
Пельтцер Иван Романович
Иван Пельтцер родился в селе Каблуково Богородского уезда Московской губернии в большой многодетной семье. Его родители, умершие в 1918 году, к искусству отношения не имели. Мать была домашней хозяйкой. Отец долгое время работал инженером-механиком на фабрике по производству искусственной шерсти в Каблуково, затем был переведён в село Барково, куда переехал вместе со всем своим семейством. Иван с юных лет мечтал о сцене, но родители не разделяли его страсть, считая актёров за падших созданий. Однако, преодолев все предрассудки, Пельтцер всё-таки поступил в театральное училище при Малом театре по классу Михаила Провича Садовского, окончил его в 1893 году и летом этого же года начал свою актёрскую карьеру на сцене Белгородского театра. Затем на протяжении семи лет работал в театрах различных городов: Тулы, Костромы, Троицка, Рыбинска, Астрахани, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Самары, Саратова, Ельца, Майкопа, Ставрополя, Казани и других. За этот период сыграл ряд ведущих ролей в классических пьесах: Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Мышкина в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» П. Бомарше, Аркашку в «Лесе» А.Н. Островского, Белогубова в «Доходном месте» А.Н. Островского, Тихона в «Грозе» А.Н. Островского, Карандышева в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Незнамова и Миловзорова в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Акима во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого и многих других. Скитание по городам провинции изрядно утомило Ивана Пельтцера, и в 1900 году он предпринял попытку обосноваться в Москве, увенчавшуюся успехом. Он был принят в труппу знаменитого в то время Театра Корша, в котором прослужил девять лет. К своим сыгранным ранее ролям артист прибавил Алёшу («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Сганареля («Хоть тресни, а женись» Д.Т. Ленского), Елпидифора («Генеральша Матрёна» В.А. Крылова), Шнейме («Еврей» Р. Камберленда) и другие. В летние периоды вместе с театром гастролировал по городам провинции. Летом 1904 года участвовал в гастрольной поездке Веры Фёдоровны Комиссаржевской, партнёрствуя ей во всех её спектаклях. В 1909 году Иван Романович был приглашён антрепренёром В.Н. Викторовым в Витебский театр, с работы в котором для артиста вновь началась череда путешествий по различным городам. Только теперь Пельтцер выступал не только в качестве актёра, но и режиссёра. Совмещая эти две ипостаси, он трудился в театрах Тифлиса, Саратова, Витебска, Раменского, Коломны, Кольчугино, Киева (театр Н.Н. Синельникова), Харькова. В 1916 году Иван Пельтцер снова вернулся в Москву. Играл в Театре миниатюр, антрепризе Домбровского, Театре П.П. Струйского. В этот же период началась его активная работа в кино, хотя дебютировал он на экране ещё в 1911 году в фильме «Эстерка Блехман» на кинофабрике Р.Д. Перского, сыграв сразу две роли – отца скрипача Блехмана и соблазнителя дочери Эстерки. С 1916 по 1918 годы Пельтцер снялся в порядке двадцати фильмах и как режиссёр поставил пять картин. Большинство из них не сохранилось, поэтому судить о качестве этих работ сегодня очень сложно. В 1918 году Иван Романович вновь вступил в труппу Театра Корша (преобразованного в 1920 году в «3-й театр РСФСР. Комедия»), в котором служил до 1925 года, справив там 30-летний юбилей своей сценической деятельности и получив в связи с этим звание Заслуженного артиста Республики. После очередной реорганизации театра, покинул его и затем до 1933 года работал как в Москве, так и в провинции: был художественным руководителем коллектива по обслуживанию рабочих клубов Москвы и области, играл в Николаевском театре «Шахтёрка Донбасса», Московском Актуальном театре, Ивановской областной драме и других коллективах. На этих сценах им были сыграны Бублик в «Платоне Кречете» А.Е. Корнейчука, Караулов в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина, Бекленишев в «Небе и земле» В.М. Саянова, Ленчицкий в «Бойцах» Б.С. Ромашова, Булычов в «Егоре Булычове и других» М. Горького и другие роли. 14 декабря 1933 года Иван Пельтцер вынужден был оставить актёрскую работу по состоянию здоровья. Полтора года он находился на лечении, а в августе 1935 года был признан инвалидом II группы. Казалось бы, после этого ему нужно было забыть о творческой деятельности, но как раз в тот момент в его жизни вновь появилось кино. Режиссёр Юлий Райзман пригласил Ивана Романовича в свой фильм «Последняя ночь» на роль отца семейства Захаркиных, в которой он оказался настолько естественен и убедителен, что сразу же полюбился зрителям, вызвав у них сочувствие и сопереживание. Да и сама «Последняя ночь» успешно прошла по экранам, собрав восторженные отзывы критиков и получив позднее Сталинскую премию II степени. Вслед за этой успешной работой Ивана Пельтцер незамедлительно последовали новые. Артист удачно нашёл свою нишу в кино и активно снимался, не зная простоев. Воплощал на экране почтенных стариков, старых рабочих, используя сочные актёрские краски, драматические оттенки, характерные нотки. Все его герои, независимо от размера ролей, получались яркими и запоминающимися: дед («Белеет парус одинокий»), дед Тарас («Степан Разин»), Кузьма Петрович Козодоев («Большая жизнь»), Пётр Федосеевич Захаров («Дочь моряка»), Афанасий Петрович Кулыгин («Это было в Донбассе») и другие. В 1940 году Иван Романович вернулся в театр – вступил в труппу Театра имени Моссовета и прослужил в нём шесть лет. Затем, в 1946 году, перешёл в Государственный театр киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), в котором состоял до октября 1956 года. Играл здесь в спектаклях: «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Архип Семёнович) и «Бедность не порок» А.Н. Островского (Коршунов). В кино продолжал сниматься до 1955 года в небольших ролях и эпизодах. Скончался в возрасте 87 лет. Похоронен на Введенском кладбище. Иван Романович Пельтцер прожил долгую жизнь в искусстве, оставив после яркие работы в кино. Актёр воспитал замечательную дочь – выдающуюся характерную актрису ХХ века Татьяну Ивановну Пельтцер (1904–1992). Память об этих талантливых людях, я уверен, будет сохраняться ещё многими поколениями зрителей. Фильмы и роли: 1911: «Эстерка Блехман» (отец скрипача Блехмана и дворянин); 1916: «Елена Деева» (роль), «Как он устранил своего соперника» (роль), «Огородник лихой» (роль), «Пляска миллионов» (Жуков), «Сибирская атаманша» (Яшка), «Хочу жениться» (Толстогубов); 1917: «Волжский богатырь» (роль), «Вор любви» (роль), «Жертвенник страстей» (Троцкий), «Жуткая правда о лесном расстреле» (роль), «Из бездны к солнцу» (роль), «Лгущие богу» (Павел), «Мир не скит» (роль), «Шакалы власти» (отец Бориса), «Я хочу жить» (Пшенский), «Ясновидящая» (роль); 1918: «Заемная жена» (мистер Смис), «Зверь внутри нас» (роль), «Эпизод любви» (муж Елены); 1924: «Красный тыл» (Зейц); 1927: «Дон Диего и Пелагея» (начальник ОУ); 1936: «Последняя ночь» (Захаркин-отец); 1937: «Белеет парус одинокий» (дед), «Граница на замке» (председатель колхоза), «Как будет голосовать избиратель», к/м (Иван Панфилович Филиппов, рабочий); 1938: «Люди долины Сумбар» (Иван Петрович), «Медведь», к/м (Лука), «Честь» (машинист Костров); 1939: «Большая жизнь», 1-я серия (Козодоев), «Огненные годы» (дед Юкин), «Степан Разин» (дед Тарас), «Человек в футляре» (гость); 1940: «Цена жизни» (доктор Ястребов); 1941: «Дочь моряка» (Петр Федосеевич); 1943: «Во имя Родины» (Степан, партизан), «Она защищает Родину» (Степан Орлов); 1945: «Это было в Донбассе» (Кулыгин); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Козодоев); 1950: «Донецкие шахтеры» (Петрович), «Заговор обреченных» (Стебан); 1952: «Неразлучные друзья» (старый рыбак); 1953: «Налим», к/м (эп.); 1954: «Море студеное» (старый лесоруб); 1955: «Васек Трубачев и его товарищи» (Грозный), «В один прекрасный день» (дед Фома). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru