Павлов Дмитрий СергеевичПавлов Дмитрий Сергеевич Дмитрий Павлов родился в Москве в семье розничного торговца Сергея Филатовича (1876–1972) и домашней хозяйки Софии Яковлевны (1890–1968) Павловых. В 1924 году поступил в школу-семилетку, окончил её в 1930-м и стал учащимся школы ФЗУ треста точной механики при 1-м государственном часовом заводе. Получив специальность инструментальщика 6-го разряда, Дмитрий остался работать на том же заводе, пока не произошло его увлечение драматическим искусством. Не отрываясь от производства, в 1934 году он поступил на актёрский факультет Театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре на курс Леонида Андреевича Волкова. Первый год пытался совмещать учёбу и работу, а когда это стало затруднительно, целиком посвятил себя освоению азов актёрской профессии. Помимо мастера, на его курсе преподавали Елена Ивановна Страдомская, Вениамин Иванович Цыганков, Елена Митрофановна Шатрова. Каждый из них передал ученикам частичку своего таланта, воспитал в них трепетное отношение к профессии. Выпустившись из стен училища в 1938 году, Дмитрий Павлов не сразу попал в труппу Малого театра. Сначала этому предшествовали два года работы в Московском областном колхозном театре имени А.Н. Островского, в котором молодой артист сыграл первые значительные роли: Октава в «Плутнях Скапена» Ж.-Б. Мольера, Колычева в «Василисе Мелентьевой» А.Н. Островского, Фердинанда в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Дона Хуана в «Испанцах в Дании» П. Мериме. Для Павлова это был уникальный опыт, поскольку в дальнейшем ему уже не доведётся играть подобных ролей. В октябре 1940 года Дмитрий Павлов перешёл в труппу МХАТа, где успел отработать только один сезон. В начале Великой Отечественной войны он эвакуировался в Челябинск, вслед за женой, актрисой Малого театра Марией Сергеевной Мухановой (1914–1970). Это позволило ему в октябре 1941 года вступить в труппу Малого театра, в которой актёр остался на долгих сорок два года. Театр великих мастеров, классических традиций, он помог Дмитрию Сергеевичу сформироваться в серьёзного, вдумчивого артиста, способного играть самые разные роли. Первой большой работой Павлова на этой сцене стал Платон Зыбкин в пьесе А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Впоследствии он сыграл ещё в ряде пьес Островского: «Волках и овцах» (Горецкий), «Бесприданнице» (Вожеватов), «Снегурочке» (Мизгирь), «Лесе» (Пётр и Карп), «Доходном месте» (Жадов), «Грозе» (Тихон), «Сердце не камень» (Ераст). В «Правде – хорошо, а счастье лучше», помимо Зыбина, играл ещё Грознова и Барабошева. Также в его репертуар входили: Нил в «Мещанах» М. Горького, Ветровой в «Калиновой роще» А.Е. Корнейчука, Кондратенко в «Порте-Артуре» И.Ф. Попова и А.Н. Степанова, Вильям Доббин в «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея, Горич в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Василий Иванович Базаров в «Отцах и детях» И.С. Тургенева, Харитонов в «Старике» М. Горького, Муромский в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, Дудаков в «Дачниках» М. Горького и многие другие. В 1940-е годы Дмитрий Павлов активно снимался в кино. Первой его большой ролью стал матрос Сергей Орликов в музыкальной комедии Константина Юдина «Близнецы». Актёр сыграл обаятельного, доброго героя, симпатизировавшего главной героине в исполнении Людмилы Целиковской. Картина пользовалась большой популярностью у зрителей, которой способствовали лёгкий нетривиальный сюжет и замечательная музыка Оскара Сандлера. Второй значимой киноработой Павлова снова стал моряк, на этот раз капитан-лейтенант Максимов в фильме Александра Файнциммера «За тех, кто в море», экранизации пьесы Бориса Лавренёва. Годом ранее эту же роль актёр сыграл на сцене Малого театра, а на экране представил её новую вариацию. Образ был положительным, ставившимся в противовес его экранному и сценическому оппоненту – Боровскому, жаждущему славы цинику. В фильме конфликт между ними получился несколько натянутым и малоинтересным. Режиссёр придал большее значение экранной выразительности, нежели внутренней драматургии, поэтому картина получилась, на мой взгляд, неудачной. Сыграв ещё несколько проходных ролей в кино, Дмитрий Павлов целиком сосредоточился на театре, снимаясь лишь в экранизациях постановок Малого театра и телеспектаклях. Помимо работы в театре и кино, Дмитрий Павлов занимался педагогической деятельностью. С 1951 по 1954 гг. он преподавал в Театральном училище имени М.С. Щепкина, с 1973 по 1982 гг. – в ГИТИСе, был старшим преподавателем кафедры актёрского мастерства. Доцент (1977). Вначале 1980-х гг. артиста стало мучить психоневрологическое заболевание, послужившее причиной его ухода из театра в апреле 1983 года. Оправившись от болезни, в 1987 году он переехал в Дом ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной, но успел прожить там только год. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище вместе с первой супругой М.С. Мухановой. Фильмы и роли: 1941: «БКС № 4. Приказ выполнен» (Баков); 1945: «Близнецы» (Сергей Орликов); 1946: «Клятва» (Сергей); 1947: «За тех, кто в море» (Максимов), «Сельская учительница» (Пров Воронов); 1949: «Падение Берлина» (Томашевич); 1951: «Правда – хорошо, а счастье лучше» (Платон); 1952: «Волки и овцы» (Клавдий Горецкий); 1953: «Варвары» (Степан Лукин), «Чук и Гек», к/м (папа); 1956: «Крутые горки» (Фролов); 1959: «Растеряева улица» (офицер); 1962: «Вашингтонская история», тв (Аб Стоун); 1964: «Порт-Артур», тв (Роман Исидорович Кондратенко, генерал); 1967: «Пропавший чиновник», тв (Йенсен), «Северный свет», тв (Мейтленд); 1968: «Барсуки», тв (председатель уездного исполкома); 1972: «Былое и думы», тв (Строганов); 1975: «Свадьба Кречинского», тв (Муромский), «Фальшивая монета», тв (Лузгин); 1976: «Сибирь», тв (Филатов); 1977: «Оптимистическая трагедия», тв (старый матрос); 1979: «Русские люди», тв (Харитонов). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru