Потёмкин Лев Львович

Potemkin-2Потёмкин Лев Львович
Родился 26 марта 1905 года.
Умер 2 марта 1989 года.

Лев Потемкин родился в Санкт-Петербурге. Его отец  Лев Львович Потемкин (1879-1943) работал телеграфистом. Мать София Михайловна Потемкина (в девичестве — Григорьева) (1878-?) была домашней хозяйкой, занималась воспитанием сына и дочери.   В 1907 году она рассталась с мужем и  в дальнейшем растила своих детей без его помощи.

Достигнув школьного возраста, Лев поступил в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в которой учился до осени 1917 года. После этого Потемкины уехали в Симбирск и, прожив там одну зиму, в 1918 году переехали на постоянное место жительства в Москву.

В 1922 году, окончив филиал 5-й Московской гимназии, Лев Потемкин начал свой творческий путь в качестве актера в коллективе социально-героического театра под руководством В.И. Крылова, а затем перешел в классический театр имени Россова. Далее, по приглашению Крылова, Потемкин попробовал свои силы  в качестве лаборанта и педагога по гриму на Московском едином рабочем факультете искусств, работая здесь до 1927 года.

С 1927 года, по приглашению НКП УССР, Лев Потемкин в качестве актера и режиссера служил в Ташкентском театре имени Свердлова, а затем работал по договорам в театрах Звенигорода и Ашхабада. На этих сценах им было сыграно много характерных образов в ряде классических пьес, в том числе Павел («Павел I»), Белогубов («Доходное место»), Кочкарев («Женитьба»), Миловзоров («Без вины виноватые»), Крутицкий и Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Скапен («Проделки Скапена»), Мальволио («Двенадцатая ночь»), Швандя («Любовь Яровая») и другие роли.

В 1929 году Лев Потемкин вместе с женой, актрисой Ниной Михайловной Сытиной, на которой он женился в 1928 году, был приглашен в Москву для работы в Государственном центральном ТЮЗе. Играл там  Подколесина в «Женитьбе», Семика в «Черном яре», папу в «Джордано Бруно» и другие роли. В 1935 году по приглашению Л.А. Волкова и с согласия НКП, актер перешел в историко-революционный театр, который вскоре был соединен с Государственным новым театром под руководством Ф.Н. Каверина, в котором Потемкин работал в качестве актера и педагога школы-студии при театре. Сыграл  короля Неаполитанского  в «Сам у себя под стражей», Шмагу в «Без вины виноватых», Городулина в «На всякого мудреца довольно простоты», Ерофеича в «Дружбе» и другие роли. Весной 1939 года, из-за творческих разногласий с руководством театра, Лев Львович перешел на работу в кино.

В 1938 году произошла знаменательная встреча Льва Потемкина с кинорежиссером Александром Роу, вылившаяся в многолетнюю дружбу и творческий союз. Актер сыграл интересную эксцентрическую роль генерала в сказке «По щучьему велению», и в дальнейшем режиссер задействовал Потемкина во многих своих картинах: «Василиса Прекрасная» (Агафон), «Конек-Горбунок» (Цап-Царап), «Новые похождения Кота в сапогах» (начальник стражи), «Морозко» (поющий разбойник), «Золотые рога» (Водяной) и других. Совместно с Роу Потемкиным был написан сценарий сказки «Финист – Ясный Сокол», который, к сожалению, сам Роу не успел поставить — фильм вышел на экран в постановке режиссера Геннадия Васильева.

Встреча с Роу изменила и личную жизнь Льва Потемкина. На съемках фильма «По щучьему велению» он познакомился с актрисой Софьей Терентьевой, игравшей роль Царевны-несмеяны, и женился на ней в декабре 1940 года.

В 1939 году Лев Львович вошел в штат киностудии «Союздетфильм», где, помимо актерской работы, занимался формированием труппы студии и возглавлял ее как директор до июня 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны, 1 августа 1941 года, Потемкин был направлен в город Горький для прохождения учебы в сержантской школе, но вскоре, по приказу командования, был откомандирован всвязи с  назначением на должность начальника клуба. Там, проявив творческую инициативу, Потемкин  организовал ансамбль Красной художественной самодеятельности, с которым разъезжал по фронтам войны. Весной 1942 года его выступление посмотрел маршал Ворошилов, после чего встал вопрос об откомандировании Потемкина в Москву, что и последовало в декабре этого же года. Далее, до демобилизации в 1945 году, Лев Львович служил в составе ансамбля МВО.

Демобилизовавшись, в 1945 году, Лев Потемкин был принят в труппу Государственного театра киноактера, сыграл там Вожеватова в «Бесприданнице» и Роя Макеуэла в «Глубоких корнях». Оттуда, в 1948 году Лев Львович перешел в Театр Оперетты, который подходил актеру и по духу и по стилю. На его сцене Потемкин сыграл Витторио Розетти в «Цирк зажигает огни», Амедея в «Летучей мыши», полковника в «Мадмуазель Нитуш», барона де Шатонера в «Принцессе цирка», барона Зетту в «Весёлой вдове» и другие роли.

Помимо актерской деятельности, Лев Львович много занимался общественной работой: был членом пленума обкома политпросветработников, председателем месткома театра.

В 1964 году в Театре Оперетты произошло сокращение штатов, под которое, к сожалению, попал и Лев Потемкин. Актеру дали доработать один год до пенсии, после чего 14 апреля 1965 года проводили на заслуженный отдых.

В 1973 году ушел из жизни соратник и друг Потемкина Александр Роу, фильмы-сказки стали снимать все реже, и вскоре для актера совсем не осталось места в кино. Последние годы жизни Лев Львович тяжело болел и закончил свои дни в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной.

Фильмы и роли:

1938: «По щучьему велению» (генерал); 1939: «Василиса Прекрасная» (Агафон), «Комендант птичьего острова» (шкипер японской шхуны), «Личное дело» (отец Аркадия); 1940: «Салават Юлаев» (Богданов, начальник карательного отряда), «Тимур и его команда» (Колокольчиков), «Яков Свердлов» (Смайльз); 1941: «Конек-Горбунок» (Цап-Царап); 1946: «Крейсер «Варяг» (японец-шпион); 1947: «Повесть о «Неистовом» (дежурный по штабу); 1954: «Анна на шее» (господин на балу); 1955: «Судьба барабанщика» (скупщик вещей); 1957: «Новые похождения Кота в сапогах» (начальник стражи); 1958: «Человек с планеты Земля» (персонаж из Жюль Верна); 1964: «Морозко» (поющий разбойник); 1967: «Огонь, вода и… медные трубы» (Чернобородый); 1969: «Варвара-краса, длинная коса» (пират), «Разоблачение» (эп.); 1970: «Хуторок в степи» (перс); 1971: «Офицеры» (басмач); 1972: «Золотые рога» (Водяной); 1973: «Надежда» (Грач); 1974: «Звезда экрана» (заместитель Дудкина); 1975: «Финист – Ясный сокол» (Фингал); 1976: «Пока бьют часы» (толстый придворный), «Русалочка» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru