Платонов Юрий АндреевичПлатонов Юрий Андреевич Юрий Платонов родился в Москве. В детстве и юности увлекался живописью, планировал поступать в архитектурный институт, но вместо этого пошёл в театральный и с первого же захода стал студентом актёрского факультета Театрального училища имени М.С. Щепкина, на курсе Веры Николаевны Пашенной. Учился вместе с Юрием Соломиным, Романом Филипповым, Алексеем Эйбоженко, Виктором Борцовым. В одном из студенческих спектаклей Юрия Платонова заметил режиссёр Воронежского театра драмы имени А.В. Кольцова Фирс Ефимович Шишигин и через год, когда тот получил диплом, пригласил его работать в свой театр. Начинающий артист принял предложение режиссёра и прослужил в Воронеже двадцать четыре года, сформировался в интересного самобытного мастера. Начинал он с ролей героев, своих современников, но со временем его актёрское амплуа расширилось, включив в себя характерные, героические и драматические образы. Платонов стал одним из ведущих артистов воронежской сцены, был плотно занят в репертуаре, переиграл множество первых ролей. Среди них: Родольф («Мадам Бовари» Г. Флобера), Вожеватов («Бесприданница» А.Н. Островского), Расплюев («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Медведенко («Чайка» А.П. Чехова), Бубнов («На дне» М. Горького), Размётнов («Поднятая целина» М.А. Шолохова), Командор («Каменный властелин» Л. Украинки), Андрей Ваганов («История одной любви» К.М. Симонова), Геннадий («В поисках радости» В.С. Розова), Жув («Интервенция» Л.И. Славина), Панталоне («Лжец» К. Гольдони), Петруччо («Укрощение строптивой» В. Шекспира), Виктор («Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина), Клеон («Забыть Герострата» Г.И. Горина), Самохвалов («Сослуживцы» Э.В. Брагинского и Э.А. Рязанова), Дито («Пока арба не перевернулась» О.Ш. Иоселиани), Георгий Димитров («Красное и коричневое» И. Радоева), Митч («Трамвай «Желание»» Т. Уильямса) и многие другие. Переломным в жизни Юрия Платонова стал 1980 год. Никогда не снимавшийся в кино, он неожиданно получил приглашение с «Ленфильма» от режиссёра Владимира Григорьева сняться в главной роли фильма «Поздние свидания». И, надо сказать, с предложенной задачей он справился блестяще. Его уже немолодой герой Николай Еремеевич, химик, фанатично преданный своей работе, примерный семьянин, влюблялся в случайную знакомую, ради которой оставлял семью. Персонаж актёра получился настолько трогательным, чувственным, обаятельным, что сразу же вызвал в свой адрес бурю восторгов, обеспечив тем самым успех фильму. И в самом скором времени жизнь Юрия Платонова кардинальным образом изменилась. Художественный руководитель Московского нового драматического театра Виталий Ланской, некогда работавший в Воронеже и знавший Платонова, пригласил актёра работать в вверенный ему театр. В итоге, Юрий Андреевич решился на смелый шаг: оставил принесшую ему успех воронежскую сцену и 31 октября 1981 года поступил в труппу Нового драматического театра. Вероятно, он ожидал ещё большей востребованности, свежих ощущений, но всё сложилось по-другому, вопреки его чаяниям. Конечно же, он был введён в репертуар, но масштаб предлагавшихся ему ролей был значительно скромнее, нежели в Воронеже. За пятнадцать лет работы их было чуть более десяти: Гермес («Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима), Усачёв («Притворщики» Э.В. Брагинского и Э.А. Рязанова), король Нитонисен («Хрустальное сердце» Л. Устинова), Чепраков («Тайна саркофага» А.В. Софронова), Матвей Сидорыч («Ассамблея» П.П. Гладича), прокурор («Осень следователя» Г. Данаилова), монах («Эдуард II» К. Марио), Франсуа («Героическая комедия» Ф. Брукнера) и другие. С кино, как и с театром, также складывалось не всё гладко и интересно. Платонова часто приглашали, но предлагаемые роли были однотипными, повторявшими то, что им было найдено ранее. Тем не менее, артист старался не заштамповаться, для каждого героя искал индивидуальные штрихи, однако повторить успех своей первой киноработы так и не смог. Из его ролей наиболее интересными были: Фролов («Средь бела дня»), Аполлон Аполлинариевич («Благие намерения»), Матушкин («Осенние утренники»), Иван Андреевич («И вся любовь»). Не забывал артиста Владимир Григорьев, режиссёр «Первых свиданий». Он ещё дважды снял Платонова в своих картинах: «С тех пор, как мы вместе» (Георгий Васильевич) и «Полёт птицы» (директор клуба киноработников). Уставший от ожиданий, разочарованный собственным положением в театре, Юрий Платонов решился его оставить. В октябре 1996 года он написал заявление об увольнении и покинул столичную сцену. Вернулся в Воронеж, но там его уже никто не ждал. Промаявшись несколько лет, в сентябре 2001 года он был принят в Воронежский ТЮЗ, но успел сыграть только одну роль – Хлеб в «Синей птице» М. Метерлинка. Нагрянувшие проблемы со здоровьем заставили его в июне 2002 года навсегда оставить театр. Дальнейшая жизнь Юрия Андреевича представляла собой грустное зрелище. Болезнь актёра постепенно прогрессировала, в результате чего его определили в Воронежский геронтологический центр, где ему ампутировали ногу. Некогда активный, жизнерадостный человек стал инвалидом-колясочником I группы, брошенным, никому не нужным. Закончил он свою жизнь в Воронежском доме инвалидов, забытый коллегами и собственной дочерью. Фильмы и роли: 1980: «Поздние свидания» (Николай Еремеевич), «Половодье» (Былич); 1982: «С тех пор, как мы вместе» (Георгий Васильевич); 1983: «Средь бела дня» (Андрей Андреевич); 1984: «Благие намерения» (директор интерната), «Идущий следом» (Илья Ильич, директор школы); 1985: «Контракт века» (Валерий Александрович, генерал КГБ), «Несмотря на преклонный возраст», тв (Виктор Соколов), «Новоселье», тв (Булатов), «Осенние утренники», тв (Матушкин); 1986: «Борис Годунов» (протодьякон), «Дополнительный прибывает на второй путь», тв (Поляков), «Певучая Россия», тв (Турищев), «Скакал казак через долину» (Николай Калюжный); 1987: «В поисках выхода» (эп.); 1988: «Полет птицы» (директор клуба киноработников); 1989: «И вся любовь» (Иван Андреевич), «Криминальный квартет» (полковник милиции); 1990: «Мария Магдалина» (майор); 1991: «Не будите спящую собаку» (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru