
Полевой Алексей Леонидович
Алексей Полевой родился в Симбирске в семье театральных актёров Леонида Яковлевича Полевого (1895–?) и Натальи Георгиевны Халатовой (умерла в 1941 году). Родители постоянно гастролировали, поэтому всё его детство прошло в разъездах по городам Советского Союза. Возможно, так продолжалось бы и дальше, но в 1928 году семейная пара Полевой – Халатова распалась. Наталья Георгиевна была приглашена работать в Москву в Театр сатиры, Леонид Яковлевич уехал в Ленинград, играл в Большом драматическом театре. Алексей остался жить с мамой, учился в московских школах № 68 и 323. Выросший в актёрской семье, он, конечно же, и сам пристрастился к драматическому искусству. Будучи школьником, занимался в самодеятельной студии при фабрике «Гознак», а когда пришла пора вступления во взрослую жизнь, осенью 1937 года уехал в Ярославль, где был принят в труппу Театра имени Ф. Волкова. Там он пробыл один сезон, затем вернулся в Москву и стал играть в Театре под руководством Фёдора Николаевича Каверина. С наступлением войны коллектив театра Каверина был эвакуирован в Борисоглебск. Полевой по каким-то причинам не смог выехать вместе с ним, остался в Москве и был принят в Театр сатиры, что выглядело довольно символично, поскольку осенью 1941 года при налёте фашистских самолётов на Москву погибла его мать Наталья Халатова, одна из ведущих актрис этого театра. Тяготеющий к жанру миниатюр, эксцентрике, острой характерности, он попал в близкую себе стихию, но, видимо, не на столько, чтобы задержаться в ней надолго. Побывав с Театром сатиры в эвакуации, поездив с его концертной бригадой по различным городам (Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Магнитогорск, Челябинск, Свердловск), в октябре 1943 года Алексей Полевой перевёлся в Московский театр миниатюр. Однако и там его пребывание продлилось всего год. Наконец, в 1944 году Алексей Леонидович был приглашён в Центральный театр транспорта (будущий Театр имени Н.В. Гоголя), где прослужил шестнадцать сезонов. За этот период сыграл большое количество ведущих драматических и характерных ролей, среди которых: Виталий Набойкин («Знатная фамилия» Б.С. Ромашова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» П. Бомарше), Кирило Петрович Шпак («Шельменко-денщик» Г.Ф. Квитки-Основьяненко), Гуго Вастис («Заговор обречённых» Н.Е. Вирты), Сапожков («Хождение по мукам» А.Н. Толстого), Феликс Вилде («Буря» В.Т. Лациса), Лопес («Испанский священник» Д. Флетчера), Лещ («Последние» М. Горького), Семён Семёнович («Бронепоезд 14-69» В.В. Иванова), дон Педро де Лухан («Живой портрет» А. Морето), Карпо Карпович («Не называя фамилий» В.П. Минко), Чагин («Мать своих детей» А.Н. Афиногенова), князь («Багровые облака» Н.Ф. Погодина) и другие. Также Полевой попробовал свои силы в качестве режиссёра, совместно с Ириной Судаковой осуществив постановку пьесы С.В. Михалкова «В стране игр». Служа в Театре транспорта, Алексей Полевой не только реализовался как актёр, но и устроил свою личную жизнь. Там он познакомился с актрисой Галиной Николаевной Мальковой (1925–1998), которая стала его женой. В 1952 году в их семье родилась дочь Наталья. Кинематограф долгое время не замечал Алексея Полевого, пока в 1956 году он не сыграл фокусника в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», ловким движением рук вытаскивавшего доклад из пиджака главного героя. Через шесть лет актёр снова снялся у Рязанова в роли генерала Балмашова в фильме «Гусарская баллада», и обе эти работы стали наиболее узнаваемыми в его кинобиографии. А насчитывала она всего несколько наименований, среди которых, помимо упомянутых, стоит выделить «Тень» Надежды Кошеверовой (роль Главного лакея) и «Шельменко-денщика» Андрея Тутышкина (роль Осипа Прокоповича Опецковского). Будучи актёром Театра транспорта, Алексей Полевой начал всё больше времени уделять эстраде. Когда же в ноябре 1960 года он покинул театр, то целиком сосредоточился на излюбленном им направлении. При Центральном доме работников искусств Полевой создал и возглавил эстрадный коллектив «Крошка», при Центральном доме журналистов – сатирический ансамбль «Вёрстка и правка», в течение года руководил мастерской сатиры и юмора в Москонцерте, работал как режиссёр, занимаясь постановками эстрадных обозрений («Идёт за другом друг», «Вчера, сегодня, завтра» и др.). Также Алексей Леонидович был одним из создателей и ведущим знаменитого «Голубого огонька» на телевидении. Помимо этого актёр на протяжении многих лет работал на радио, дубляже, озвучивал анимационные фильмы («Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «Мы ищем кляксу» и др.). Алексей Полевой ушёл из жизни в пятьдесят один год, но успел сделать очень многое, оставив свой след сразу в нескольких направлениях искусства – театре, кино, эстраде, анимации. Похоронен артист на Химкинском кладбище. Фильмы и роли: 1956: «Карнавальная ночь» (фокусник); 1962: «Гусарская баллада» (генерал Балмашов), «Семь нянек» (покупатель); 1963: «Генерал и маргаритки» (генерал); 1964: «Что такое теория относительности», к/м (актёр); 1971: «Большой янтарь», тв (Микки, председатель жюри), «Ночь на 14-й параллели» (Файн), «Тень» (Главный лакей), «Шельменко-денщик» (Осип Прокопович Опецковский). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru