Погоржельский Михаил Бонифациевич

Pogorzhelskiy-2Погоржельский Михаил Бонифациевич
Заслуженный артист РСФСР (1966)
Родился 21 июля 1922 года.
Умер 8 марта 1995 года.

Во второй половине 1950-х годов, в самом начале «оттепели», на смену рабочим и крестьянам, героям войны и революции, на экране появился новый тип героя – герой-интеллигент. У актёров, которым ранее приходилось воплощать на экране выходцев из народа, людей простых и неграмотных, появилась возможность попробовать себя в новом амплуа. Таким мы увидели Бориса Чиркова в незабываемых «Верных друзьях», Василия Меркурьева во многих фильмах 1950-60-х годов, Михаила Названова, воплотившего на экране в 1950-е годы сразу нескольких русских царей. В ряды старшего поколения влилась талантливая молодёжь, создавшая впоследствии целую галерею интеллигентов. Это, прежде всего, Олег Стриженов, Алексей Баталов, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов.

Особо хочется рассказать о замечательном актёре, Заслуженном артисте РСФСР – Михаиле Бонифациевиче Погоржельском, чьё имя заслуженно занимает почётное место среди мастеров отечественного кино и театра. Михаил Бонифациевич запомнился как человек доброй души, интеллигентный, обаятельный и отзывчивый, прекрасный семьянин и отец. Он ярко заявил о себе в одной из первых своих работ, фильме Константина Воинова «Трое вышли из леса», где создал сложный психологический образ Павла Строганова, человека, занявшего в обществе высокое положение, и которого по прошествии многих лет подозревают в предательстве. В многосерийном фильме Сергея Колосова «Операция «Трест»» впервые в советском кино Погоржельский воплотил на экране генерала Врангеля не карикатурно, как это показывалось раньше, а наделил его человеческими качествами, создав интересный, внутренне наполненный образ знаменитого исторического деятеля. На протяжении творческого пути в кино Погоржельскому очень часто приходилось изображать на экране иностранцев. Тому располагали яркие внешние данные актёра, стройная фигура и высокий рост. Гораздо интереснее и насыщеннее Михаил Бонифациевич работал в Театре имени Моссовета, в котором преданно прослужил сорок шесть лет. На протяжении всей жизни рядом с актёром была любящая супруга, актриса Театра имени Моссовета Ирина Павловна Карташёва (1922–2017). Вместе они счастливо прожили сорок шесть лет, родили прекрасного сына Дмитрия, который впоследствии стал известным корреспондентом телекомпании НТВ в Германии.

Родился Михаил Бонифациевич 21 июля 1922 года в селе Анчерак Одесской губернии. Впоследствии родители Михаила переехали на постоянное место жительства в Ленинград. Мама, Клавдия Михайловна Воронковская (1895–1983), была врачом-психиатром, работала заместителем главного врача в знаменитой неврологической клинике в Ленинграде. Папа, Бонифаций Михайлович Погоржельский (1893–1955), поляк по национальности, работал главным бухгалтером на одном из предприятий Ленинграда. Миша рос спортивным мальчиком – занимался баскетболом, был членом баскетбольной сборной Ленинграда.

Окончив школу, Михаил пошёл учиться в строительный институт, но, проучившись там один год, подал документы в Ленинградский театральный институт и поступил. Это произошло в сентябре 1940 года. Именно тогда Михаил и Ирина впервые встретились. Это была любовь с первого взгляда.

Но, к сожалению, война всё спутала. 22 июня, в первый день войны, все юноши с курса подали заявление на фронт, в том числе и Михаил. Но его кандидатуру отклонили, потому что он не был ещё приписан ни к одной из воинских частей. В этот момент Ирине срочно пришлось уехать из Ленинграда, и буквально через месяц после этого Михаила призвали на фронт. Воевал он в Вышнем Волочке, под Ленинградом. Но воевать пришлось недолго, так как в 1942 году Погоржельский был тяжело ранен в ногу. Какой-то молоденький солдатик под шквальным огнем вытащил Михаила Бонифациевича с поля боя на плащ-палатке, но сам, к сожалению, погиб. Погоржельского подобрали и отправили в госпиталь.

Ранение было настолько серьёзным, что ему предложили ампутировать ногу, но Михаил наотрез отказался. В этот момент один из врачей подошёл к нему и начал расспрашивать, кто он, откуда и кто его родители. Узнав, что Клавдия Михайловна Воронковская – мать Михаила, он очень удивился. Оказалось, что этот врач был её учеником. «Дайте этого парня мне» – сказал он сёстрам. Погоржельского перевели в другой госпиталь, и этот врач смог вылечить ногу Михаила Бонифациевича часто практиковавшимся в то время способом – американскими червями. На рану наложили червей и загипсовали. Через несколько дней Погоржельский проснулся от страшного зуда под гипсом. Когда его сняли, то увидели, что на месте раны осталась чистая кость, все пораженные участки съели черви.

Затем Погоржельского перевели в Москву, а его маме послали в Ленинград телеграмму о том, что её сын ранен. По штампу на ней Клавдия Михайловна смогла определить, что Михаил находился в Москве, в районе Сокола, и немедленно выехала к нему. За время болезни Погоржельский настолько изменился, что мать, зайдя в палату, не узнала его. «Мама!» – крикнул Михаил, увидев мать. Она бросилась к нему…

Михаил Бонифациевич получил белый билет и был демобилизован. После ранения у него на всю жизнь остался остеомиелит, который позднее сильно дал о себе знать. Отвоевав на фронте всего год, Погоржельский тем не менее стал полным кавалером ордена Славы.

Оправившись, наконец, после ранения, в 1944 году Погоржельский вернулся в институт, который в то время находился в Томске, а затем в Новосибирске. Там Михаил и Ирина снова встретились и вместе, в мае 1944 года, одним из первых эшелонов вернулись в Ленинград. Ирина Павловна тогда уже была актрисой Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина. Михаил продолжал учёбу в театральном институте. Закончив его в 1947 году, Погоржельский сразу же был принят в Ленинградский Новый театр.

В этом же году Ирина Карташёва была приглашена Завадским в Театр Моссовета и уехала в Москву. Вскоре Михаил Бонифациевич женился, но брак оказался недолгим, так как он по-прежнему любил Ирину и не мог её забыть. Ирина Павловна, в свою очередь, в Москве тоже вышла замуж, но и её брак очень скоро распался.

В 1949 году Театр Моссовета был на гастролях в Ленинграде, в Доме работников искусств была устроена встреча ленинградских и московских артистов. Там Михаил Бонифациевич и Ирина Павловна снова встретились и уже больше никогда не расставались.

Вернувшись в Москву, Карташёва пошла к Завадскому с просьбой посмотреть Погоржельского. Актёр понравился Юрию Александровичу, и Погоржельский был зачислен в театр, где его очень хорошо приняли. Он сразу же был введён на роль возлюбленного в спектакль по пьесе Лопе де Вега «Хитроумная влюбленная» и с тех пор очень плотно был занят в репертуаре театра.

В середине пятидесятых Михаил Бонифациевич был замечен кинематографом. Одной из первых работ стала роль государя Александра Второго в фильме Мажита Бегалина «Его время придёт», рассказывавшего о знаменитом просветителе девятнадцатого века Чокане Валиханове. Затем была небольшая роль матроса в фильме Самсона Самсонова «Огненные вёрсты», пока, наконец, Погоржельский не сыграл одну из центральных ролей в фильме Константина Воинова «Трое вышли из леса». Именно после этой картины актёра по-настоящему оценили и стали часто приглашать сниматься. Погоржельский обладал представительной внешностью, поэтому в кино его чаще использовали в ролях иностранцев, исторических деятелей, представителей науки или власти: фон Зальц в «Щите и мече» В. Басова, Раскольцев в «Меченом атоме» И. Гостева, Деласси в детективе А. Файнциммера «Пятьдесят на пятьдесят», Кознаков в публицистической драме В. Трегубовича «Обратная связь», Борисов в историко-приключенческом фильме «Крах операции «Террор”» А. Бобровского. Одной из последних работ Михаила Бонифациевича в кино стала роль Советчика в постперестроечном детективе Анатолия Иванова «Телохранитель».

В 1966 году Погоржельскому было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. Внутри театра такие события обычно всегда отмечались. Как раз в этот момент Театр Моссовета находился на гастролях в Свердловске, где должен был играться спектакль «Цезарь и Клеопатра», в котором Михаил Бонифациевич исполнял роль Руфия. Придя на спектакль, Погоржельский почувствовал, что среди актёров что-то затевается. По ходу действа была сцена, когда из оркестра поднималась лестница, наверху стоял Цезарь-Плятт, к нему забирался Руфий-Погоржельский и говорил: «Слава Цезарю!». Чувствуя готовящийся подвох, Михаил Бонифациевич вскочил на лестницу и воскликнул: «Слава Руфию!». На что Плятт незамедлительно ответил: «И заслуженно!».

Михаил Бонифациевич был очень скромным человеком, никогда не вмешивался ни в какие конфликты. Обладал большим юмором, много читал. Очень любил природу. На протяжении тридцати лет ездил отдыхать только в одно место – Щелыково, знаменитое имение А.Н. Островского под Костромой. Погоржельский был очень элегантным человеком, любил красиво одеваться. Бывая в заграничных экспедициях, Михаил Бонифациевич всегда находил время, чтобы приобрести какую-нибудь хорошую вещь, и непременно дорогую.

В театре у Погоржельского было трое друзей – Аркадий Рубцов, Борис Иванов и Михаил Львов. Все они были фронтовиками. Девятого мая каждого года, в День Победы, у них была традиция собираться вместе и отмечать этот великий праздник. В этот день они никого к себе не допускали, даже жён. И лишь только последние несколько лет этой чести удостоились Ирина Павловна и Ольга Владимировна Якунина, супруга Бориса Иванова.

6 декабря 1951 года у Михаила Бонифациевича и Ирины Павловны родился сын Дмитрий. Так как они постоянно были заняты в театре и кино, то воспитанием сына, в основном, занималась бабушка, мама Ирины Павловны. Михаил Бонифациевич был достаточно строгим отцом, но никогда не позволял несправедливости по отношению к сыну. Дима учился в немецкой спецшколе, которая находилась в доме, где жили Погоржельские. Однажды, учась в восьмом классе, Дима спросил родителей: «А вдруг я пойду по вашим стопам?». На что Ирина Павловна ответила: «В наших стопах вдруг не бывает». Окончив школу, Дима поступил на филфак шведского отделения Московского университета, окончив который работал в «Комсомольской правде». Затем Дмитрий перешёл в журнал «Новое время» и вскоре стал редактором международного отдела. Как корреспондент «Нового времени», в 1990 году, он уехал в Германию и уже там был приглашён работать на телевидение. На протяжении многих лет Дмитрий с семьёй по-прежнему живёт в Германии.

В начале девяностых годов Михаил Погоржельский стал часто болеть – сказалась военная травма. Ему стало тяжело двигаться, и без палочки он уже не мог обходиться. В 1993 году Михаил Бонифациевич вместе с Ириной Павловной предприняли попытку съездить к сыну в Германию, где Погоржельский в последний раз увидел внука Сашу, которому на тот момент было семь лет.

Последний год жизни Погоржельский плохо себя чувствовал. Он выбыл из репертуара театра, так как больше не мог выходить на сцену. 6 марта 1995 года ему стало очень плохо, поднялась температура, бил жуткий озноб. Его увезли в реанимацию. 8 марта Ирине Павловне позвонили из больницы и сказали, что Михаилу Бонифациевичу хуже. Она сразу же приехала и нашла мужа в полусознательном состоянии. Он попросил кисель, Ирина Павловна помчалась за ним к приятелям через дорогу. Вернувшись, она увидела на мониторе прямую линию. Это произошло в половине второго дня. А вечером Ирина Павловна играла премьеру, «Мадам Бовари» Г. Флобера. Она была единственной исполнительницей, и заменить её было некем…

Ирина Павловна Карташёва семьдесят лет отработала в Театре имени Моссовета, где до последнего была плотно занята в репертуаре. Единственное, что её огорчало, что в фойе театра, среди портретов выдающихся актёров, не нашлось места для Михаила Погоржельского, который отдал сорок шесть лет своей творческой жизни служению Театру Моссовета.

Фильмы и роли:

1957: «Его время придет» (Александр II), «Огненные версты» (матрос); 1958: «Трое вышли из леса» (Павел Строганов); 1959: «Василий Суриков» (Александр III); 1962: «Когда разводят мосты» (Константин), «Молчат только статуи» (Малышев); 1963: «Выстрел в тумане» (Пал Палыч); 1965: «Человек без паспорта» (Зубарев); 1967: «Анна Каренина» (эп.), «В ночь на воскресение», к/м (директор лаборатории); 1968: «Операция «Трест», тв (Врангель), «Щит и меч» (фон Зальц); 1969: «Конец «Черных рыцарей», тв (фон Нейман), «Он был не один» (рыбак); 1970: «Город первой любви (доктор), «Семья как семья», тв (Брусничкин); 1970-1972: «Руины стреляют», тв (Нечипорович); 1971: «Френсис Дрейк», тв (посол Испании); 1972: «Бунташный июль», тв (Андрей Щербак), «Меченый атом» (Раскольцев), «Пятьдесят на пятьдесят» (Деласси), «Свеаборг», тв (Столыпин); 1973: «Высокое звание. Я – Шаповалов Т.П.» (военврач), «Нейлон 100%» (Афанасий Коржов, председатель колхоза); 1974: «Выбор цели» (участник совещания), «Моя судьба», тв (Селиванов); 1975: «Странная миссис Сэвидж», тв (Тайтус Сэвидж); 1976: «Вдовы» (Киреев), «Два капитана», тв (Ванин), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (Шорнбах), «Мое дело», тв (Бутурлакин), «Сибирь», тв (эп.); 1977: «Обратная связь» (Кознаков); 1977-1979: «Открытая книга», тв (Максимов); 1978: «Артем», тв (губернатор), «День приезда – день отъезда», тв (Иван Степанович Басов), «Диалог», тв (Беренбах), «Комиссия по расследованию» (Шестаков), «Особых примет нет» (шеф полиции); 1979: «Путешествие в другой город» (Хмельницкий); 1980: «Кодовое название «Южный гром», тв (роль), «Крах операции «Террор» (Борисов), «Черный треугольник», тв (генерал Мессисер); 1982: «Переворот по инструкции 107» (посол); 1983: «Магистраль» (помощник Уржумова), «Понедельник – день тяжелый», тв (Корнеплодов); 1985: «Берега в тумане» (профессор); 1986: «Суд над судьями», тв (Эрнст Яннинг); 1988: «Кругосветное путешествие Бертольда Брехта», тв (председатель суда), «Шаг» (эп.); 1991: «Телохранитель» (Семен Петрович Батов, генерал-полковник в отставке).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru