Романова Валентина ПетровнаРоманова Валентина Петровна Валентина Романова родилась в селе Михайловском Подольского уезда Московской губернии в большой, многодетной семье продавца магазина Петра Артамоновича Романова (1880–не ранее 1950) и домашней хозяйки Ольги Герасимовны Смирновой (1888–1952). В 1915 году Петра Артамоновича призвали на фронт Первой мировой войны, а Ольге Герасимовне, оставшейся без средств к существованию, пришлось вернуться в дом своего деда, в деревню Лапино, и заниматься крестьянством. Худо-бедно это помогло ей выжить и поставить на ноги своих детей. К счастью, через год муж вернулся с фронта. Был он хоть и контуженным, но целым и невредимым. Излечившись, Пётр Артамонович уехал в Москву, где стал трудиться на кондитерской фабрике «Красный Октябрь». В 1921 году Валентина была отдана в семилетку в селе Хатунь Московской губернии, которую не окончила, поскольку в 1927 году переехала жить к отцу в Москву. Там она продолжила образование в ФЗУ завода «Серп и молот», где стала активной участницей художественной самодеятельности. В 1933 году, после успешного участия в Союзном смотре художественной самодеятельности, от Союза металлургов Романова была направлена на учёбу в театральную студию при театре ВЦСПС под руководством Алексея Денисовича Дикого, которую успешно окончила в 1936 году. Так совпало, что в год окончания Романовой студии, Алексей Дикий был назначен главным режиссёром Ленинградского БДТ, куда он позвал с собой нескольких учеников, в том числе и Валентину Петровну. Свою творческую жизнь в этом театре она начала с эпизодов, сыграв женщину-врача в «Славе» В.М. Гусева и кулачку в «Аристократах» Н.Ф. Погодина, но постепенно стала получать более значимые роли, в которых раскрылся её самобытный характерно-комедийный талант. Среди её лучших работ: Наталка («Кубанцы» В.М. Ротко), Цветаева («Мещане» М. Горького), Фёкла («Царь Потап» А.А. Копкова), Ольга Дмитриевна («Сердце не камень» А.Н. Островского), Дуняша («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Атуева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Квашня («На дне» М. Горького), Купавина («Волки и овцы» А.Н. Островского), Смеральдина («Слуга двух господ» К. Гольдони), Луиса («Девушка с кувшином» Л. де Вега), Дунька («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Дарья Алексеевна («Идиот» Ф.М. Достоевского), Акулина Ивановна («Мещане» М. Горького), Юлия Филипповна («Дачники» М. Горького), Настасья Ивановна («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина), Щукариха («Поднятая целина» М.А. Шолохова) и другие. В кино Валентина Романова начала сниматься с 1937 года, мелькая в крохотных эпизодах, а первые её заметные роли появились только в 1950-е. Яркая фактура актрисы позволяла ей быть востребованной в характерных ролях, коих в её багаже накопилось более тридцати. Чаще всего Романова изображала своих современниц и женщин из народа, которые получались у неё очень яркими и убедительными. Наиболее заметные из её киноролей: медсестра («Небесный тихоход»), проводница («Мы с вами где-то встречались»), Глафира Кузьминична («Старик Хоттабыч»), мать Насти («Под стук колёс»), Елена Сергеевна («Серый волк»), жена Мошкина («Рабочий посёлок»). Придя в БДТ, Валентина Петровна познакомилась с актёром Павлом Ивановичем Колобовым (1904–1979), за которого вышла замуж. В 1945 году в их семье родился сын Алексей, впоследствии тоже ставший артистом. Алексей Колобов окончил ЛГИТМиК, играл в Молодом театре, снимался в кино. Несмотря на большой творческий стаж, плотную загруженность в репертуаре театра, Валентина Петровна так и не получила никакого звания. В 1974 году она вышла на пенсию, имея в арсенале своих наград лишь три медали: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «В память 250-летия Ленинграда». Валентина Романова была убеждённой партийкой, свято верила в дело Ленина-Сталина. Павел Колобов же наоборот обладал либеральными взглядами, вследствие чего между ними неоднократно вспыхивали ссоры. Однако это не помешало им прожить долгую, счастливую жизнь. Когда супруга не стало, Валентина Петровна тяжело пережила его уход, замкнулась в себе. Её круг общения составили немногочисленные подруги, самой близкой из которых всегда оставалась Вера Андреевна Осокина. Со временем актриса пришла в себя, стала выходить на различные мероприятия, посещать спектакли. И всё же возраст брал своё. Она хуже себя чувствовала, жила под постоянным присмотром сына. Скончалась Валентина Петровна на восемьдесят шестом году жизни. Похоронили её рядом с мужем на Шуваловском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1937: «Пугачев» (молодка); 1939: «Станица Дальняя» (казачка); 1940: «Возвращение» (мать Петьки); 1944: «Кружевницы», н/п (учительница); 1945: «Небесный тихоход» (медсестра), «Пожар», н/п (гражданка Федорова); 1946: «Во имя жизни» (горничная); 1948: «Драгоценные зерна» (трактористка); 1950: «Игра с огнем», н/п (жена); 1953: «Любовь Яровая» (Дунька); 1954: «Мы с вами где-то встречались» (проводница), «Укротительница тигров» (акробатка); 1955: «Гвоздь программы», к/м (артистка); 1956: «Девочка и крокодил» (Медведкина), «Дорога правды» (народный заседатель), «Она вас любит» (дама у будки), «Старик Хоттабыч» (мать Гоги); 1957: «Его время придет» (Гутковская), «Степан Кольчугин» (жена мастера); 1958: «Дорога уходит вдаль» (буфетчица в чайной), «Под стук колес» (мать Насти Редькиной); 1959: «В твоих руках жизнь» (тетя Нина), «Девушка из долины» (Мария), «Достигаев и другие» (Варвара), «Темные люди» («Темное дело»), н/п (Катерина); 1960: «Это надо знать» («Это нужно знать»), н/п (мать); 1961: «Старожил» (бабушка Андрея); 1962: «Серый волк» (Елена Сергеевна); 1964: «Совесть не прощает», тв (Айша); 1965: «Рабочий поселок» (жена Мошкина); 1966: «Три толстяка» (придворная дама); 1969: «Смерть Вазир-Мухтара», тв (Прасковья Николаевна); 1976: «Обычный месяц», тв (вдова Гмыри). Фотографии из личного архива Валентины Романовой |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru