Павлова Софья АфиногеновнаПавлова Софья Афиногеновна Софья Павлова родилась в деревне Бобынино Ярославской губернии в большой многодетной семье, состоявшей из шести детей – четырёх братьев и двух сестёр. Отец Афиноген Александрович Павлов работал жестянщиком в типографии. Мать была домашней хозяйкой, занималась воспитанием детей. По окончании 8 классов средней школы в 1941 году Софья поступила на курсы стенографии и машинописи, окончив которые устроилась машинисткой в 16-ю московскую типографию, где работал её отец. Отработав там два года, Софья поступила на учёбу в педагогическое училище № 2, по окончании которого в 1947 году один год работала преподавателем начальных классов в средней школе № 57. Всё это время она совмещала работу с занятиями в драматическом кружке и, в итоге, решила попробовать свои силы в поступлении в театральный вуз. В 1948 году она стала студенткой актёрского факультета ГИТИСа на курсе Владимира Васильевича Готовцева. Во время учебы у неё случился роман со своим однокурсником Павлом Шальновым (1926–2012), и вскоре она вышла за него замуж. По окончании института в 1952 году оба они были приняты в труппу Театра имени М.Н. Ермоловой, вместе выходили на одну сцену, но их брак продлился всего несколько лет. Шальнов увлёкся актрисой этого же театра Иветтой Киселёвой и ради неё оставил жену. Павлова в этот момент ждала ребёнка, но её беременность прервал случай. Играя один из спектаклей, она слишком туго перетянула корсетом живот, и у неё случился выкидыш. Больше детей у актрисы не было. В театре у Павловой складывалось всё хорошо, она была много занята в репертуаре, играя, в основном, роли героинь. Этому способствовали яркая внешность и высокий рост актрисы. Среди сыгранных ей ролей: Ливия («Укрощение укротителя» Д. Флетчера), Тоня («Старые друзья» Л.А. Малюгина), Наталья Николаевна Пушкина («Пушкин» А.П. Глобы), Ирина («Вечно живые» В.С. Розова), Бетти Уайтхауз («Опасный поворот» Д.Б. Пристли), Зоя Шубейкина («Дикари» С.В. Михалкова), Мария-Каролина («Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо), Анни Сюлливан («Сотворившая чудо» У. Гибсона), Серафима Корзухина («Бег» М.А. Булгакова), генеральша («Неравный брак» В.К. Константинова и Б.М. Рацера), Хороших («Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова), Раиса Павловна Горемыкина («Горное гнездо» Д.Н. Мамина-Сибиряка), Анна («Две житейские истории» Л.С. Петрушевской), Екатерина II («Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого), Карповна («Говори…» А.М. Буравского), Миледи («Костюмер» Р. Харвуда) и другие. В кино Софья Павлова громко заявила о себе в фильме Юлия Райзмана «Коммунист», сыграв простую деревенскую девушку Анюту. Актриса органично вжилась в образ, не затерявшись за мощным темпераментом исполнителя главной роли Евгения Урбанского, заявив о себе как об интересной драматической актрисе. Среди других заметных работ Павловой в кино: Аксинья («Рыжик»), Ольга Дмитриевна («Среди добрых людей»), Серпилина («Живые и мёртвые» и «Возмездие»), Полина Андреевна («Чайка»), Дросида («Драма из старинной жизни»), Анастасия Строгова («Соль земли»), мать Сергея («Не могу сказать ”прощай”»). В жизни Софья Павлова была очень сложным человеком, обладала независимым и колким характером. Могла обидеть коллег острым словом, при этом была настойчивая, категоричная, любила говорить прямо в глаза то, что думает о человеке. Обладала практичностью, была пробивной в нужных для неё делах. Вторым супругом актрисы стал известный мастер художественного слова Юрий Васильевич Мышкин. Он был рядом с супругой во время её тяжелой болезни, которая настигла Софью Афиногеновну в конце жизни. Врачи поставили Павловой страшный диагноз – рак. Но актриса не сдавалась, выходила на сцену, насколько хватало сил. Однажды они иссякли, и болезнь забрала её. Похоронена Софья Павлова на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1957: «Коммунист» (Анюта), «Пушкин», тв (Наталия Николаевна Пушкина); 1960: «Впереди крутой поворот» (Ирина Кардаш, учительница), «Рыжик» (Аксинья); 1961: «Сердце не прощает» (Екатерина Топилина), «Тень» (Ксения Петровна); 1962: «Среди добрых людей» (Ольга Дмитриевна); 1963: «Большие и маленькие» (Соколова), «Живые и мертвые» (Серпилина); 1967: «Возмездие» (Серпилина), «Журналист» (мать Шуры Окаемовой); 1968: «Гольфстрим» (мать Игоря), «Мужской разговор» (Мария Ивановна); 1969: «Адъютант его превосходительства», тв (Ксения Андреевна), «У Лукоморья», тв, к/м (мать); 1970: «Чайка» (Полина Андреевна), «Человек с другой стороны» (женщина с Поволжья); 1971: «Драма из старинной жизни» (Дросида), «Клоун», тв (Тая); 1975: «Прошлым летом в Чулимске», тв (Анна Хороших); 1976: «Преступление» (Анна Каретникова); 1977: «Семейная история», тв (Ольга Максимовна); 1978: «Ветераны», к/м (Алевтина Ивановна), «Соль земли», тв (Анастасия Строгова); 1979: «Горное гнездо», тв (Раиса Павловна); 1980: «Диалог с продолжением» (жена отца), «Коней на переправе не меняют» (Зина), «Мелодия на два голоса», тв (Нефедова), «Ожидание» (Татьяна Антоновна), «По данным уголовного розыска» (жена подполковника); 1981: «В начале игры» (Ирина Николаевна), «Крепыш» (Лидия Федоровна); 1982: «Две главы из семейной хроники» (монтажер), «Колыбельная для брата» (Анна Викторовна), «Не могу сказать «прощай» (мать Сергея), «Несколько капель», тв (мать Музы), «Операция на сердце», тв (Елена Сергеевна), «Семеро солдатиков» (бабушка), «Шапка Мономаха», тв (мать); 1983: «Подросток», тв (Марья Ивановна); 1984: «Букет мимозы и другие цветы» (Екатерина Ивановна); 1985: «Не имеющий чина», тв (Екатерина Николаевна); 1986: «55 градусов ниже нуля» (Мария Дмитриевна); 1987: «Говори», тв (Карповна); 1989: «В городе Сочи темные ночи» (Любовь Сергеевна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru