Прокопович Николай Константинович

Прокопович Николай Константинович
Народный артист РФ (1995)
Родился 4 ноября 1925 года.
Умер 24 февраля 2005 года.

Николай Прокопович родился в Туле. Его отец Константин Васильевич Прокопович (1892-?), по образованию инженер, после перевода в Москву в 1929 году работал начальником снабжения Краснопресненского сахарорафинадного завода имени Ф.М. Мантулина. Мать Мария Фёдоровна Прокопович (в девичестве Шелухина) (1905-?) имела образование медсестры, но по специальности не работала, занималась воспитанием детей. Жили Прокоповичи всем семейством на Красной Пресне, недалеко от места службы отца. Там и прошло детство Николая.

В начале Великой Отечественной войны Николай с сестрой Верой был эвакуирован на станцию Сотницыно Рязанской области, где два месяца трудился слесарем в механических мастерских. Затем, в августе 1941 года, вернулся в Москву, продолжил прерванную учёбу в школе, через год сдав экстерном экзамены за 9 и 10 классы. Всё это время в близлежащем Дворце пионеров он занимался в творческих кружках, вместе с их участниками выступал перед раненными в госпиталях.

В мае 1943 года, ещё не достигнув 18-летнего возраста, Николай Прокопович был призван в ряды Красной армии. В апреле 1945 года был ранен в ногу и к концу года, после прохождения лечения, демобилизован. Вернувшись в Москву, прямо в военной форме, пришёл поступать на отделение музыкальной комедии Музыкально-театрального училища имени А.К. Глазунова и был принят. Однако тяготение к драматической сцене заставило его летом следующего года перевестись в студию Камерного театра, которую он успешно окончил в 1949-м и был зачислен в труппу театра, в которой, к сожалению, почти ничего не успел сделать. Камерный театр вскоре был закрыт, и Прокопович с частью других его артистов перешёл во вновь созданный в августе 1950 года Театр имени А.С. Пушкина. За 33 года служения в нём Николай Константинович раскрылся как прекрасный разноплановый артист с многообразной палитрой актёрских красок. Здесь им были сыграны: Рой Максуэлл («Глубокие корни» Д. Года и А. Д’Юссо), Логунов («Юность отцов» Б.А. Горбатова), Антон («Аленький цветочек» С.Т. Аксакова), князь Тараканов («Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина), дед Щукарь («Поднятая целина» М.А. Шолохова), Абрамоткин («Парусиновый портфель» М.М. Зощенко), Битков («Последние дни» М.А. Булгакова), Простаков («Недоросль» Д.И. Фонвизина) и другие роли.

В сентябре 1983 года за появление в нетрезвом виде на спектакле «Кафедра» во время гастролей Театра имени А.С. Пушкина в Сочи Николай Прокопович был уволен из театра. После этого два сезона он трудился в Театре имени К.С. Станиславского, а затем с 1986 года выходил на сцену Театра имени Моссовета, как и в предшествующих коллективах, проявив себя интересным разносторонним актёром. Среди сыгранных им ролей: Ермаков («Последний посетитель» В.Л. Дозорцева), Кустов («Царская охота» Л.Г. Зорина), граф Кефельд («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма), Ежевикин («Фома Опискин» Ф.М. Достоевского), Хардкэстль («Ошибки одной ночи» О. Голдсмита) и другие.

В кино Николай Прокопович снимался с 1958 года, где довольно часто играл военных и чиновников. Но больше всего актёру пришлось изображать немцев, которые получались у него весьма убедительными. Прокопович сумел найти в каждом из них индивидуальные черты характера, вследствие чего его герои выглядели не образами-масками, как это было принято в те годы, а вполне живыми людьми. В этом плане наибольшей удачей для Прокоповича стала роль Гиммлера в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой, с которой сегодня его очень часто ассоциируют, забывая, порой, о других, не менее значимых работах. А ведь были ещё Корытин в «Человеке, который сомневается», Мусялович в «Братьях Карамазовых», полковник Марков в «Ошибке резидента», «Судьбе резидента» и «Возвращении резидента», Мымриков в «Неисправимом лгуне», Усик в «Шествии золотых зверей», Крафт в «Михайле Ломоносове», говорящие о его широких актёрских возможностях. Сам Николай Прокопович тяготел к острохарактерным ролям, но подобные образы ему нечасто доставались.

Помимо актёрской деятельности Николай Прокопович занимался общественной работой. В Театре имени А.С. Пушкина много лет был секретарём партийной организации, в связи с чем у него хватало как друзей, так и недоброжелателей. В жизни он был общительным, весёлым, остроумным человеком, прекрасным рассказчиком анекдотов. Среди его друзей были Всеволод Якут, Владлен Давыдов и Юлиан Козловский.

Николай Прокопович был дважды женат. От первого брака с однокурсницей по студии Камерного театра Ираидой Галаниной у него родился сын Андрей, впоследствии ставший переводчиком. Со второй супругой, актрисой Ингой Трофимовной Задорожной, актёр прожил 43 года.

В последние годы Николая Прокоповича стала часто беспокоить язва желудка, когда-то им полученная на фронте. В 2004 году ему была сделана операция, но она не принесла ожидаемого облегчения. В конце этого же года актёру неожиданно стало плохо прямо во время спектакля, который он с трудом доиграл и на сцену уже больше не выходил. Скончался он на 80-м году жизни. Похоронен на Митинском кладбище.

Фильмы и роли:

1958: «Матрос с «Кометы» (Николай Константинович); 1961: «Подводная лодка», к/м (старпом); 1962: «Жертвы», к/м (Кюн); 1963: «Выстрел в тумане» (корреспондент), «Слуша-ай!», тв (ротмистр), «Человек, который сомневается» (Корытин), «Это случилось в милиции» (редактор); 1964: «Письма к живым» (следователь НКВД); 1965: «Метель» (Шмит); 1967: «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна» (Вильгельми), «Щит и меч» (Шульц); 1968: «Братья Карамазовы» (Мусялович), «Ошибка резидента» (Марков); 1969: «Ночь перед рассветом», тв (Гиммлер); 1970: «Судьба резидента» (Марков); 1971: «Батька» (Иван Каменков), «Кочующий фронт» (Турчанинов), «Поднятая целина», тв (дед Щукарь); 1972: «Бой после победы» (Вильгельми), «Обломов», тв (Мухояров); 1973: «Двое в пути», тв (Чижевский, фотограф), «Неисправимый лгун» (Мымриков), «Рассказы о Кешке и его друзьях», тв (отец Женьки), «Семнадцать мгновений весны», тв (Гиммлер); 1975: «Назначаешься внучкой», тв (гауптман), «Родины солдат» (Гиммлер); 1976: «Дикий Гаврила» (эп.), «Дума о Ковпаке. Карпаты… Карпаты…» (Гиммлер), «Мое дело», тв (Трегубович), «Трудный день – понедельник», к/м (начальник стройки); 1978: «Время выбрало нас», тв (штандартенфюрер Оберг), «Шествие золотых зверей» (Усик); 1980: «Долгие дни, короткие недели», тв (Овчинников), «Крах операции «Террор» (Красневский); 1981: «Крепыш» (игрок на бегах), «Фронт в тылу врага» (генерал Фон); 1982: «Берегите мужчин» (фирмач), «Возвращение резидента» (Марков), «Год активного соолнца», тв (Жищенко), «День рождения» (Гостюхин), «Профессия – следователь», тв (Комиссаров); 1984: «Двойной обгон» (Мизин), «Призываюсь весной», тв (Корнев); 1984-1986: «Михайло Ломоносов», тв (Крафт); 1985: «Город над головой», тв (Ювалов), «Город невест» (Симаков), «Законный брак» (начальник военного ансамбля), «Сеанс гипнотизера», тв (Иван Карев), «Танцплощадка» (Мамиков); 1986: «Конец операции «Резидент» (Марков), «Певучая Россия», тв (хозяин типографии), «Я сделал все, что мог» (Герлах); 1989: «А это случилось в Виши», тв (профессор); 1991: «Затерянный в Сибири» (генерал НКВД), «Телохранитель» (Политический деятель); 1993: «Золото партии» (Политический деятель); 1999: «Фома Опискин», тв (Ежевикин).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru