Ростовцев Михаил АнтоновичРостовцев Михаил Антонович (Лейбович) Михаил Ростовцев (настоящая фамилия – Эршлер) родился в Таганроге в семье часового мастера Лейбы Эршлера (умер в 1912 году) и домашней хозяйки Шейны Эршлер (умерла в 1905 году). В 1881 году Эршлеры переехали в Ростов-на-Дону, где через год, выдержав экзамен, Михаил был принят в первый класс реального училища. Во время учёбы он пел в синагогальном хоре Любецкого, затем увлёкся танцами, эпизодически танцевал на сцене Ростовского театра оперетты. Когда пришла пора окончания училища в 1888-м, Михаил решил, что хочет посвятить себя исключительно сцене. Заявив отцу, что учиться дальше не будет, в 1890 году Михаил Ростовцев вступил в украинскую драматическую труппу под управлением М.Л. Кропивницкого в качестве исполнителя танца гопак и проработал в ней четыре года. Гонимый материальной нуждой, в 1894 году Михаил Ростовцев решил перейти на эстраду. Подвижный, склонный к эксцентрике и буффонаде, он быстро нашёл себе применение. Молодой артист переходил из коллектива в коллектив, оттачивая своё мастерство, и однажды даже пострадал в чрезмерном желании развеселить публику: в 1907 году, в Благовещенске, он был подвергнут аресту на две недели за исполнение антиправительственных куплетов. В 1908 году Михаил Ростовцев перешёл в оперетту, выбрав себе амплуа комика. Маленького роста, смешной внешности, он идеально подходил для исполнения различных комических персонажей, в которых всегда имел неизменный успех. За год артист объездил немало городов провинции, пока, наконец, в 1909-м не был приглашён антрепренёром А.А. Левицким в руководимую им оперетту в Санкт-Петербурге. Затем Ростовцев поработал у антрепренёров П.В. Тумпакова, А.А. Брянского, Мозгова и Кома, в 1911–1918 гг. играл в «Летнем Буффе» и «Палас-театре». Параллельно артист выходил на эстраду, выступал в кафешантанах. В 1918 году Михаил Ростовцев вступил в труппу вновь образованного Петроградского театра комической оперы, а в 1922 году был приглашён в Петроградский (затем – Ленинградский) малый оперный театр, в котором служил до конца своих дней. На его сцене исполнил множество различных партий, среди которых: Лимбургер («Жёлтая кофта» Ф. Легера), Пуцкин («Чёрный амулет» Н.М. Стрельникова), Ламбертуччо («Бокаччо» Ф. Зуппе), Дон Паскуале («Корневильские колокола» Р. Планкетта), Кассандр («Арлекинада» Р. Дриго), Дон Педро («Перикола» Ф. Оффенбаха), Цунига («Кармен» Ж. Бизе), священник («Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича), Коппелиус («Коппелия» Л. Делиба), Пуляр («Кола Брюньон» Д.Б. Кабалевского), Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Д. Россини), Зупан («Цыганский барон» И. Штрауса) и многие другие. В кино Михаил Ростовцев начал сниматься с 1914 года («Бабье царство, «Как его арестовали»), в том числе в нескольких граммофонных фильмах, представлявших собой заснятые сцены из оперетт («В волнах страстей», «Делли», «Жрица огня»). Первые заметные роли появились в его кинобагаже лишь десятилетие спустя – маленький клоун в «Его превосходительстве» Григория Рошаля и владелец пивной Прибылев в «Косой линии» Оскара Галлая и Александра Иванова. Однако наибольшую популярность принесло актёру участие в курортной комедии Михаила Вернера и Сергея Сиделёва «Девушка спешит на свидание», в которой Ростовцев сыграл работника обувной промышленности Гурова, попадавшего в различные комические ситуации. Всего артист снялся в двадцати картинах в характерно-комедийных ролях. В последний раз – в знаменитой киносказке Надежды Кошеверой «Золушка», сыграв трогательного Министра – «Доброго жука», неуклюже танцевавшего под песню главной героини. Михаил Ростовцев оставил книгу воспоминаний «Страницы жизни», выпущенную Малым оперным театром в 1939 году. Актёр был женат на Нине Константиновне Купидоновой, преподавательнице Ленинградского государственного университета. Похоронен Михаил Ростовцев на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1914: «Бабье царство» («Страшный сон») (полковник), «Как его арестовали» (роль); 1914-1915: «В волнах страстей» (барон), «Делли» (мистер Джефферсон); «Жрица огня» (роль); 1916: «Ах, что за ночь то была» (роль), «Лидочка, или Жизнь без просвета» (роль); 1926: «Мамут и Айше» (эп.), «Чужие» (Зубарев, антиквар); 1927: «Его превосходительство» (маленький клоун в цирке); 1928: «Косая линия» (Прибылев); 1933: «Первый взвод» (штабс-капитан); 1934: «Золотые огни» (Ростовцев), «Люблю ли тебя» (профессор), «Наследный принц Республики» (профессор), «Поручик Киже» (комендант крепости), «Чапаев» (ветеринарный врач); 1936: «Девушка спешит на свидание» (Николай Николаевич Гуров); 1946: «Во имя жизни» (ученый); 1947: «Золушка» (Министр – «Добрый жук»). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru