
Павликов Матвей Степанович
Заслуженный артист РСФСР (1940) Матвей Павликов родился в Санкт-Петербурге в семье служащего Степана Михайловича Павликова и домашней хозяйки Екатерины Матвеевны Наумчевой. Учился в Петроградском реальном училище, но, не окончив его, в 1919 году вместе с матерью и двумя сёстрами уехал в город Осташков Тверской губернии, где в июле 1920 года поступил на работу чертёжником в Главное сланцевое управление (Главсланц). В сентябре 1921-го Матвей вернулся в Петроград для окончания среднего образования. Для этой цели он поступил в 23-ю трудовую школу и одновременно начал учиться в драматической студии «Искусство актёра» при Политуправлении Балтийского Флота под руководством артиста Петроградского государственного академического театра (бывшего Александринского) Григория Григорьевича Ге. Окончив оба учебных заведения в 1922 году, Павликов решил развиваться дальше в сторону драматического искусства и продолжил обучение в драматической студии другого артиста того же, бывшего Александринского театра – Евтихия Павловича Карпова, а также сдал вступительный экзамен в Институт сценических искусств. Не окончив его, в октябре 1923 года он вступил в труппу тогда ещё молодого, только набирающего силы Большого драматического театра. Там он пробыл два сезона и затем начал кочевать по разным ленинградским театрам, постепенно набирая мастерство и известность. Ему были присущи резкие актёрские краски, внешний темперамент, искренность в передаче чувств и эмоций. Он быстро стал обращать на себя внимание героическими ролями. Перейдя в 1926 году в театр Ленинградского дома печати, актёр удостоился похвальных отзывов за роль Рябьева в пьесе «Наталья Тарпова» С.А. Семёнова. Затем в театре Ленинградского Пролеткульта и образовавшегося из него Театра имени ЛОСПС (Ленинградского областного совета профессиональных союзов) он удачно сыграл Левинсона в «Разгроме» по роману А.А. Фадеева, Нагульнова в «Поднятой целине» по роману М.А. Шолохова, Мамлока в «Докторе Мамлоке» Ф. Вольфа, В.И. Чапаева в «Чапаеве» по роману Д.А. Фурманова. В тот же период, когда актёр блистал на сцене в образе комдива Чапаева, он успешно снялся в кино в роли танкиста со своей же фамилией – Павликов в комедии Иосифа Хейфица и Александра Зархи «Горячие денёчки». Затем сыграл ещё несколько ролей, из которых заслуживает внимания крестьянин Филимон в картине о донском казаке Емельяне Пугачёве – «Пугачёв» (1937). В целом Павликову не суждено было раскрыться на экране. Театр в этом плане дал ему гораздо больше возможностей. В сезон 1938/1939 гг. Матвей Павликов уезжал в Киев для работы в Театре Красной армии, по возвращении из которого стал артистом Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. В нём актёр пробыл до момента эвакуации театра в Узбекистан в связи с начавшейся Великой Отечественной войной. Сам же Павликов эвакуироваться не успел, разделив с ленинградцами все тяготы изнуряющей блокады. В октябре 1942 года он вошёл в состав вновь созданного Блокадного театра (будущего Театра имени В.Ф. Комиссаржевской), сыграв на его сцене яркие образы капитана Ивана Сафонова в «Русских людях» К.М. Симонова и генерала Огнева во «Фронте» А.Е. Корнейчука. Обе роли, не смотря на тяжёлые условия и ослабленное физическое состояние, были исполнены Павликовым с большим эмоциональным подъёмом и подлинным драматизмом. Как складывалась творческая судьба Матвея Павликова после 1945 года, установить не удалось. Также остались невыясненными обстоятельства его личной жизни. На момент заполнения найденной мной анкеты, датированной 24 октября 1942 года, в графе «семейное положение» им было указано – холост. Матвей Степанович ушёл из жизни в 42 года. Почему это произошло, уже не выяснить. Вероятно, тому способствовали, подорвавшие здоровье, тяжёлые годы блокады Ленинграда. Фильмы и роли: 1935: «Горячие денёчки» (Павликов, танкист), «Подруги» (мастеровой); 1936: «Пугачёв» (Филимон), «Федька» (белый офицер); 1938: «Человек с ружьём» (кузен); 1942: «Варежки», к/м (Костя Грачёв). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru