Плужник Григорий ДмитриевичПлужник Григорий Дмитриевич В декабре 1936 года на экраны Советского Союза вышел фильм «Вратарь» режиссёра Семёна Тимошенко по известной повести Льва Кассиля «Вратарь республики». Сценарий был написал самим Кассилем в содружестве с Михаилом Юдиным. Это была первая спортивная кинокомедия, положившая начало целому ряду подобных картин. Фильм имел оглушительный успех. Этому способствовали запоминающиеся песни, написанные Исааком Дунаевским на слова Василия Лебедева-Кумача, и великолепный актёрский состав. Забавного инженера Карасика сыграл знаменитый вахтанговец Анатолий Горюнов, главные женские роли исполнили ленинградские актрисы Татьяна Гурецкая и Людмила Глазова. Гурецкая в дальнейшем сыграла ряд запоминающихся эпизодов во многих известных фильмах, а Глазова снялась в следующем знаменитом фильме Тимошенко «Небесный тихоход». Все они не были новичками в кино, у каждого за плечами уже был ряд картин. Среди опытных актёров особенно ярко выделялся дебютант, исполнитель роли Антона Кандидова, Григорий Плужник. Слава буквально свалилась на него на следующий же день после премьеры фильма. Поклонницы не давали ему прохода, многие футбольные клубы приглашали актёра играть в свои команды. Но Антон Кандидов был всего лишь образ, яркий удачный дебют молодого украинского артиста. К сожалению, после триумфального успеха «Вратаря», новых значительных работ в кино у Плужника не последовало. Актёра ждала сложная, полная трудностей и невзгод, судьба. Родился Плужник 1 мая 1909 года на Украине, в селе Музыковка Херсонской губернии в богатой, состоятельной семье. Отец, Дмитрий Яковлевич Плужник (1868–1933), служил управляющим у графа. Мать, Мария Даниловна Резник (1880–?), была домохозяйкой и воспитывала шестерых детей, из которых Григорий был младшим. Вся семья Плужников была увлечена театром и покровительствовала местным молодым артистам. С наступлением революции в семье произошёл конфликт. Старший сын Мефодий пошёл служить в Красную армию, а средний, Иван, окончил гимназию и недолюбливал новую власть. На этой почве у них постоянно происходили стычки. Гриша с тремя сёстрами Марусей, Ольгой и Верой в это время работали в сельском хозяйстве отца. В 1926 году Григорий окончил трудовую школу в Херсоне и стал трудиться у себя в селе трактористом. Наступившая коллективизация положила конец беззаботной жизни Плужников. Дмитрий Яковлевич, спасаясь от раскулачивания, вынужден был скрываться в днепровских плавнях. Мария Даниловна тайком носила мужу еду, но её вскоре арестовали. Не имея возможности добыть себе пропитание, Дмитрий Яковлевич погиб от голода в 1933 году. Семейное увлечение театром наложило свой отпечаток на Григория. Он непременно решил стать артистом. В 1927 году Григорий Плужник был откомандирован от села учиться в Одесский музыкально-драматический институт. Окончив два курса, в 1929 году Плужник поехал в Москву и поступил в украинскую театральную студию, организованную по инициативе А.В. Луначарского. По окончании студии в 1930 году, Григорий был призван на действительную военную службу в город Хабаровск, в 6-й стрелковый полк, Софийской дивизии, 2-й Отдельной армии. Демобилизовавшись в 1932 году, Григорий Плужник начал трудовую деятельность в качестве актёра в Харьковском театре Революции. С переездом украинской столицы из Харькова в Киев, Плужник получил приглашение работать в Киевский театр имени Ивана Франко, в котором прослужил два года. И вдруг произошёл Его величество случай. Режиссер Семён Тимошенко ездил по Украине и искал натурные места для съёмок своего нового фильма «Вратарь». Катаясь вдоль побережья, Семён Алексеевич увидел, как некий белобрысый парень очень ловко кидал с берега в лодку арбузы. Ему это так понравилось, что он решил с ним познакомиться. К удивлению режиссёра, этот парень оказался актёром. Тимошенко пригласил Плужника на пробы и, в итоге, утвердил на главную роль. Сценарий пришлось переписывать под молодого артиста, так как сначала планировалось, что в фильме будет сниматься профессиональный футболист. Плужнику, до этого в футбол никогда не игравшему, пришлось пройти жёсткий курс тренировок. Специально для этого был приглашён тренер Киевского «Динамо». На первой же тренировке будущему Антону Кандидову разбили нос, а через неделю он был весь в ссадинах и синяках. Но Плужник не сдавался и через довольно короткое время мастерски освоил искусство вратаря, недаром после премьеры фильма актёра зазывали к себе многие футбольные команды. На съёмках «Вратаря» Плужник встретил свою первую любовь. Она была пианисткой, ездила с гастролями по Союзу. Однажды заметив её во время съёмок, Григорий Дмитриевич сразу же в неё влюбился и стал за ней ухаживать. Завязались бурные отношения. После премьеры фильма они поженились, а в 1939 году у супругов родилась дочь. Не смотря на шумный успех «Вратаря», режиссёры не торопились приглашать молодого актёра. Следующий фильм с участием Плужника вышел лишь в 1938 году. Это была историко-революционная лента классика белорусского кино Юрия Тарича «Одиннадцатое июля». Сюжет фильма фактически воспроизводил историю семьи Плужников. В центре были два брата: старший избрал сторону большевиков, а младший, которого сыграл Плужник, выступал против революции. До начала войны актёр также снялся в фильмах «Моряки» (реж. В. Браун) и «Огненные годы» (реж. В. Корш-Саблин). В июне 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны, Григорий Плужник, отказавшись от брони, добровольцем ушёл на фронт. Попал сначала в резерв, служил командиром маршевых рот, а с 1942 по 1943 годы находился в распоряжении Политотдела 66-й армии в должности инструктора самодеятельности и руководителя армейского ансамбля. Участвовал в боях под Сталинградом, за что был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда». В 1943 году Плужник откомандировался в Политуправление Черноморского Флота и был направлен в качестве артиста в Театр Черноморского Флота. С этим коллективом он вошёл в Румынию, где произошла его незабываемая встреча с Петром Лещенко. В 1945 году брак с женой распался. Она с дочерью осталась в Ленинграде, а Плужник уехал в Москву и поступил в труппу Государственного театра киноактёра, где сразу же получил приглашение от режиссёра Василия Пронина сыграть разведчика Биденко в экранизации повести Валентина Катаева «Сын полка». Фильм вышел на экраны в 1946 году и стал вторым для актёра по значимости после «Вратаря». Съёмки «Сына полка» проходили в Одессе. Там же, в 1945 году, Григорий Дмитриевич познакомился со своей второй женой. Ей было двадцать лет, а Плужнику уже тридцать шесть. В 1950 году у них родился сын. Актёр остался жить в Одессе и поступил в Одесский театр Советской армии. Затем несколько лет занимался лекторской работой в Обществе политических и научных знаний и в городском Доме народного творчества, потом снова вернулся в театр. В 1952 году решением Политуправления армии Одесский театр Советской армии был переведён во Львов, а из Львова в Одессу переехал Львовский театр оперетты. Плужникам выделили небольшую комнатушку в общежитии, поэтому сына временно пришлось оставить у бабушки в Одессе. Вскоре супруги получили хорошее жильё, но жизнь в Львове никак не складывалась. Григория Дмитриевича тянуло в Москву, где осталось большинство его друзей, поэтому в 1954 году он принял решение переехать в столицу. Приехав в Москву, Григорий Плужник поступил в Центральный театр Советской армии, куда его пригласил художественный руководитель театра Алексей Дмитриевич Попов. Актёр сразу же ввёлся в репертуар театра, и одной из первых заметных работ стала роль комиссара Воробьёва в «Повести о настоящем человеке» по повести Б.Н. Полевого. Партнёршей Плужника в этом спектакле выступила Нина Афанасьевна Сазонова, с которой в дальнейшем семью Плужников на многие годы связали тёплые дружеские отношения. На сцене Театра армии актёр также сыграл Шатилина («До новых встреч» А.К. Гладкова), Лутса («Метелица» В.Ф. Пановой), Мэгрудера («Бруклинская идиллия» И. Шоу), Майданникова («Поднятая целина» по роману М.А. Шолохова), генерала-майора Шевченко («Люди, которых я видел» С.С. Смирнова) и другие роли. Григорий Дмитриевич обладал вспыльчивым характером, никогда не шёл на компромиссы, мог сказать в лицо человеку всё, что он о нем думал. Поэтому, когда в 1959 году в театре у него произошёл конфликт с одним из режиссёров, актёр, не задумываясь, написал заявление об уходе. Он ушёл в никуда. В кино на тот момент Григорий Дмитриевич уже почти не снимался. После «Сына полка» Плужник появился в небольших ролях всего в нескольких картинах. Последней из них стала приключенческая лента «Тропы Алтая», вышедшая на экраны в 1963 году. Спасла актёра в тот момент концертная деятельность, которой он начал заниматься, ещё работая в театре. Григорий Дмитриевич ездил с гастролями по стране: выступал перед зрителями с отрывками из шолоховских «Они сражались за Родину» и пел военные песни. Его визитными карточками были отрывки из фильмов «Вратарь» и «Сын полка»… Как раз в тот период случились перемены в личной жизни Григория Дмитриевича. В 1961 году распался брак со второй супругой. Вскоре Плужник женился в третий раз на девушке моложе себя на тридцать один год, познакомившись с ней во время гастролей в Гусь-Хрустальном. В 1965 году у супругов родилась дочь, а в 1969-м – сын. В начале января 1973 года у Плужника случился удар. Это стало полной неожиданностью для всех близких, так как актёр всегда отличался отменным здоровьем. Приехавшая «скорая», констатировала инсульт и предписала постельный режим. Но неугомонная натура актёра не могла смириться с таким решением. На следующий день Григорию Дмитриевичу стало легче, и он вышел погулять с трёхлетним сыном. Такое непослушание вскоре возымело свои результаты. Через неделю с Плужником случился новый удар. Актёра госпитализировали в больницу, где он пролежал без сознания десять дней. 25 января 1973 года Григория Плужника не стало. Ему было 63 года… Стояли жуткие морозы. Похороны были назначены на 27 января. Прощание с актёром состоялось в больнице, где он умер. Пришли все его близкие и друзья. Затем похоронная процессия направилась на Долгопрудненское кладбище. Приехав на место, к всеобщему ужасу, было обнаружено, что могила не выкопана – могильщики не смогли справиться с промёрзшей землёй. Гроб с телом актёра решено было оставить на ночь на кладбище. Только лишь на следующий день, 28 января, Григорий Плужник нашел свой последний приют. Так закончилась история самого народного вратаря советского кино. Ушли в небытие фильмы, в которых актёр снимался. И только лишь «Вратарь» десятки лет не сходит с экранов. Легендарный образ непобедимого вратаря Антона Кандидова, созданного актёром Григорием Плужником, будет жить в памяти ещё многих поколений зрителей. Фильмы и роли: 1936: «Вратарь» (Антон Кандидов); 1938: «Одиннадцатое июля» (Янко); 1939: «Моряки» (командир линкора), «Огненные годы» (Петр); 1941: «БКС № 3. Антоша Рыбкин» (комендант станции), «Два друга» (Иван Петренко); 1946: «Сын полка» (Биденко); 1952: «Неразлучные друзья» (капитан сейнера); 1956: «Поэт» (Котовский); 1958: «Поэма о море» (руководящий работник); 1959: «Любой ценой» (член Военного совета); 1960: «Слепой музыкант» (эп.), «Человек с будущим» (Федор Макарович); 1961: «Барьер неизвестности» (инженер), «В начале века» (рабочий); 1963: «Тропы Алтая» (Шаров); 1967: «Северо-западнее Берлина», тв (Русаков). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru