Павленко Павел ПавловичПавленко Павел Павлович Павел Павленко родился в Киеве. Рано оставшись без матери, он воспитывался своим отцом Павлом Ивановичем Павленко (1877–?), оперным артистом и режиссёром, в 1903 году переехавшим на постоянное место жительства в Москву. В 1912 году Павел поступил на учёбу в XI Московскую гимназию, в 1918 году реорганизованную в 109-ю советскую трудовую школу, окончил её в 1920 году и начал свою трудовую деятельность в качестве сценариста в Московском украинском театре «Студия». Здесь же Павленко дебютировал на сцене, сыграв свои первые роли, среди которых: Возный («Наталка-Полтавка» И.П. Котляревского), Сених-ага («Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского), Омельков («Мартын Боруля» И.К. Карпенко-Карого) и другие. Затем, с лета 1922 года по осень 1923 года, Павел работал в свободно-показательной труппе Подива-14. В 1923 году Павел Павленко поступил на актёрский факультет Московского государственного театрального техникума, где учился до 1926 года и одновременно, с сентября 1924 года, работал в Московском театре для детей. В октябре 1927 года Павленко перешёл во вновь организованную в Москве профклубную мастерскую при Управлении академическими театрами, а в 1928 году на два сезона уезжал работать в Харьковский краснозаводской театр. В октябре 1930 года Павел Павлович вернулся в Москву и вступил в труппу Театра Революции, где оставался до 1932 года. Здесь актёром были сыграны Весельчак («Первая конная» В.В. Вишневского), Власенко («12-й С-261» Б.П. Баркова), судья («История одного убийства» М.Ю. Левидова), Рапуткин («Человек с портфелем» А.М. Файко) и другие роли. Последующие шесть лет творческая судьба Павла Павленко была связана с именем Юрия Завадского. Сначала он был актёром его Театра-студии, а затем в 1936–1938 гг. вместе с ним уезжал работать в драматический театр имени М. Горького в Ростов-на-Дону. За этот период Павленко были сыграны: Кристи («Ученик дьявола» Б. Шоу), Бриден («Любовью не шутят» А. де Мюссе), Прищемихин («Опыт»), Шапелев («Школа неплательщиков» Л. Вернейля), Пикалов («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Левшин («Враги» М. Горького) и другие роли. Здесь же Павленко впервые попробовал свои силы в качестве режиссёра, поставив спектакль «Как закалялась сталь» по роману Н.А. Островского. Вернувшись из Ростова, Павел Павлович стал актёром Центрального театра транспорта, где работал до 1944 года и сыграл много заметных ролей: Расплюева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Володю Агафонова («Со всяким может случиться» Б.С. Ромашова), Шмагу («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Колечко («Сын народа» Ю.П. Германа), Мамонтова («Накануне» по роману И.С. Тургенева) и других. В 1944 году Павел Павленко по приглашению Завадского перешёл работать в Театр имени Моссовета, затем один сезон 1947/48 гг. играл в Театре оперетты, а в декабре 1948 года вновь вернулся в Центральный театр транспорта, где был одним из ведущих актёров вплоть до ухода на пенсию в 1960 году. Среди его поздних работ: Понте («Буря» В.Т. Лациса), Дьего («Испанский священник» Д. Флетчера), Такон («Живой портрет» А. Морето-и-Каваньи), Людовик XI («Собор Парижской богоматери» по роману В. Гюго), Илья Сохатых («Угрюм-река» по роману В.Я. Шишкова), Михаил Аркадьевич Семицветов («Хамелеоны» В.А. Соловьёва) и другие. Уже с первых выступлений на сцене Павел Павленко заявил о себе как об интересном характерном актёре, игравшем ярко, с большим юмором. Со временем его мастерство стало ещё более совершенным, что он наглядно продемонстрировал в периоды работы у Завадского и в Театре транспорта. Павленко фактически не играл главных ролей, оставаясь непревзойдённым мастером эпизода и ролей второго плана. При этом актёр никогда не терялся за спинами главных героев, превращая свои маленькие роли в настоящие шедевры. В кино актёр пришёл уже зрелым мастером и сразу же занял там свою нишу, играя роли всевозможных старичков – от скромных и застенчивых до весёлых и задорных. Настоящей удачей для Павленко стала встреча с режиссёром Александром Роу, в сказках которого он сыграл свои лучшие роли в кино – главнейшего церемониймейстера в «Королевстве кривых зеркал», старика-отца в «Морозко» и Водяного царя в «Огонь, вода и… медные трубы». Членам съёмочных групп этих картин он запомнился как весёлый, остроумный человек, не терявшийся в больших компаниях, всегда находивший добрые слова в адрес своих коллег. Павел Павленко был женат на Анне Степановне Потапенко (1906–?). Детей у супругов не было. После 1976 года актёр больше не снимался, и как прожил свои последние годы, к сожалению, неизвестно. Очень жаль, что никто не поинтересовался этим при его жизни. Он дожил до солидного возраста и умер, всеми забытый, один, в пустой квартире. Место захоронения Павленко по сегодняшний день не найдено. Фильмы и роли: 1944: «Зоя» (немецкий офицер); 1946: «Глинка» (Ф. Булгарин); 1952: «Композитор Глинка» (Ф. Булгарин), «Ревизор» (Хлопов); 1953: «Корабли штурмуют бастионы» (Павел I), «Сеанс гипноза», к/м (Дрожжинский); 1957: «Высота» (работник завода), «Поединок» (Светловидов); 1958: «Капитанская дочка» (Иван Игнатьевич), «Наш корреспондент» (Иван Иванович); 1960: «Время летних отпусков» (Бородай), «Ловцы губок» (Бабурис); 1961: «Суд сумасшедших» (Сибелиус Фтор); 1962: «Жертвы» (эп.); 1963: «Королевство кривых зеркал» (главнейший церемониймейстер), «Пропало лето» (дед), «Сгорел на работе», к/м (роль); 1964: «Морозко» (старик); 1966: «Скверный анекдот» (Аким Петрович); 1967: «Огонь, вода и… медные трубы» (Водяной царь); 1968: «Братья Карамазовы» (Зосима), «Золотой теленок» (Фунт); 1969: «Адам и Хева» (старик-дагестанец); 1970: «Вас вызывает Таймыр», тв (дед Бабурин), «Карусель», тв (Иван Петрович); 1973: «Много шума из ничего» (Клюква); 1976: «Двенадцать стульев», тв (сторож клуба). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru