Прокопович Николай КонстантиновичПрокопович Николай Константинович Николай Прокопович родился в Туле. Его отец Константин Васильевич Прокопович (1892–1960), по образованию инженер, после перевода в Москву в 1929 году работал начальником снабжения Краснопресненского сахарорафинадного завода имени Ф.М. Мантулина. Мать Мария Фёдоровна Прокопович (в девичестве Шелухина) (1905–1972) имела образование медсестры, но по специальности не работала, занималась воспитанием детей. Жили Прокоповичи всем семейством на Красной Пресне, недалеко от места службы отца. Там и прошло детство Николая. В начале Великой Отечественной войны Николай с сестрой Верой был эвакуирован на станцию Сотницыно Рязанской области, где два месяца трудился слесарем в механических мастерских. Затем, в августе 1941 года, вернулся в Москву, продолжил прерванную учёбу в школе, через год сдав экстерном экзамены за 9 и 10 классы. Всё это время в близлежащем Дворце пионеров он занимался в творческих кружках, вместе с их участниками выступал перед раненными в госпиталях. В мае 1943 года, ещё не достигнув 18-летнего возраста, Николай Прокопович был призван в ряды Красной армии. В апреле 1945 года был ранен в ногу и к концу года, после прохождения лечения, демобилизован. Вернувшись в Москву, прямо в военной форме, пришёл поступать на отделение музыкальной комедии Музыкально-театрального училища имени А.К. Глазунова и был принят. Однако тяготение к драматической сцене заставило его летом следующего года перевестись в студию Камерного театра, которую он успешно окончил в 1949-м и был зачислен в труппу театра, в которой, к сожалению, почти ничего не успел сделать. Камерный театр вскоре был закрыт, и Прокопович с частью других его артистов перешёл во вновь созданный в августе 1950 года Театр имени А.С. Пушкина. За 33 года служения в нём Николай Константинович раскрылся как прекрасный разноплановый артист с многообразной палитрой актёрских красок. Здесь им были сыграны: Рой Максуэлл («Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо), Логунов («Юность отцов» Б.А. Горбатова), Антон («Аленький цветочек» С.Т. Аксакова), князь Тараканов («Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина), дед Щукарь («Поднятая целина» М.А. Шолохова), Абрамоткин («Парусиновый портфель» М.М. Зощенко), Битков («Последние дни» М.А. Булгакова), Простаков («Недоросль» Д.И. Фонвизина) и другие роли. В сентябре 1983 года за появление в нетрезвом виде на спектакле «Кафедра» во время гастролей Театра имени А.С. Пушкина в Сочи Николай Прокопович был уволен из театра. После этого два сезона он трудился в Театре имени К.С. Станиславского, а затем с 1986 года выходил на сцену Театра имени Моссовета, как и в предшествующих коллективах, проявив себя интересным разносторонним актёром. Среди сыгранных им ролей: Ермаков («Последний посетитель» В.Л. Дозорцева), Кустов («Царская охота» Л.Г. Зорина), граф Кефельд («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма), Ежевикин («Фома Опискин» Ф.М. Достоевского), Хардкэстль («Ошибки одной ночи» О. Голдсмита) и другие. В кино Николай Прокопович снимался с 1958 года, где довольно часто играл военных и чиновников. Но больше всего актёру пришлось изображать немцев, которые получались у него весьма убедительными. Прокопович сумел найти в каждом из них индивидуальные черты характера, вследствие чего его герои выглядели не образами-масками, как это было принято в те годы, а вполне живыми людьми. В этом плане наибольшей удачей для Прокоповича стала роль Гиммлера в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой, с которой сегодня его очень часто ассоциируют, забывая, порой, о других, не менее значимых работах. А ведь были ещё Корытин в «Человеке, который сомневается», Мусялович в «Братьях Карамазовых», полковник Марков в тетралогии о резиденте, Мымриков в «Неисправимом лгуне», Усик в «Шествии золотых зверей», Крафт в «Михайле Ломоносове», говорящие о его широких актёрских возможностях. Сам Николай Прокопович тяготел к острохарактерным ролям, но подобные образы ему нечасто доставались. Помимо актёрской деятельности Николай Прокопович занимался общественной работой. В Театре имени А.С. Пушкина много лет был секретарём партийной организации, в связи с чем у него хватало как друзей, так и недоброжелателей. В жизни он был общительным, весёлым, остроумным человеком, прекрасным рассказчиком анекдотов. Среди его друзей были Всеволод Якут, Владлен Давыдов и Юлиан Козловский. Николай Прокопович был дважды женат. От первого брака с однокурсницей по студии Камерного театра Ираидой Галаниной у него родился сын Андрей, впоследствии ставший переводчиком. Со второй супругой, актрисой Ингой Трофимовной Задорожной (1935–2020), актёр прожил 43 года. В последние годы Николая Прокоповича стала часто беспокоить язва желудка, когда-то им полученная на фронте. В 2004 году ему была сделана операция, но она не принесла ожидаемого облегчения. В конце этого же года актёру неожиданно стало плохо прямо во время спектакля, который он с трудом доиграл и на сцену уже больше не выходил. Скончался он на 80-м году жизни. Похоронен на Митинском кладбище. Фильмы и роли: 1958: «Матрос с «Кометы» (Николай Константинович); 1961: «Подводная лодка», к/м (старпом); 1962: «Жертвы», к/м (Кюн); 1963: «Выстрел в тумане» (корреспондент), «Слуша-ай!», тв (ротмистр), «Человек, который сомневается» (Корытин), «Это случилось в милиции» (редактор); 1964: «Письма к живым» (следователь НКВД); 1965: «Метель» (Шмит); 1967: «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна» (Вильгельми), «Щит и меч» (Шульц); 1968: «Братья Карамазовы» (Мусялович), «Ошибка резидента» (Марков); 1969: «Ночь перед рассветом», тв (Гиммлер); 1970: «Судьба резидента» (Марков); 1971: «Батька» (Иван Каменков), «Кочующий фронт» (Турчанинов), «Поднятая целина», тв (дед Щукарь); 1972: «Бой после победы» (Вильгельми), «Обломов», тв (Мухояров); 1973: «Двое в пути», тв (Чижевский, фотограф), «Неисправимый лгун» (Мымриков), «Рассказы о Кешке и его друзьях», тв (отец Женьки), «Семнадцать мгновений весны», тв (Гиммлер); 1975: «Назначаешься внучкой», тв (гауптман), «Родины солдат» (Гиммлер); 1976: «Дикий Гаврила» (эп.), «Дума о Ковпаке. Карпаты… Карпаты…» (Гиммлер), «Мое дело», тв (Трегубович), «Трудный день – понедельник», к/м (начальник стройки); 1978: «Время выбрало нас», тв (штандартенфюрер Оберг), «Шествие золотых зверей» (Усик); 1980: «Долгие дни, короткие недели», тв (Овчинников), «Крах операции «Террор» (Красневский); 1981: «Крепыш» (игрок на бегах), «Фронт в тылу врага» (генерал Фон); 1982: «Берегите мужчин» (фирмач), «Возвращение резидента» (Марков), «Год активного соолнца», тв (Жищенко), «День рождения» (Гостюхин), «Профессия – следователь», тв (Комиссаров); 1984: «Двойной обгон» (Мизин), «Призываюсь весной», тв (Корнев); 1984-1986: «Михайло Ломоносов», тв (Крафт); 1985: «Город над головой», тв (Ювалов), «Город невест» (Симаков), «Законный брак» (начальник военного ансамбля), «Сеанс гипнотизера», тв (Иван Карев), «Танцплощадка» (Мамиков); 1986: «Конец операции «Резидент» (Марков), «Певучая Россия», тв (хозяин типографии), «Я сделал все, что мог» (Герлах); 1989: «А это случилось в Виши», тв (профессор); 1991: «Затерянный в Сибири» (генерал НКВД), «Телохранитель» (Политический деятель); 1993: «Золото партии» (Политический деятель); 1999: «Фома Опискин», тв (Ежевикин). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru