Плужник Григорий Дмитриевич

Pluzhnik-2Плужник Григорий Дмитриевич
Родился 1 мая 1909 года.
Умер 25 января 1973 года.

В декабре 1936 года на экраны Советского Союза вышел фильм «Вратарь» режиссера Семёна Тимошенко по известной повести Льва Кассиля «Вратарь республики». Сценарий был написал самим Кассилем в содружестве с Михаилом Юдиным. Это была первая спортивная кинокомедия, положившая начало целому ряду подобных картин. Фильм имел оглушительный успех. Этому способствовали запоминающиеся песни, написанные Исааком Дунаевским на слова Василия Лебедева-Кумача, и великолепный актерский состав. Забавного инженера Карасика сыграл знаменитый вахтанговец Анатолий Горюнов, главные женские роли исполнили ленинградские актрисы Татьяна Гурецкая и Людмила Глазова. Гурецкая в дальнейшем сыграла ряд запоминающихся эпизодов во многих известных фильмах, а Глазова снялась в следующем знаменитом фильме Тимошенко «Небесный тихоход». Все они не были новичками в кино, у каждого за плечами уже был ряд картин. Среди опытных актеров особо ярко выделялся  дебютант, исполнитель роли Антона Кандидова, Григорий Плужник. Слава буквально свалилась на него на следующий же день после премьеры фильма. Поклонницы не давали ему прохода, многие футбольные клубы приглашали актера играть в свои команды. Но Антон Кандидов был всего лишь образ, яркий удачный дебют молодого украинского артиста. К сожалению, после триумфального успеха «Вратаря», новых значительных работ в кино у Плужника не последовало. Актера ждала сложная, полная трудностей и невзгод, судьба.

Родился Плужник 1 мая 1909 года на Украине, в селе Музыковка Херсонского района в богатой состоятельной семье. Отец, Дмитрий Яковлевич Плужник (1868-1933), был управляющим у графа. Мать, Мария Даниловна Резник (1880-?), была домохозяйкой и воспитывала шестерых детей, из которых Григорий был младшим. Вся семья Плужников была увлечена театром и покровительствовала местным молодым артистам.

С наступлением революции в семье произошел конфликт. Старший сын Мефодий  пошел служить в Красную армию, а средний, Иван, окончил гимназию и недолюбливал новую власть. На этой почве у них постоянно происходили стычки. Гриша с тремя сестрами Марусей, Ольгой и Верой в это время работали в сельском хозяйстве отца. В 1926 году Григорий окончил трудовую школу в Херсоне и стал работать у себя в селе трактористом. Наступившая коллективизация положила конец беззаботной жизни Плужников. Дмитрий Яковлевич, спасаясь от раскулачивания, вынужден был скрываться в днепровских плавнях. Мария Даниловна тайком носила мужу еду, но ее вскоре арестовали. Не имея возможности добыть себе пропитание, Дмитрий Яковлевич погиб от голода в 1933 году.

Семейное увлечение театром наложило свой отпечаток на Григория. Он непременно решил стать артистом. В 1927 году Григорий Плужник был откомандирован от села учиться в Одесский музыкально-драматический институт. Окончив два курса, в 1929 году Плужник поехал в Москву и поступил в украинскую театральную студию, организованную по инициативе Луначарского. По окончании студии в 1930 году, Григорий был призван на действительную военную службу в город Хабаровск, в 6-й стрелковый полк, Софийской дивизии, 2-й Отдельной Армии.

Демобилизовавшись в 1932 году, Григорий Плужник начал трудовую деятельность в качестве актера в Харьковском театре Революции. С переездом украинской столицы из Харькова в Киев, Плужник получил приглашение работать в Киевский театр имени Ивана Франко, в котором прослужил два года.

И вдруг произошел Его величество случай. Режиссер Семён Тимошенко ездил по Украине и искал натурные места для съемок своего нового фильма «Вратарь». Катаясь вдоль побережья, Семён Алексеевич увидел, как некий белобрысый парень очень ловко кидал с берега в лодку арбузы. Ему это так понравилось, что он решил с ним познакомиться. К удивлению режиссера, этот парень оказался актером. Тимошенко пригласил Плужника на пробы и в итоге утвердил на главную роль. Сценарий пришлось переписывать под молодого артиста, так как сначала планировалось, что в фильме будет сниматься профессиональный футболист. Плужнику, до этого в футбол никогда не игравшему, пришлось пройти жесткий курс тренировок. Специально для этого был приглашен тренер Киевского «Динамо». На первой же тренировке будущему Антону Кандидову разбили нос, а через неделю он был весь в ссадинах и синяках. Но Плужник не сдавался и через довольно короткое время мастерски освоил искусство вратаря, недаром после премьеры фильма актера зазывали к себе многие футбольные команды.

На съемках «Вратаря» Плужник встретил свою первую любовь. Она была пианисткой, ездила с гастролями по Союзу. Однажды заметив ее во время съемок, Григорий Дмитриевич сразу же в нее влюбился и стал за ней ухаживать. Завязались бурные отношения. После премьеры фильма они поженились, а в 1939 году у супругов родилась дочь.

Не смотря на  шумный успех «Вратаря», режиссеры не торопились приглашать молодого актера. Следующий фильм с участием Плужника вышел лишь в 1938 году. Это была историко-революционная лента классика белорусского кино Юрия Тарича «Одиннадцатое июля». Сюжет фильма фактически воспроизводил историю семьи Плужников. В центре были два брата: старший избрал сторону большевиков, а младший, которого сыграл Плужник, выступал против революции. До начала войны актер также снялся в фильмах «Моряки» (реж. В. Браун) и «Огненные годы» (реж. В. Корш-Саблин).

В июне 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны, Григорий Плужник, отказавшись от брони, добровольцем ушёл на фронт. Попал сначала в резерв, служил командиром маршевых рот, а с 1942 по 1943 годы находился в распоряжении Политотдела 66-й Армии в должности инструктора самодеятельности и руководителя армейского ансамбля. Участвовал в боях под Сталинградом, за что был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».

В 1943 году Плужник откомандировался в Политуправление Черноморского Флота и был направлен в качестве артиста в Театр Черноморского Флота. С этим театром он вошёл в Румынию, где произошла его незабываемая встреча с Петром Лещенко.

В 1945 году брак с женой распался. Она с дочерью осталась в Ленинграде, а Плужник уехал в Москву и поступил в труппу Государственного театра киноактера, где сразу же получил приглашение от режиссера Василия Пронина сыграть разведчика Биденко в экранизации повести Валентина Катаева «Сын полка». Фильм вышел на экраны в 1946 году и стал вторым для актера по значимости после «Вратаря».

Съемки «Сына полка» проходили в Одессе. Там же, в 1945 году, Григорий Дмитриевич познакомился со своей второй женой. Ей было двадцать лет, а Плужнику уже тридцать шесть. В 1950 году у них родился сын.

Актер остается жить в Одессе и поступил в Одесский театр Советской армии. Затем несколько лет занимался лекторской работой в Обществе политических и научных знаний и в городском Доме народного творчества, потом снова вернулся в театр.

В 1952 году решением Политуправления армии Одесский театр Советской армии был переведён в Львов, а из Львова в Одессу переехал Львовский театр оперетты. Плужникам выделили небольшую комнатушку в общежитии, поэтому сына временно пришлось оставить у бабушки в Одессе. Вскоре супруги получили хорошее жилье, но жизнь в Львове никак не складывалась. Григория Дмитриевича тянуло в Москву, где осталось большинство его друзей, поэтому в 1954 году он принял решение переехать в столицу.

Приехав в Москву, Григорий Плужник поступил в Центральный театр Советской армии, куда его пригласил художественный руководитель театра Алексей Дмитриевич Попов. Актер сразу же ввёлся в репертуар театра, и одной из первых заметных работ стала роль комиссара Воробьева в «Повести о настоящем человеке». Партнершей Плужника в этом спектакле была Нина Афанасьевна Сазонова, с которой в дальнейшем семью Плужников на многие годы связали теплые дружеские отношения.

Григорий Дмитриевич обладал вспыльчивым характером, никогда не шел на компромиссы, мог сказать в лицо человеку все, что он о нем думает. Поэтому, когда в 1959 году в театре у него произошел конфликт с одним из режиссеров, актер не задумываясь написал заявление об уходе.

Он ушел в никуда. В кино на тот момент Григорий Дмитриевич уже почти не снимался. После «Сына полка» Плужник появился в небольших ролях всего в нескольких картинах. Последней из них стала приключенческая лента «Тропы Алтая», вышедшая на экраны в 1963 году. Спасла актера в тот момент концертная деятельность, которой он начал заниматься, еще работая в театре. Григорий Дмитриевич ездил с гастролями по стране: выступал перед зрителями с отрывками из шолоховских «Они сражались за Родину» и пел военные песни. Его визитными карточками были отрывки из фильмов «Вратарь» и «Сын полка»…

Как раз в этот период случились перемены в личной жизни Григория Дмитриевича. В 1961 году распался брак со второй супругой. Вскоре Плужник женился в третий раз на девушке моложе себя на тридцать один год, познакомившись с ней во время гастролей в Гусь Хрустальном. В 1965 году у супругов родилась дочь, а в 1969-м – сын.

В начале января 1973 года у Плужника случился удар. Это стало полной неожиданностью для всех близких, так как актер всегда отличался отменным здоровьем. Приехавшая «скорая», констатировала инсульт и предписала постельный режим. Но неугомонная натура актера не могла смириться с таким решением. На следующий день Григорию Дмитриевичу стало легче, и он вышел погулять с трехлетним сыном. Такое непослушание вскоре возымело свои результаты. Через неделю с Плужником случился новый удар. Актера госпитализировали в больницу, где он пролежал без сознания десять дней. 25 января 1973 года Григория Плужника не стало. Ему было 63 года…

Стояли жуткие морозы. Похороны были назначены на 27 января. Прощание с актером состоялось в больнице, где он умер. Пришли все его близкие и друзья. Затем похоронная процессия направилась на Долгопрудное кладбище. Приехав на место, к всеобщему ужасу, было обнаружено, что могила не выкопана – могильщики не смогли справиться с промерзшей землей. Гроб с телом актера решено было оставить на ночь на кладбище. Только лишь на следующий день, 28 января, Григорий Плужник нашел свой последний приют.

Так закончилась история самого народного вратаря советского кино. Ушли в небытие фильмы, в которых актер снимался. И только лишь «Вратарь» не сходит с экранов уже больше семидесяти лет. Легендарный образ непобедимого вратаря Антона Кандидова, созданный актером Григорием Плужником, будет жить в памяти еще многих поколений зрителей.

Фильмы и роли:

1936: «Вратарь» (Антон Кандидов); 1938: «Одиннадцатое июля» (Янко); 1939: «Моряки» (командир линкора), «Огненные годы» (Петр); 1941: «БКС № 3. Антоша Рыбкин» (комендант станции), «Два друга» (Иван Петренко); 1946: «Сын полка» (Биденко); 1952: «Неразлучные друзья» (капитан сейнера); 1956: «Поэт» (Котовский); 1958: «Поэма о море» (руководящий работник); 1959: «Любой ценой» (член Военного совета); 1960: «Слепой музыкант» (эп.), «Человек с будущим» (Федор Макарович); 1961: «Барьер неизвестности» (инженер), «В начале века» (рабочий); 1963: «Тропы Алтая» (Шаров); 1967: «Северо-западнее Берлина», тв (Русаков).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru