Подвиг Вячеслав ПетровичПодвиг Вячеслав Петрович Вячеслав Подвиг родился в городе Черкассы Киевской области. В начале Великой Отечественной войны его родители эвакуировались в Бессоновку Пензенской области, а в 1951 году переехали в Москву. Отец Пётр Павлович Подвиг, инженер, трудился начальником конструкторского бюро и заместителем главного конструктора завода «Компрессор» (погиб в 1969 году). Мать Анна Николаевна Шевченко (1914–?), окончившая Сумский машиностроительный техникум, работала на том же заводе начальником литейного цеха. В отличие от родителей Вячеслав Подвиг никогда не интересовался техникой, его больше привлекало драматическое искусство. По окончании в 1956 году 682-й средней школы он решил, что пойдёт в артисты. Подал документы на актёрский факультет ВГИКа и с первого раза был принят в мастерскую Ольги Ивановны Пыжовой. Учился вместе с Тамарой Сёминой, Ларисой Кадочниковой, Натальей Кустинской, Алексеем Сафоновым, Романом Хомятовым, Константином Худяковым, Татьяной Бестаевой, Ларисой Данилиной, Германом Качиным. Многие из них успели стать известными ещё до окончания института (Сёмина, Кадочникова, Бестаева). Не отстал от них и Вячеслав Подвиг. На втором курсе он был утверждён на главную роль – Гены Краснушкина в картину «Стучись в любую дверь» режиссёра Марии Фёдоровой. Его взбалмошный герой, хулиган, попавший под дурное влияние вора-рецидивиста, получился у начинающего актёра довольно убедительным. По темпераменту и экранному обаянию он был в чём-то близок кумиру девчонок начала 1950-х Сергею Гурзо. Вероятно, и у Вячеслава Подвига поклонниц в тот момент было предостаточно. Но нужно было заканчивать институт, и Вячеслав сосредоточился на учёбе, хотя соблазны в плане новых предложений искушали его постоянно. От одного из них он, всё-таки, не смог отказаться. В 1960 году Подвига пригласили в Московский ТЮЗ сыграть Петра Мелузова в постановке «Талантов и поклонников» А.Н. Островского, в образе которого он выходил на сцену несколько сезонов. Когда же в 1961 году Вячеслав Петрович получил диплом актёра театра и кино, то вместо привычного распределения в штат какой-либо киностудии, он поступил в труппу того же ТЮЗа. Однако повторить успех своей первой работы он не смог. Роли, которые ему предлагали в дальнейшем, не всегда были выигрышными, очень часто подчинённые узкому направлению театра. Актёром были сыграны: Леонид и Андрей Локтевы («Загорается маяк» Н.Н. Добронравова и С.Т. Гребенникова), Гена Политыко («Самая счастливая» Л.Т. Исаровой), молодой казак («Капитанская дочка» А.С. Пушкина), Ренато («Мальчишки из Гаваны» В.М. Чичкова), Сафонов («Парень из нашего города» К.М. Симонова), Сергей («Вовка на планете Ялмез» В.Н. Коростылёва), Дьявол с мехами («Любовь к трём апельсинам» М.А. Светлова), Меркуцио («Ромео и Джульетта» В. Шекспира). Параллельно Подвиг продолжал сниматься в кино, где, в основном, играл положительных героев, своих современников: Женю в «Горизонте» Иосифа Хейфица, Зубарева-младшего в «Это случилось в милиции» Виллена Азарова, Артёма в «Тайне» Фаика Гасанова, Борю в «Перекличке» Даниила Храбровицкого. Дважды актёр снялся у Марии Фёдоровой, давшей ему путёвку на экран, в картинах «Дальние страны» и «Такой большой мальчик». Востребованный на экране, Вячеслав Подвиг решил оставить театр, чтобы работать исключительно в кино. В октябре 1965 года он поступил в актёрский штат Киностудии имени М. Горького и оставался там на протяжении шести лет. За этот период больших откровений у него не случилось. Несколько незначительных ролей и эпизодов, работа на дубляже не принесли актёру удовлетворения. Он понял, что необходимо что-то менять в своей жизни и в 1971 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Ефима Львовича Дзигана. В качестве дипломной работы сделал фильм по рассказу В.М. Шукшина «Охота жить», затем на «Мосфильме» поставил короткометражную ленту «Корова» по рассказу А.П. Платонова. В период учёбы состоялось творческое содружество Вячеслава Подвига с Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком. Бондарчук оценил деловую напористость Подвига, стремление постичь особенности профессии режиссёра и в 1974 году пригласил его преподавать к себе на курс, который вёл совместно с супругой Ириной Скобцевой. Подвиг стал одним из педагогов актёрского мастерства, участвовал в подготовке дипломных спектаклей – «Чайка» А.П. Чехова и «Чем люди живы» Л.Н. Толстого. Педагогическую работу Мастера Вячеслав Подвиг подробно описал в книге «Мастерская Сергея Бондарчука» (М.: Искусство, 1985), которую он написал совместно с Алексеем Черненко. Параллельно Бондарчук привлекал Вячеслава Подвига к участию в кинопроизводстве. Так с его подачи он работал вторым режиссёром у Игоря Таланкина на «Отце Сергии», а позднее и у самого Сергея Фёдоровича на второй части дилогии «Красные колокола» – «Я видел рождение нового мира». Однако совместная работа с Бондарчуком однажды закончилась. Нужно было двигаться дальше. Попытки получить самостоятельную постановку успехом не увенчались, поэтому Подвигу ничего не оставалось, как вернуться в актёрский штат Киностудии имени М. Горького. Это был сентябрь 1985 года, преддверие грядущих перемен. Новых ролей актёру не предлагали, приходилось соглашаться на сторонние подработки в качестве режиссёра (реклама для Текстильгалантереи и др.). Когда же отечественное кино пришло в полный упадок, и актёрский штат стал не востребован, в сентябре 1994 года Подвиг покинул его состав. Личная жизнь Вячеслава Петровича сложилась вполне счастливо. Со своей супругой Ириной Александровной, по образованию инженером, он познакомился в первой половине 1960-х гг. В 1966 году у супружеской четы родилась дочь Анна, в которой они души не чаяли. Родители делали для неё всё возможное, лишь бы она жила в достатке, ни в чём не нуждалась. Когда же Анна стала взрослой, вышла замуж и захотела вместе с мужем выехать на постоянное место жительства в Дублин, задействовали все свои связи, чтобы помочь её стремлениям воплотиться в реальность. Добившись своего, родив детей, Анна со временем стала терять интерес к родителям. Они, пока могли, сами к ней прилетали, а когда возраст и болезни стали брать своё, больше не могли себе этого позволить. Дочь, по всей вероятности, не трогали ни их переживания, ни просьбы навестить. Когда в 2005 году Ирины Александровны не стало, Анна даже не прилетела на похороны. Вячеслав Петрович остался совершенно один. Брошенным стариком с хорошей жилплощадью заинтересовались чёрные риелторы. Путём махинаций они заставили его отписать свою квартиру чужим людям, заперли в одной из её комнат и оставили умирать. Распухший от голода, он с трудом смог добраться до окна и стал просить о помощи. Если бы не проходившие мимо соседи, для него всё могло закончиться печально. Оказавшиеся неравнодушными людьми, соседи вызвали сотрудников ФСБ, которые вызволили Подвига из заточения. Все имевшиеся в Москве родственники Вячеслава Петровича от него отказались, поэтому соседке ничего не оставалось, как взять его под свою опеку. На собственные средства она его вылечила, приодела, поменяла входную дверь в квартире, и он стал для неё фактически родным человеком. Молодая мама, она брала его гулять с собой и своими детьми, чем скрасила ему последние годы жизни. Дочь за весь этот период так ни разу и не появилась. Не приехала она даже тогда, когда отца не стало. Хоронила Вячеслава Петровича всё та же соседка. Она же поставила ему памятник на Домодедовском кладбище и ограду вокруг могилы. Представители Анны дали о себе знать только, когда пришла пора вступать в наследство. Так закончилась история Вячеслава Подвига, напоминающая сюжет известной трагедии Шекспира. Фильмы и роли: 1958: «Стучись в любую дверь» (Гена Краснушкин); 1959: «Потерянная фотография» (Костя); 1961: «Горизонт» (Женя); 1963: «Это случилось в милиции» (сын профессора Зубарева), «Тайна» (Артём); 1964: «Дальние страны» (Ефим Игошкин); 1965: «Перекличка» (Боря), «Сердце матери» (Мазаев); 1966: «Такой большой мальчик» (Владимир Николаев, раненый в госпитале); 1967: «За нами Москва» (замполит Живоев), «Пароль не нужен» (адъютант Ростышева); 1969: «Король-олень» (дзанни), «Песнь о Маншук» (полковник Синицын), «Чайковский» (крупье); 1970: «Бег» (Семён, красноармеец); 1971: «Украденный поезд» (капитан Бусов); 1972: «Надежда» (Милков), «Последний гайдук» (корчмарь), «Схватка» (геолог); 1973: «Мой добрый человек» (бригадир Буков); 1974: «Анискин и Фантомас», тв (Сапрыкин, отец Борьки), «Пламя» (комиссар); 1975: «Пропавшая экспедиция» (лётчик), «Степные раскаты» (политрук Емишев), «Чёрный караван» (Бурдаши); 1976: «Далекие близкие годы» (Ионов), «Долги наши» (инженер Егоров); 1978: «Отец Сергий» (послушник); 1979: «Карл Маркс. Молодые годы», тв (наборщик); 1982: «Красные колокола» (шпион английского посла); 1985: «Корабль пришельцев» (сотрудник Академии наук). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru