Поначевный Сергей Леонтьевич

Ponachevniy-1Поначевный Сергей Леонтьевич
Народный артист РСФСР (1985)
Родился 20 марта (2 апреля) 1908 года.
Умер 24 ноября 1986 года.

Сергей Поначевный родился в Санкт-Петербурге. Его отец работал конторщиком в частной типографии, участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера интендантства, с приходом к власти большевиков служил в советских учреждениях. Умер в 1927 году. Мать занималась домашним хозяйством. Умерла в 1921 году.

Сергей учился сначала в начальном училище, затем – в 111-й советской школе. В 1920 году, в связи с тяжёлым материальным положением семьи, оставил учёбу и поступил работать каталем на Первую государственную мельницу имени В.И. Ленина. В середине 1923 года перешёл в школу ФЗУ при Петроградском заводе «Большевик», однако во время учёбы «заразился» кино и, едва её окончив, в 1926 году поступил на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, в мастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Параллельно, чтобы иметь средства на существование, до 1928 года работал механиком на заводе «Большевик».

По окончании техникума в 1929 году Сергей Поначевный был принят в актёрский штат ленинградской кинофабрики «Союзкино» (позднее – «Ленфильм»). За год до этого, в 1928-м, впервые «засветился» на экране в эпизодических ролях фильмов «Луна слева» и «Не так страшен чёрт», затем продолжил сниматься в небольших ролях и эпизодах, играя разных по статусу и национальностям персонажей: красного командира («Обломок империи»), немецкого студента («Города и годы»), околоточного («Златые горы»), работника отдела образования («Одна»). Вскоре в его кинобагаже появились первые значимые роли: Безайс («По ту сторону»), Санька («Человек за бортом»), Панас («Счастье»), архитектор-холостяк («Наследный принц Республики»), продемонстрировавшие разностороннее актёрское дарование Поначевного. В дальнейшем это ему помогло благополучно преодолеть приход звука в кино, перестроиться на новые принципы работы перед камерой. Однако занятое им положение в кино, творческая недореализованность, видимо, до конца его не удовлетворяли, и в 1935 году он решил перейти в театр. Им стал Ленинградский новый ТЮЗ, на сцене которого Поначевному удалось расширить свои актёрские возможности. Там им были сыграны: Трентчке («Продолжение следует» А.Я. Бруштейна), Варлаам («Борис Годунов» А.С. Пушкина), Мухояров («Правда – хорошо, а счастье – лучше» А.Н. Островского), Семён («Двадцать лет спустя» М.А. Светлова) и другие роли. Параллельно актёр продолжал сниматься в кино, но крайне редко и незначительно, поэтому его выбор в пользу театра оказался как нельзя кстати.

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сергей Леонтьевич добровольцем ушёл в ряды народного ополчения, служил в составе Куйбышевской дивизии. Вскоре, по инициативе Николая Черкасова, из актёров-ополченцев организовался Театр армии народного ополчения, и Поначевный стал его участником. В октябре этого же года театр был передан Дому Красной армии имени С.М. Кирова и преобразован в агитвзвод для обслуживания частей и соединений Ленинградского фронта. В составе этого коллектива актёр служил до момента демобилизации в 1943 году. За свои боевые заслуги он был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1943 году Сергей Поначевный поступил в труппу Ленинградского городского театра (с 1944 года – Ленинградский драматический театр, с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской), работал на его сцене до конца жизни, войдя в число ведущих артистов. За 43 года сыграл множество самых разных ролей – от драматических до характерно-комедийных. Среди них: Гаврила Пантелеевич Белугин («Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Тушин («Обрыв» И.А. Гончарова), Кузьма Коробейничев («Бранденбургские ворота» М.А. Светлова), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Шкода («Александр Пушкин» Д. Дэля), Потап Максимыч Чапурин («В лесах» П.И. Мельникова), Назар Авдеевич («Дети солнца» М. Горького), Иван Васильевич Кузьмич («Генерал Серпилин» К.М. Симонова), Астахов («Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика), Великий инквизитор («Джордано Бруно» О.Г. Окулевича), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Карлсон («Люди и мыши» Д. Стейнбека), Поташов («Метель» Л.М. Леонова), Дюжарден («Первая глава» Д. Дэля), Лужин («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), Исидор Джакели («Не беспокойся, мама!..» Н.В. Думбадзе), Старик («Старик» М. Горького), Минц и Розанов («Покушение» М.Ф. Шатрова), Карри («Продавец дождя» Н.Р. Нэша), Клешнин («Царь Борис» А.К. Толстого), Макей Удальцов («Мои надежды» М.Ф. Шатрова), Л.Н. Толстой («Возвращение на круги своя» И.П. Друцэ), Степан Алексеевич Судаков («Гнездо глухаря» В.С. Розова), Николай Михайлович («Ретро» А.М. Галина) и многие другие.

После долгого перерыва в 1977 году Сергей Поначевный удачно снялся в кино в фильме Валерия Ланского «Приезжая», в котором сыграл Семёна Арсентьевича Баринева, отца главного героя, своенравного деревенского старика. Образ получился очень живым, наполненным своеобразием и хорошим юмором. Через год актёр сыграл ещё одного деревенского жителя в фильме «На новом месте», но фильм оказался слабым, да и роль Поначевного была плохо прописана, не оставив артисту широты актёрского полёта. Возможно, по этой причине, или в силу уже немолодого возраста больше на экране Сергей Леонтьевич не появлялся.

Фильмы и роли:

1928: «Луна слева» (пулемётчик), «Не так страшен чёрт» (парень); 1929: «Обломок империи» (красный командир); 1930: «Ветер в лицо» (пьяница-гармонист), «Города и годы» (немецкий студент), «По ту сторону» (Безайс), «Саша» (милиционер), «Спящая красавица» (красноармеец); 1931: «Златые горы» (околоточный), «Лес» (лесоруб), «Одна» (ответственный работник), «Человек за бортом» (Санька); 1932: «Солдатский сын» (слесарь Алексеев), «Счастье» (Панас); 1933: «Частный случай» (Левко); 1934: «Наследный принц Республики» (архитектор-холостяк), «Чудо» (Лунин); 1935: «Совершеннолетие» (Мамаев); 1936: «На отдыхе» (Миша); 1937: «Волочаевские дни» (танкист); 1938: «Комсомольск» (комсомолец-дезертир); 1940: «Разгром Юденича» (рабочий); 1944: «Жила-была девочка» (житель Ленинграда); 1951: «Белинский» (жандарм); 1958: «Город зажигает огни» (раненый боец); 1964: «Ноль три» (милиционер); 1967: «Первый президент», тв (Андрей Сухов); 1977: «Приезжая» (Семен Арсентьевич Баринев); 1978: «Возвращение на круги своя», тв (Л.Н. Толстой), «На новом месте» (Милюхин – «Блоха»).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru