
Осокина Вера Андреевна
Вера Осокина родилась в Санкт-Петербурге в семье банковского служащего Андрея Алексеевича Осокина (умер в 1933 году) и телефонистки Анны Алексеевны Осокиной (урождённой Барановой; умерла не ранее 1954). Не имевшие отношения к искусству, они сумели привить двум дочерям любовь к прекрасному, благодаря чему обе они пошли по творческому пути. Произошло это позднее, а пока, вместе с родителями, им пришлось адаптироваться к новым реалиям страны Советов. В 1917 году Осокины выехали в Тамбов, в 1921-м вернулись обратно. Через два года Вера была отдана в единую трудовую школу № 33, по окончании которой в 1931 году поступила механиком на завод имени Н.Г. Козицкого. Техническая работа скоро наскучила Осокиной, и она всё больше стала задумываться о профессии актрисы. В январе 1933 года Вера прошла вступительные испытания в театральное училище при Ленинградском большом драматическом театре имени М. Горького, став студенткой его второго набора. С первых же месяцев пребывания в училище она вместе с сокурсниками принимала участие в массовых сценах, училась у старожилов театра, когда-то его создававших. Среди них были Николай Монахов, Андрей Лаврентьев, Клеопатра Каратыгина. За три года обучения Вера Осокина прошла отличную школу. В свидетельстве об окончании училища, подписанным Алексеем Диким, Ольгой Казико и Сергеем Морщихиным, указано, что она «обнаружила хорошие профессиональные качества и имеет оценку по основному предмету: отлично». Выйдя из стен училища в 1936 году, Вера Осокина была принята в основной состав труппы БДТ. Среди её первых работ: Джерко в «Матросах из Катарро» Ф. Вольфа, Роман в «Думе о Британке» Ю.И. Яновского, Галя в «Кубанцах» В.М. Ротко, Соня в «Дачниках» М. Горького. Впоследствии актриса стала получать более значимые роли, в которых постепенно раскрывался её драматический талант. Перед самой войной Осокина удачно выступила в роли Корделии в «Короле Лире» В. Шекспира, имела большой успех. Дмитрий Шостакович, писавший музыку для спектакля, посвятил ей одну из баллад, а Николай Акимов, увидевший актрису в этом образе, уговаривал её перейти к нему в Театр комедии. Но Осокина уже освоилась в БДТ, её всё там устраивало. К тому же она вышла замуж за артиста этого же театра Николая Павловича Корна (1907–1971), играла с ним на одной сцене. Вместе они прожили около тридцати лет, прошли бок о бок многие жизненные испытания. В июле 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, Корн и Осокина вступили в ряды народного ополчения, затем служили в агитвзводе при Политуправлении Ленинградского фронта. Когда в 1943 году БДТ вернулся из эвакуации в Ленинград, Николай Павлович и Вера Андреевна демобилизовались из армии, чтобы продолжить службу в родном для них коллективе. В отличие от мужа, Вера Осокина не стала ведущей актрисой БДТ. Играла она много, но, в силу скромного характера, не продвигалась по карьерной лестнице. Вскоре после окончания войны она стала мамой, родила дочь Марину. Через два года появился на свет сын Андрей. В отличие от других актрис, она не взваливала заботы о них на бабушек, занималась детьми сама. И только когда они подросли, позволила себе вернуться на сцену. Ей были сыграны: Наташа в «На дне» М. Горького, Анжела в «Снежке» В.А. Любимовой, Пэг в «Младшем партнёре» А.А. Первенцева, Таня в «Любови Яровой» К.А. Тренёва, Таисия в «Достигаеве и других» М. Горького, Агнес в «Воспоминании о двух понедельниках» А. Миллера и другие роли. Крайне редко Осокина снималась в кино. Лучшими экранными работами актрисы стали роли в экранизациях театральных постановок БДТ. Особенно хороша была монахиня Таисия в уже упомянутом спектакле «Достигаев и другие». Скрытый темперамент в скромной прислужнице властной игуменьи неожиданно прорывался в сцене её прозрения относительно злобного настроя своей поработительницы. Невероятно красивая и страстная представала она перед зрителем. Жаль, что кинематографисты не оценили талант Веры Осокиной. На экране она появилась ещё трижды в малозначительных эпизодах. Вера Андреевна принадлежала к тем удивительным актрисам, которые не оставались в театре до своего смертного часа, теряя творческую форму, а предпочитали уходить сами. Так поступила и Осокина. Как только ей исполнилось пятьдесят пять лет, она подала заявление об уходе по собственному желанию. И хотя с Георгием Товстоноговым у неё сложись хорошие отношения, актриса не стала ими злоупотреблять. Однако, неожиданным образом, их сотрудничество на этом не оборвалось. Уже после смерти Николая Корна, супруга Осокиной, Товстоногов позвал её заведовать музеем БДТ. Предложение пришлось Вере Андреевне по душе. Последующие пятнадцать лет своей жизни она отдала собиранию истории театра. Скрупулёзно занималась комплектованием фондов, бережно относилась к каждому экспонату, каждой фотографии. Во многом, благодаря ей, сегодня у музея богатая коллекция, охватывающая все этапы становления БДТ. Когда возраст взял своё, Вера Осокина оставила театр. Уже навсегда. Больше времени она стала уделять семье: детям, внукам, сестре. Родная сестра актрисы Валентина Андреевна Осокина была балериной, танцевала в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Супруг Валентины Осокиной – известный скрипач, профессор Ленинградской консерватории Михаил Михайлович Беляков. В год восьмидесятилетия Большого драматического театра Веру Андреевну вспомнила театральная общественность. Для одного из театральных журналов она дала единственное в своей жизни интервью, в котором рассказала о творческом пути, о людях, с которыми сводила судьба. Это было незадолго до её кончины. Похоронена Вера Осокина на Богословском кладбище Санкт-Петербурга рядом с мужем Николаем Павловичем Корном. При изготовлении памятника гравёры ошибочно набили год смерти – 2001-й, вместо 2000-го. Фильмы и роли: 1953: «Любовь Яровая» (Таня); 1959: «Достигаев и другие» (Таисия); 1960: «Домой» (Первунина); 1965: «Рабочий посёлок» (секретарь директора завода), «На одной планете» (Марья Николаевна, секретарь Ленина). Фотографии из личного архива Веры Осокиной
|
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru