор революционной газеты); 1981: «Объявлен розыск…», тв (Сергей Миронов), «Похищение чародея», тв (Акиплеша), «Страницы кондуита», тв (Лёлька); 1982: «Следы остаются», тв (Муромцев); 1989: «Двойник», тв (Яков Голядкин); 1992: «Рин. Легенда об иконе» (учитель рисования). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru