Половикова Клавдия Михайловна

Polovikova-2Половикова Клавдия Михайловна
Народная артистка РСФСР (1954)
Родилась 15 декабря 1896 года.
Умерла 16 февраля 1979 года.

Клавдия Половикова родилась в Харькове в бедной семье, состоявшей из двенадцати детей. Её отец Михаил Кузьмич Диденко работал чернорабочим. Мать в молодости была домработницей, затем, после рождения детей, занималась домашним хозяйством.

Когда дочь подросла, родители отдали её в школу с ремесленным уклоном, где она обучалась грамоте и шитью. Это был для неё нелёгкий период, так как, помимо учёбы, ей приходилось помогать матери, ухаживать за братьями и сёстрами.

С 16 лет Клавдия стала сама зарабатывать на жизнь. Работала поденной портнихой, служила письмоводителем у присяжного поверенного. Параллельно мечтала о театре, которым грезила с детских лет.

В 1917 году Клавдия Диденко выдержала экзамены на литературно-художественные курсы в Харькове, учащиеся которых выступали в театре Н.Н. Синельникова и получали за это небольшую оплату. Как раз в тот год проходил бенефис актрисы Марии Николаевны Наблоцкой, отмечавшийся пьесой «Стакан воды» Э. Скриба. Роль Абигайль в нём должна была играть артистка Евгения Леонтович, но она заболела, и Борис Николаевич Путята, супруг Наблоцкой и учитель Диденко, предложил эту роль своей ученице. Так состоялся сценический дебют Клавдии. После спектакля к ней подошёл Михаил Михайлович Тарханов и посоветовал начинающей актрисе ехать учиться драматическому мастерству в Москву.

На тот момент Клавдия Михайловна уже была замужем за Василием Васильевичем Половиковым, инженером-гидрологом. 23 декабря 1917 года у них родилась дочь Валентина. Однако страсть к сцене у Половиковой была столь велика, что в 1918 году она решилась оставить семью и отправилась в Москву, где поступила в школу Малого театра. Проучившись там один год, Половикова была вынуждена вернуться в Харьков на похороны своего свёкра, у которого всё это время жила её дочь Валентина. Там она задержалась на год, так как вскоре умер её отец. Устраивая семейные дела, Клавдия Михайловна параллельно играла в театре Н.Н. Синельникова. В 1920 году, забрав с собой сестёр и дочь, она вновь уехала в Москву и продолжила обучение в школе Малого театра. По её окончании стала одной из ведущих актрис этого коллектива, вскоре переименованного в Театр-студию Малого театра, а затем в Новый театр. Играла там Анфису Денисовну («Похождения Бальзаминова» А.Н. Островского), Карин Братт («Кинороман» Г. Кайзера), фру Линде («Нора» Г. Ибсена), проститутку Мэг («Миллион Антониев» В. Градова и В. Орлова), Кручинину («Без вины виноватые» А.Н. Островского) и другие роли.

В 1936 году Клавдия Половикова перешла в Московский театр Революции, в котором сыграла госпожу Капулетти в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира и Оксану в «Гибели эскадры» А.Е. Корнейчука. Затем вместе с группой артистов Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина была приглашена в Киевский театр русской драмы под руководством Б.Н. Норда, на сцену которого выходила в образах Марты («Благочестивая Марта» Т. де Молины), Ларисы Огудаловой («Бесприданница» А.Н. Островского), донны Анны («Каменный гость» А.С. Пушкина), Гертруды («Мачеха» О. де Бальзака). На последнем спектакле актриса приглянулась дирекции Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, которая предложила ей сыграть эту же роль на их сцене. Половикова согласилась, приехала в Ленинград, но просидев в ожидании целый год и не получив обещанного, вернулась в Москву, где сразу же была принята в труппу Театра имени Ленсовета. С большим успехом сыграла Луизу в «Захватчиках», Марию Стюарт в пьесе Ф. Шиллера, Лизу Калитину в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева и другие роли.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, Клавдия Михайловна эвакуировалась в Свердловск и трудилась там в местной филармонии. Выезжала со спектаклями на заводы Урала и Нижнего Тагила, по поручению Свердловского горкома выступала на отправных пунктах.

С 1943 года Половикова снова в Москве. Она вошла в труппу Театра драмы (с 1954 года – Театр имени Вл. Маяковского) и играла в нём до ухода на заслуженный отдых в 1959 году. Здесь она продолжила, начатую в других театрах, галерею драматических образов, среди которых: Вера Ладыгина («Обыкновенный человек» Л.М. Леонова), Реджина («Лисички» Л. Хеллман), Анна Марковна («Зыковы» М. Горького), Снежинская («Третья молодость» Бр. Тур), Кабанова («Гроза» А.Н. Островского), Малютина («Персональное дело» А.П. Штейна) и другие. Актриса обладала мощным темпераментом, истинным драматизмом, огромной силой воздействия на зрителя.

В кино Клавдии Половиковой повезло меньше, чем в театре, но и здесь она блеснула лучшими гранями своего таланта, сумев привнести в небольшие по объёму роли сочную палитру чувств, органику, точный психологический рисунок. Среди её лучших киноролей: Нина Александровна Иволгина («Идиот»), Анфиса («Колыбельная»), Прасковья Петровна («Чудотворная»), Друбецкая («Война и мир»).

Последние годы жизни Клавдия Половикова прожила тихо и спокойно со своим мужем Абрамом Павловичем Эфроимсоном, редактором Центрального телевидения. С дочерью Валентиной Серовой актриса общалась довольно редко, особенно в последние, тяжёлые для неё, годы жизни. Но это тема для совсем другой истории.

Похоронена Клавдия Половикова на Донском кладбище.

Фильмы и роли:

1933: «Рваные башмаки» (слепая); 1936: «Том Сойер» (тетя Полли), «Трое с одной улицы» (мать Ваньки); 1939: «Огненные годы» (Юзефа); 1942: «Принц и нищий» (мать); 1946: «Глинка» (теща); 1955: «Судьба барабанщика» (старуха); 1958: «Идиот» (Нина Александровна Иволгина); 1960: «Колыбельная» (Анфиса), «Чудотворная» (Прасковья Петровна); 1963: «Русский лес» (Семениха); 1964: «Хоккеисты» (Нина Владимировна); 1965: «Война и мир» (Друбецкая).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru