
Пославский Борис Дмитриевич
Борис Пославский родился в Рогачёве Могилёвской губернии в семье титулярного советника Дмитрия Герасимовича Пославского (1860–?) и домашней хозяйки Елены Михайловны Пославской. Дмитрий Герасимович до революции был членом Жлобино-Карпиловского городского по квартирному налогу присутствия и помощником классных наставников Рогачёвского реального училища имени В.А. Иолшиной. Именно туда в 1907 году был отдан его сын Борис. В училище у него проявился интерес к театральному искусству, он стал посещать занятия любительского драматического кружка и уже мечтал стать артистом, но родители охладили его пыл, заставив по окончании училища в 1914 году поступить на металлургический факультет Петроградского политехнического института. В 1919 году по призыву студентов Борис Пославский вступил в ряды РККА, проходил службу в 5-м стрелковом запасном полку, откуда его в 1920 году, как проявившего способности на армейской клубной сцене, командировали на курсы при Московском рабоче-крестьянском театре. По их окончании Пославский был направлен в распоряжение политуправления Московского военного округа, а оттуда – в Московский окружной театр Красной армии. В конце 1922 года Борис Пославский был демобилизован из армии и поступил в Мастерскую Н.М. Фореггера (Мастфор) при Московском доме печати, главными направлениями которой были сатира и буффонада. Два года работы в этой мастерской дали Пославскому хорошую комедийную школу, которая пригодилась ему и в дальнейшем. После того, как в 1924-м помещение театра сгорело, и он прекратил своё существование, актёр перешёл в театр «Смычка» при Московском союзе потребительских обществ (МСПО), а затем – в театр «Синяя блуза» и Московский театр современной буффонады. Возможно, Пославский и в дальнейшем бы работал в жанре комедийного театра, если бы его не захватил кинематограф. В период работы в Мастфоре произошло его судьбоносное знакомство с режиссёром Сергеем Юткевичем, который стал его крёстным отцом в кино. В 1925 году он снял актёра в своей дебютной короткометражке «Даёшь радио!», а впоследствии ещё в четырёх своих картинах. В 1928 году вместе они перешли в штат ленинградской кинофабрики «Совкино» (позднее – «Ленфильм»), где Сергей Иосифович открыл свою киномастерскую. На протяжении четырёх лет Пославский снимался исключительно в фильмах Юткевича, создал образы, разные по характеру и внутреннему наполнению: рыбопромышленника Корешкова («Чёрный парус»), бедного крестьянина Петра, пришедшего на подработки в город («Златые горы»), Скворцова, инженера-вредителя из «бывших» («Встречный»). Позднее эта галерея пополнилась ролью секретаря горкома Примака в «Шахтёрах», героя положительного. Актёр постарался избежать плакатности, наделив своего персонажа юмором, отзывчивостью, чувством справедливости, а оттого став близким и понятным любому человеку. Работа только в пяти вышеперечисленных фильмах показала Бориса Пославского большим мастером перевоплощения с огромным актёрским потенциалом. Артисту по плечу были любые роли, любой степени сложности, любой психологической нагрузки. Он умел создавать глубокие насыщенные характеры, наделённые богатым внутренним миром. Особенно ему удавались отрицательные персонажи, получавшиеся у него очень колоритными и отталкивающими. Среди них особенно выделялись уже упомянутый Скворцов во «Встречном», а также диверсант Сизов в «Великом гражданине» и инквизитор Бартоломео в новелле «Небо и ад» киносборника «Цветные киноновеллы». В 1930-е годы Борис Пославский выбился в число ведущих актёров советского экрана. Он много снимался, у знаковых режиссёров, пользовался большим уважением коллег. В 1935 году, в связи с празднованием 15-летия советской кинематографии, Пославский получил звание Заслуженного артиста РСФСР. С 1923 года состоял во Всесоюзном профессиональном союзе работников искусств (ВСЕРАБИСе), в 1938 году был избран членом цехового комитета Профсоюза кинофотоработников. С началом Великой Отечественной войны Борис Пославский вместе с киностудией «Ленфильм» был эвакуирован в Алма-Ату, трудился в составе Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Его роли того периода были уже менее значительными, но сыгранными всё так же изящно и достоверно. Достаточно вспомнить инженера Ротмана в «Секретаре райкома» или немецкого полковника Вернера в картине «Во имя Родины». По возвращении в Москву в июне 1944 года Борис Пославский поступил в актёрский штат киностудии «Союздетфильм», а после создания Государственного театра киноактёра в июле 1945 года вошёл в его труппу. Сыграл там Харди в спектакле «Счастье Гарри Смита» (1948), инсценировке «Русского вопроса» К.М. Симонова (до этого ту же роль он исполнил на экране) и Доминико Чиморозо во «Флаге адмирала» А.П. Штейна (1950). Параллельно работал на дубляже, озвучил героев фильмов: «Дядюшка Крюгер», «Король Калифорнии», «Дети земли» и других. В конце 1940-х годов Бориса Дмитриевича стало подводить здоровье. Один за другим он перенёс два инфаркта и уже не мог работать с прежней отдачей. Этим и объясняется его отсутствие на экране после 1947 года. Незадолго до ухода из жизни он начал сниматься в новой картине, которая была закрыта на стадии производства. Это обстоятельство ещё более ухудшило его самочувствие, и он скончался после третьего инфаркта, немного не дожив до своего 55-летия. У него остались жена Мария Евдокимовна (1903–1993) и десятилетняя дочь Нина (1941–2018), получавшие после этого пенсию по потере кормильца. Очереди на квартиру, на которую Борис Дмитриевич стоял много лет, они лишились. Похоронен Борис Пославский на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1925: «Даешь радио!», к/м (Федька Шпунт); 1928: «Кружева» (парень с гитарой); 1929: «Черный парус» (Корешков); 1931: «Златые горы» (Петр); 1932: «Встречный» (Скворцов); 1935: «Граница» (Новик), «Крестьяне» (Егор Нечаев), «Подруги» (Силыч); 1937-1939: «Великий гражданин» (Сизов); 1937: «Шахтеры» (Семен Примак); 1938: «Враги» (Яков Бардин); 1939: «Огненные годы» (доктор); 1940: «Возвращение» (секретарь партбюро), «Приятели» (Федор Фомич); 1941: «БКС № 2. Сто за одного» (доктор Кавач), «Старая гвардия», к/м (отец), «Цветные киноновеллы. Небо и ад» (Бартоломео, инквизитор); 1942: «Оборона Царицына» (Олег Константинович, машинист), «Секретарь райкома» (Ротман); 1943: «Во имя Родины» (Вернер); 1944: «Зоя» (Филин); 1945: «Это было в Донбассе» (Логинов); 1947: «Мальчик с окраины» (Авдеич), «Русский вопрос» (Харди), «Рядовой Александр Матросов» (врач). Фотографии из личного архива Бориса Пославского |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru