Перцовский Марк НаумовичПерцовский Марк Наумович Марк Перцовский родился в Харькове в семье портного Наума Павловича Перцовского (1883–1960) и домашней хозяйки Софьи Моисеевны Нарвич (1889–1961). В 1908 году Перцовские переехали в Тбилиси, где Марк учился на рабфаке для взрослых и одновременно подрабатывал «мальчиком» в писчебумажном магазине и вулканизационной мастерской. Увлекшись театром, в 1922 году оставил работу и поступил актёром в театр при Тбилисском Доме Красной армии и Флота, затем – Тбилисский театр для учащихся. По всей видимости, Перцовский проявлял неплохие актёрские способности, потому как в 1926 году он был командирован в Москву для обучения в театральной студии под руководством Юрия Александровича Завадского. Через год, ввиду материальных трудностей и отсутствия жилья, Перцовский был вынужден оставить учёбу и уехать работать в Бакинский театр рабочей молодёжи. Там он сразу же зарекомендовал себя прекрасным характерно-комедийным артистом, сыграл Ваньку Вышку в «Нефти» И.А. Савченко и Л. Перельмана, Воробья в «Дружных горках» В.В. Шкваркина, Гладких в «Выстреле» А.И. Безыменского, поэта Леонова в «Константине Терёхине» В.М. Киршона и А.В. Успенского и других. В 1930 году Марк Перцовский перешёл в Бакинский рабочий театр, а в 1932-м уехал в столицу и был принят в труппу Центрального театра Красной армии, в котором служил до конца своих дней. На этой сцене Перцовский вырос в высокопрофессионального артиста, своим присутствием украшавшего любой спектакль. Не самой привлекательной внешности, он умел быть органичным и обаятельным в любых образах, находил нужные актёрские интонации для каждого персонажа. Играл много и разнообразно, но особенно был блистателен в характерных ролях. Лучшие из его работ на сцене Театра армии: Недоростков («Шутники» А.Н. Островского), Фрегат («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука), Гортензио и Петруччо («Укрощение строптивой» В. Шекспира), Багратион («Полководец Суворов» И.В. Бахтерева), граф Нурин («Давным-давно» А.К. Гладкова), Белардо («Учитель танцев» Л. де Вега), Фердинанд («Флаг адмирала» А.Л. Штейна), Бичико («Стрекоза» М.Г. Бараташвили), Гуидоне («Моя семья» Э. де Филиппо), Эрнести («Физики» Ф. Дюрренматта), Виббель («Нашествие» Л.М. Леонова), Полуэктов («Человек со стороны» И.М. Дворецкого), барон Реньяр («Тот, кто получает пощёчины» Л.Н. Андреева), отец Онуфрий («Обретение» И.П. Друцэ) и другие. В кино Марк Перцовский начал сниматься с 1946 года, дебютировав в образе дирижёра Кавоса в «Глинке» Лео Арнштама. Через пять лет получил Сталинскую премию I степени за роль фашиста Эрнста Кальтенбруннера в фильме «Секретная миссия» Михаила Ромма, что говорит только о его большом таланте перевоплощения, поскольку за подобные роли в сталинское время отмечали нечасто. В дальнейшем снимался в небольших характерных ролях, не боялся экспериментировать, использовал эксцентрику, работал над внешним рисунком роли. Достаточно вспомнить контрабандиста Лапиади в «Приключениях Артёмки», пана Яблонского в «Олексе Довбуше», Фому в «Вольном ветре», врача в «Приключениях Толи Клюквина», Семёна Семёновича в «Тёще» или замечательных сказочных персонажей – Картауса в «Финисте – Ясном Соколе» и Цеблиона в «Пока бьют часы». Перцовский был достоверен и в серьёзных ролях, нечасто случавшихся в его карьере. Лучшая из них – дирижёр Орест Добросельский в «Ленинградской симфонии» Захара Аграненко, обладавший изяществом и благородством. Марк Наумович был несколько раз женат. В первом браке – на актрисе Антонине Павловне Богдановой (1904–1983), с которой познакомился в Баку и затем работал в Театре армии. Вторая супруга – Нина Петровна Петрова (1905–1984), в 1930-1940-е годы работала костюмером в том же Театре армии, затем – инструктором школы кройки и шитья. Похоронен Марк Перцовский на Троекуровском кладбище. Фильмы и роли: 1946: «Глинка» (Кавос); 1950: «Секретная миссия» (Кальтенбруннер); 1952: «Учитель танцев» (Белардо); 1955: «Мексиканец» (Рамос); 1956: «Приключения Артемки» (Лапиади); 1957: «Ленинградская симфония» (Добросельский, дирижер); 1959: «Олекса Довбуш» (Яблонский); 1961: «Вольный ветер» (Фома), «Укрощение строптивой», тв (Гортензио); 1962: «Грешный ангел» (Ставриди); 1964: «До свидания, мальчики» (отец Саши), «Приключения Толи Клюквина» (врач); 1968: «Братья Карамазовы» (Врублевский); 1969: «Две улыбки. Выкрутасы» (Омар Монтескье); 1970: «Баллада о Беринге и его друзьях» (профессор), «Встряска», тв, к/м (хозяин иконописной мастерской), «Переступи порог» (продавец лотерейных билетов); 1973: «Дон Паскуале», тв (Дон Паскуале), «Капля в море» (пассажир автобуса), «Теща» (Семен Семенович); 1975: «Финист – Ясный сокол» (Картаус); 1976: «Пока бьют часы» (Цеблион-цирюльник); 1980: «Жиголо и Жиголетта», тв, к/м (Карло Пинецци). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru