Павлычева Антонина Павловна

Pavlitcheva-1Павлычева Антонина Павловна
Заслуженная артистка РСФСР (1957)
Родилась 23 ноября 1900 года.
Умерла 12 октября 1977 года.

Антонина Павлычева родилась в селе Дуденево Тверской губернии. Вскоре после этого её родители переехали в Баку, затем – в Астрахань, где Антонина в 1917 году окончила частную женскую гимназию. Будучи гимназисткой, увлеклась театральным искусством, брала частные уроки у актёра М.А. Бецкого. Когда в 1918 году он организовал театральную студию, она стала её постоянной участницей. Параллельно, чтобы иметь средства на существование, работала техническим секретарём. В 1919-м, ввиду тяжёлых жизненных обстоятельств, вынуждена была оставить студию и устроиться экспедитором в Губернскую центропечать, работала в Астрахани и Саратове.

В 1920 году Антонина Павлычева переехала в Москву, трудилась конторщицей в ЦК Пролеткульта. Так продолжалось два года, пока, наконец, она не решила связать свою дальнейшую жизнь с театром. В 1922 году Антонина держала экзамен на актёрский факультет Ленинградского института сценических искусств и была принята в мастерскую Леонида Сергеевича Вивьена. Училась вместе с Василием Меркурьевым, Виталием Полицеймако, Михаилом Екатерининским, Александром Кистовым. В 1928-м, через два года после окончания института, вместе с другими своими однокурсниками вошла в состав организованного Л.С. Вивьеном «Театра актёрского мастерства» (затем – филиал Акдрамы, Ленинградский театр Красной армии, Театр п/р Л.С. Вивьена, Реалистический театр) и работала там до момента его слияния с Театром имени ЛОСПС в 1938 году. После этого играла в Ленинградском театре санкультуры, который прекратил своё существование после начала Великой Отечественной войны.

Летом 1941 года Антонина Павлычева вместе с несовершеннолетним сыном эвакуировалась в Куйбышев. Там она два года отработала в филармонии в качестве чтицы, затем поступила во вновь организованный Сызранский театр, в котором играла до конца войны. В 1945 году вернулась в Ленинград, где была принята в труппу Ленинградского областного драматического театра (с 1963 года – Ленинградский театр драмы и комедии) и выходила на его сцену до февраля 1967 года. Здесь ей был сыграны несколько десятков ролей, в которых она проявила себя интересной драматической актрисой. Среди них: Василиса Павловна Степанова («Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова), Мария Львовна («Беспокойная старость» Л.Н. Рахманова), Ефросинья («Богатыри» Д. Бедного), Снежинская («Третья молодость» С. Белова), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Малютина («Персональное дело» А.П. Штейна), Матрёна («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Анастасия Ефремовна («В добрый час!» В.С. Розова), Харита Игнатьевна Огудалова («Бесприданница» А.Н. Островского) и другие.

В кино Антонина Павлычева снималась с середины 1930-х годов. Обладая своеобразной фактурой, с молодых лет играла возрастные роли, в которых всегда была точна и убедительна. Во многих её героинях присутствовала какая-то трагическая обречённость, отрешённость от внешнего мира. Они выглядели на экране несколько угрюмыми, опустошёнными, лишёнными радости жизни. Другие же, наоборот, были сильны духом, обладали мощным темпераментом. Вероятно, именно этим актриса и привлекала режиссёров, которые охотно приглашали её на небольшие роли и эпизоды женщин из народа: старух, матерей, бабушек. Наиболее заметные из них: Прасковья Буянова («Всего дороже»), Авдотья («Чудотворная»), бабушка Тани («Дикая собака Динго»), Тамара Ивановна («Всё остаётся людям»), Анна Михайловна Шелкова («Государственный преступник»), Нина Адамовна Демидова («Знойный июль»), мать Африканыча («Африканыч»), Нина Петровна Пушкарёва («Дом на Фонтанке»).

В середины 1970-х годов Антонина Павлычева жила в Ленинградском доме ветеранов сцены имени М.Г. Савиной, где и окончила свои дни. Похоронена на Комаровском поселковом кладбище под Санкт-Петербургом.

Фильмы и роли:

1938: «Выборгская сторона» (женщина); 1939: «Станица Дальняя» (казачка); 1940: «Разгром Юденича» (Мукасеева); 1948: «Драгоценные зерна» (колхозница); 1951: «Незабываемый 1919 год» (жительница Ленинграда); 1957: «Всего дороже» (Прасковья Буянова), «Ленинградская симфония» (санитарка), «На переломе» (тетя Дора, кастелянша); 1958: «День первый» (мать Николая), «Милочкина болезнь», к/м (бабушка); 1959: «Неоплаченный долг» (Егоровна); 1960: «Гущак из Рио-де-Женейро», к/м (Дарья Филипповна), «Ребята с Канонерского» (мать Миши), «Чудотворная» (Авдотья); 1962: «Вступление» (бабушка Фроси), «Дикая собака Динго» (няня); 1963: «Все остается людям» (Тамара Ивановна), «Молодожен», к/м (мать Василия); 1964: «Государственный преступник» (Анна Михайловна); 1965: «Друзья и годы» (тетя Катя), «Знойный июль» (Нина Адамовна), «Ленин в Польше» (мать Крупской); 1967: «На большой дороге», та (Ефимовна), «Теплый хлеб», тв (бабка Фильки); 1969: «Мальчишки. Это именно я» (бабушка); 1970: «Африканыч», тв (мать Африканыча), «Удивительный заклад» (бабушка); 1972: «Дом на Фонтанке», тв (Нина Петровна Пушкарева); 1973: «Где это видано, где это слыхано», тв, к/м (вахтерша), «Открытая книга» (прислуга Раевского); 1974: «В то далекое лето» (бабушка), «Ищу мою судьбу» (Степанида Никитична); 1976: «Двадцать дней без войны» (мать Рубцовой).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru