Плотников Александр КонстантиновичПлотников Александр Константинович Александр Константинович Плотников в 1940–1960-е годы был одной из самых заметных фигур театрального мира Москвы. С момента создания в 1946 году Московского театра драмы и комедии на протяжении семнадцати лет он являлся его главным режиссёром. В труппе театра состояли многие, известные впоследствии, актёры. Среди них: Готлиб Ронинсон, Надежда Федосова, Татьяна Махова, Леонид Князев, Маргарита Докторова. В первое десятилетие своего существования это был один из самых популярных театральных коллективов столицы. Однако, к началу 1960-х годов ситуация изменилась. Посещаемость спектаклей снизилась, и, в итоге, было принято постановление о реорганизации театра. В 1964 году на его основе был создан хорошо известный ныне Театр на Таганке, который долгие годы возглавлял Юрий Любимов. После этого Плотников не ушёл в тень – работал на радио, состоялся как актёр кино. Но, к сожалению, сегодня его имя фактически забыто. Некоторые зрители знают его, наверное, только по фильму «Золото», который в последнее время часто показывают по телевидению. Мне бы хотелось немного исправить ситуацию и рассказать о судьбе актёра. Родился Александр Плотников в Ульяновске. Его отец работал коком на пароходе. Мать Елизавета Фёдоровна увлекалась театром, была руководителем детского театрального кружка. Эта её любовь к искусству передалась сыну и повлияла на выбор его будущей профессии. Он поступил в Центральный техникум театрального искусства, окончив который в 1926 году, стал актёром, а позднее и режиссёром Московского театра имени Ленсовета. На его сцене сыграл Хлестакова («Ревизор» Н.В. Гоголя), Мечика («Разгром» А.А. Фадеева) и другие роли. Как режиссёр поставил «Последних» М. Горького, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева и другие спектакли. После закрытия Театра имени Ленсовета в 1941 году, Александр Константинович вместе с женой Галиной Дмитриевной Лебедевой (1910–1964), педагогом по образованию, эвакуировался в Магнитогорск, где работал в концертных бригадах, выступал перед ранеными. Там же в 1943 году у супругов родился сын Иван. Вернувшись в Москву, с 1943 по 1945 годы Александр Плотников состоял в труппе Театра Сатиры. Затем в 1946 году он стал актёром и главным режиссёром вновь организованного Московского театра драмы и комедии, а его супруга Галина Лебедева заняла должность главного художника. Здесь их совместными усилиями был осуществлён ряд постановок, среди которых: «Народ бессмертен» по В.С. Гроссману, «Под золотым орлом» Я.А. Галана, «Сын рыбака» по В. Лацису, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, «Тихий американец» по Г. Грину, «Наказание без мщения» Лопе де Веги и другие. В 1963 году, когда ситуация с Театром драмы и комедии накалилась, Александр Константинович не стал дожидаться указа о его снятии с должности, и сам написал заявление об уходе. Этот трудный для него период совпал с другим трагическим событием – безвременной кончиной жены Галины Дмитриевны. Однако Плотников не сломался и нашёл в себе силы жить дальше. Вскоре ему было предложено занять пост главного режиссёра Главной редакции литературно-драматического вещания Всесоюзного радио, и в этом качестве он работал до конца жизни. В 1967 году Плотниковым совершенно блистательно был сыгран на экране генерал-майор Иван Васильевич Кузьмич в фильме «Возмездие», экранизации «Солдатами не рождаются» Константина Симонова. Его герой на экране получился настолько органичным и естественным, что не мог не вызывать бурю эмоций у зрителей. Ему верили, за него переживали. К сожалению, тогда фильм по каким-то причинам не прозвучал, как это было с первой частью «Живые и мёртвые», и вышел на экраны только спустя два года после создания – в 1969-м. Но как актёр Александр Плотников был замечен кинорежиссёрами и за четыре года после этого снялся в девяти фильмах. Самым популярным из них, конечно же, был «Золото» Дамира Вятича-Бережных, в котором артист предстал старшим кассиром Митрофаном Ильичом Корецким, спасающим от немцев золотой запас своего банка. Но по-настоящему стоящей, на мой взгляд, была работа Плотникова в драме Юрия Ильенко «Белая птица с чёрной отметиной», где он сыграл бедного крестьянина Леся Звонаря, прилагающего все усилия, чтобы прокормить свою многодетную семью. В жизни Александр Константинович был общительным человеком, порядочным по отношению к людям. Любил рыбалку. Был хорошим отцом. Вероятно, всё, что Плотников пережил в трудные для него этапы жизни, впоследствии сказалось на его здоровье. В возрасте 69 лет у него обнаружили рак прямой кишки, и свои дни он окончил в Боткинской больнице. Похоронили Александра Константиновича на Преображенском кладбище. Иван Александрович Плотников, сын актёра, состоялся в технической специальности – работает метрологом на заводе. Он бережно хранит память об отце как о человеке, являющимся частью истории отечественной культуры. К сожалению, в Театре на Таганке за все годы его существования об Александре Константиновиче вспомнили лишь однажды. После отъезда Юрия Любимова за границу сменивший его на посту главного режиссёра Николай Губенко позвонил Ивану Плотникову и попросил у него портрет отца для фотогалереи в фойе театра. Вернувшийся в 1991 году Любимов приказал фотографию снять. Фильмы и роли: 1951: «Большой концерт» (Корней Иванович); 1967: «Возмездие» (Кузьмич); 1969: «Золото» (Митрофан Ильич Корецкий), «Тоска», к/м (Иона Потапов), «Эхо далеких снегов» (Мозгалевский); 1970: «Белая птица с черной отметиной» (Лесь Звонарь), «Смерти нет, ребята» (эп.); 1971: «Месяц август» (Семен Кондратьевич Крашенинников); 1972: «Адрес вашего дома» (Григорий Хитрован), «Вот моя деревня», тв (дед Антон), «Тихие берега» (Исидор Христофорович). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru