Понсова Елена Дмитриевна

Ponsova-1Понсова Елена Дмитриевна
Народная артистка РСФСР (1957)
Лауреат Сталинской премии II степени (1952)
Родилась 14 (27) мая 1907 года.
Умерла 30 июня 1966 года.

Елена Понсова родилась на станции Малаховка Московской губернии в семье инженера-путейца Дмитрия Петровича и домашней хозяйки Лидии Митрофановны Понсовых. Лидия Митрофановна имела наполовину французские корни, обладала взрывным характером, за что среди близких людей получила прозвище Наполеон. У Понсовых родилось пятеро детей, из которых Елена была четвёртым ребёнком. Её младший брат Алексей Понсов (1920–2009) впоследствии тоже избрал творческое направление – окончил Школу-студию МХАТ, там же преподавал и заведовал кафедрой внешней формы спектакля, работал художником во МХАТе.

Елена Понсова с детства мечтала стать артисткой, но один существенный недостаток мог помешать ей в достижении цели – у неё косил один глаз. В шестнадцатилетнем возрасте она решилась пойти к известному офтальмологу М.И. Авербаху, который помог ей решить эту проблему. В 1925 году Понсова поступила в 3-ю студию МХАТа, которая с 1926 года стала именоваться Театром имени Евг. Вахтангова. Уже в период учёбы она проявила задатки прекрасной характерной актрисы, что позволило ей блистательно сыграть свою первую роль – Мокеиху в «Виринее» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина.

Окончив студию Театра имени Евг. Вахтангова в 1928 году, Елена Понсова вошла в основной состав его труппы. Начинала с эпизодов (цанни – «Принцесса Турандот» К. Гоцци; цыганка – «Марион де Лорм» В. Гюго; шансонетка – «На крови» С.Д. Мстиславского), но постепенно перешла на более значимые роли, со временем достигнув положения одной из ведущих характерных актрис вахтанговской сцены. Понсова обладала широкой палитрой актёрских красок, умела создавать совершенно не похожие друг на друга образы, разные по внутреннему наполнению и внешним отличительным признакам, использовала в своей игре элементы гротеска, благодаря чему её персонажи получались очень яркими и колоритными. Среди наиболее известных ролей актрисы на сцене театра: Зобунова («Егор Булычов и другие» М. Горького; Сталинская премия II степени, 1952), Урсула («Много шума из ничего» В. Шекспира), Хлопова («Ревизор» Н.В. Гоголя), дуэнья («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), начальница пансиона («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве), Арина Федотовна («Не в свои сани не садись» А.Н. Островского), Мосевна («На золотом дне» Д.Н. Мамина-Сибиряка), Горе-злосчастье («Горя бояться – счастья не видать» С.Я. Маршака), Люция («Раки» С.В. Михалкова), Капка («Чёрные птицы» Н.Ф. Погодина) и другие.

В кино Елена Понсова не любила сниматься, но, всё же, иногда позволяла себе появляться на экране. Впервые это произошло в 1936 году в фильме Евгения Червякова «Заключённые», где она сыграла эпизодическую роль Фефелы, но наиболее значимые её экранные работы появились уже в 1950–1960-е годы. Как и в театре, она играла в кино острохарактерные роли, каждая из которых запоминалась благодаря своеобразной индивидуальности актрисы. Среди них стоит вспомнить: бабу Дуню в «Полюшко-поле» В.Строевой, мадам Купо в «Убийстве на улице Данте» М.И. Ромма, Авдотью Семёновну в «Шинели» А.В. Баталова, бабушку Варвары в «Русском сувенире» Г.В. Александрова, тётку в госпитале в «Гадюке» В.И. Ивченко, ну и, конечно же, блистательную Млекопитаеву в «Скверном анекдоте» А.А. Алова и В.Н. Наумова, ставшую последней в череде киноработ Понсовой.

Творчески разносторонний человек, Елена Дмитриевна обладала множеством всевозможных талантов. В частности блистательно показывала других людей, импровизировала на заданные темы в стиле обозначенного писателя – Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других. Умела непревзойдённо имитировать чужую речь, что впоследствии с успехом использовала в озвучивании анимационных фильмов. Её голосом говорят десятки мультгероев, которых запомнило и полюбило не одно поколение детишек. Среди них: Сова («Заколдованный мальчик»), Ворона («Снежная королева»), Лиса Алиса («Приключения Буратино»), графиня Вишня («Чиполлино»), Колдунья, Ворона и старушка («Дикие лебеди»), Мышь («Дюймовочка»), библиотекарша и старуха («Вовка в тридевятом царстве»), Крыса («Рикки-Тикки-Тави») и многие другие.

В жизни Елена Понсова была очень женственной, всегда следила за собой. От мамы унаследовала непростой характер, была остра на язык. В общении располагала к себе, её дом всегда был полон гостей. Не смотря на то, что жила она недалеко от театра, периодически позволяла себе опаздывать на спектакли. Эта небольшая провинность всегда ей прощалась, поскольку актриса была любима и уважаема всем коллективом родного ей театра.

Первым мужем Елены Дмитриевны был известный артист МХАТа Виктор Яковлевич Станицын (1897–1976), с которым она познакомилась в период учёбы в 3-й Студии. В 1936 году у супругов родилась дочь Ольга, но это обстоятельство не помогло спасти их семью от распада – через два года они расстались, сохранив при этом хорошие отношения. Став взрослой, Ольга Станицына пошла по стопам родителей и, следуя примеру матери, выбрала вахтанговскую школу. Как только это произошло, Елена Дмитриевна, преподававшая там актёрское мастерство, сразу же ушла из училища, желая предотвратить возможные кривотолки относительно её и дочери.

Во второй раз Елена Понсова вышла замуж уже в 1950-е за артиста Театра имени Евг. Вахтангова Алексея Игоревича Бизюкова (1898–1965), который любил её долгие годы и терпеливо дожидался своего часа. Когда же он наступил, Бизюков буквально носил супругу на руках, ухаживал за ней, как за ребёнком. Потеряв его в 1965 году, Елена Дмитриевна прожила затем только год. После очередных гастролей у неё случился инсульт, приведший в безвременной кончине. Упокоилась она рядом с Алексеем Игоревичем на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1936: «Заключенные» (Фефела); 1944: «Свадьба» (гостья-швея); 1949: «Счастливый рейс» (бабушка); 1952: «Ревизор» (вдова унтер-офицера); 1953: «Егор Булычов и другие» (Зобукова), «Сеанс гипноза», к/м (работница птицесовхоза); 1956: «Полюшко-поле» (баба Дуня), «Убийство на улице Данте» (мадам Купо); 1958: «Жизнь прошла мимо» (мать Смирнова); 1959: «Шинель» (хозяйка); 1960: «Беззащитное существо», к/м (Щукина), «Русский сувенир» (бабушка Варвары); 1963: «Понедельник – день тяжелый» (Королькова), «Штрафной удар» (Нина Ивановна); 1964: «Русский лес» (мать Грацианского), «Сумка, полная сердец» (Авдотья); 1965: «Гадюка» (тетка в больнице), «Последний месяц осени» (Старуха); 1966: «Скверный анекдот» (Млекопитаева).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru