
Паулус Владлен Владимирович
Владлен Паулус родился в Чите. Его отец – инженер, занимавший руководящую должность в системе железных дорог. В 1937 году он был арестован и расстрелян. Мать позднее вторично вышла замуж и родила от этого брака сына и дочь. Затем довольно продолжительное время работала музейным смотрителем. Владлен по окончании школы поступил в Московский строительный институт Моссовета, окончив который короткий промежуток времени работал по специальности. Параллельно занимался в художественной самодеятельности, в результате чего его интерес к театру превысил желание продолжать карьеру инженера. Владлен Паулус в 1952 году прошёл конкурс и поступил на актёрский факультет Школы-студии МХАТ на курс Василия Осиповича Топоркова. Получив в 1957 году диплом драматического артиста, он был принят в труппу Московского театра имени К.С. Станиславского вместе со своим другом и однокурсником Евгением Урбанским, но отработал там только один сезон (сыграл Вестового в «На рассвете» В.И. Питоленко, Герберта в «Таинственном острове» по роману Ж. Верна и другие роли). Паулуса, как и многих других молодых артистов, привлекал недавно созданный театр-студия «Современник» под руководством Олега Николаевича Ефремова. Поэтому, получив приглашение Ефремова перейти в «Современник», он, не раздумывая, его принял. Сыграл там Степана в «Вечно живых» В.С. Розова, Короля-отца в «Голом короле» Е.Л. Шварца, Глотова в «Два цвета» А.Г. Зака и И.К. Кузнецова, Егорова в «Назначении» А.М. Володина, Дона Чиро в «Никто» Э. де Филиппо, Макса в «Пятой колоне» Э. Хемингуэя, Штурмана в «Четвёртом» К.М. Симонова и другие образы. Работа в «Современнике» была для Владлена Паулуса и интересной и трудной одновременно. Там он нашёл близкий круг единомышленников, активно участвовал в творческой жизни театра. Но довольно непростой характер, прямолинейность суждений, собственное видение каждого вопроса очень часто ставили его в противовес мнению большинства. Это, безусловно, не нравилось Ефремову и иногда осложняло их отношения. Вдобавок Паулус часто был несдержан в плане алкоголя, что мешало его актёрской работе и послужило, в итоге, поводом для увольнения из «Современника». Не смотря на это, Ефремов всегда ценил Паулуса как артиста и человека, называя его совестью театра. Вскоре началась плодотворная деятельность Владлена Паулуса в кино. В 1962 году он замечательно сыграл гангстера Акулу Додсона в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди», сразу обратив на себя внимание других режиссёров. Большинство из них увидели в Паулусе военных, моряков, чекистов, милиционеров, дипломатов, коих он в дальнейшем сыграл около двух десятков. Актёр в этих образах всегда был интересен и достоверен, соблюдая своеобразный баланс мужественности и решительности, силы и упорства, драматизма и хорошего юмора. Среди лучших киноролей Владлена Паулуса: майор Данилов («Живые и мёртвые»), Вася Шишков («Чёрт с портфелем»), Дербенцев («Кража»), полковник Осипов («Поезд в далёкий август»), Михалыч («Иванов катер»), Мирон Колесов («Крестьянский сын»), Родионов («Место встречи изменить нельзя»). Владлен Владимирович любил независимость, был творчески разносторонним, находил применение своего таланта в разных ипостасях. Увлекался живописью, делал пробные шаги на литературном поприще. В 1969 году окончил Высшие курсы режиссёров телевидения и несколько лет работал режиссёром. Затем снова вернулся в театр в качестве актёра. На сцене Театра имени Вл. Маяковского сыграл Матвея Степановича в «Думе о Британке» Ю.И. Яновского и Нарокова в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского. Но даже такие интересные роли не смогли надолго удержать его в этом коллективе, который он оставил в 1974 году. Последние пять лет своей жизни Владлен Паулус полностью посвятил кино. Фактически не отказывался ни от какой работы, вследствие чего в его послужном списке большие роли соседствовали с маленькими и эпизодическими. Параллельно продолжал заниматься литературной деятельностью, написал две пьесы. Первая из них была инсценировкой двух произведений Джона Стейнбека – «Квартал Тортилья-Флэт» и «Путешествие с Чарли в поисках Америки». Вторая – «Бульварный роман» – закончена Паулусом в начале 1979 года. К сожалению, ни одна из них так и не была поставлена на сцене. Проявившаяся у Паулуса тяжёлая онкологическая болезнь помешала осуществлению его планов. И хотя он не сдавался, продолжая сниматься, ухудшившееся здоровье всё же привело его на больничную койку. Четырёхмесячная борьба актёра с болезнью закончилась его поражением. Владлена Владимировича не стало на 51 году жизни.Похоронили его на Востряковском кладбище. Ещё при жизни Владлена Паулуса о постановке его последней пьесы «Бульварный роман» задумывались Михаил Козаков и Лев Дуров, но, в силу различных обстоятельств, их планы не были реализованы. После же кончины актёра его вдова Людмила Самуиловна дала прочитать «Бульварный роман» его другу Олегу Далю, с которым они были знакомы со времён «Современника», и пьеса ему очень понравилась. Он написал по ней сценарий и решил сам поставить её в кино. Чиновники с «Мосфильма» долго его обнадёживали, обещая запустить постановку. Но время уходило…. А вскоре не стало и самого Олега Даля. Фильмы и роли: 1962: «Деловые люди» (Акула Додсон), «Молодо-зелено» (Митя), «Эй, кто-нибудь!», к/м (муж); 1963: «Живые и мертвые» (Данилов), «Сотрудник ЧК» (Соловых); 1965: «Строится мост» (капитан), «Человек без паспорта» (следователь); 1966: «Черт с портфелем» (Шишков); 1967: «Исход» (часовщик), «Морские рассказы» (старпом), «Софья Перовская» (секретарь суда); 1968: «По Руси» (горбун); 1970: «Кража», тв (Сергей Иванович Дербенцев), «Море в огне» (Александер), «Солнце на стене», тв (Никанор Ремнев); 1971: «Поезд в далекий август» (Осипов); 1972: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (Аткинс), «Иванов катер» (Михалыч), «Укрощение огня» (секретарь Логунова); 1973: «Если это случится с тобой» (Юрий Семенович), «Семнадцать мгновений весны», тв (сотрудник германского посольства); 1974: «Глубина рисунка», к/м (Иван Иванович Иванов), «Контрабанда» (Василий Миронович Мережко), «Ответная мера» (Якобчук), «Такая короткая долгая жизнь», тв (майор военкомата); 1975: «Крестьянский сын» (Мирон Колесов), «Не отдавай королеву», тв (Виталий Антонович), «Принимаю на себя» (Федяев), «Пропавшая экспедиция» (начальник экспедиции), «Такая короткая долгая жизнь», тв (майор); 1976: «Золотая речка» (начальник экспедиции), «Обыкновенная Арктика», тв (Пантелей); 1977: «Ветер «Надежды» (старпом), «Приезжая» (мужик у клуба), «Схватка в пурге» (эксперт); 1978: «Голубка», тв (начальник порта), «Версия полковника Зорина» (майор ГАИ), «Маршал революции», тв (Макошин); 1979: «Место встречи изменить нельзя», тв (эксперт), «Москва слезам не верит» (мастер Михалыч), «Эмиссар заграничного центра» (Рюн), «Ярость», тв (Порфирий). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru