Розанов Алексей МихайловичРозанов Алексей Михайлович Алексей Розанов родился в Ленинграде в семье театральных артистов Михаила Александровича Розанова-Асс (1901–1991) и Надежды Абрамовны Копелянской (1902–1972). Они встретились и познакомились в Петроградской консерватории, где оба учились по классу вокала, затем вместе работали в ряде театральных коллективов Москвы и Ленинграда. Вначале 1930-х годов, когда сын ещё был маленьким, Розанов и Копелянская расстались. Михаил Александрович в тот момент играл в Новом театре, затем перешёл в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, где проработал более тридцати лет. Надежда Абрамовна в 1930-е годы была одной из ведущих актрис Ленинградского мюзик-холла, участвовала во многих его постановках. После расставания с Розановым она вышла замуж за Даниила Яковлевича Грача, одного из соратников С.М. Кирова. Знакомство с известным политическим деятелем, в итоге, сыграло с ним роковую роль. 1 сентября 1937 года он был арестован и 3 января 1938-го расстрелян. Надежда Абрамовна, как жена «врага народа», вместе с маленьким сыном была выслана из Ленинграда, в течение года жила и работала в Куйбышеве, затем при содействии Николая Черкасова и Исаака Дунаевского сумела вернуться домой. Алексей пошёл учиться в среднюю школу № 16 Фрунзенского района, а Надежда Копелянская стала одним из инициаторов создания Ленинградского театра эстрады и миниатюр, которым с 1942 года бессменно руководил Аркадий Исаакович Райкин. Начало войны заставило Надежду Абрамовну покинуть северную столицу и уехать вместе с сыном в эвакуацию в Новосибирск. В Ленинград они вернулись уже после снятия блокады в 1944 году. Копелянская продолжила работать на эстраде, а Алексей заканчивал образование в одной из средних заочных школ. Насмотревшись на закулисную жизнь, пообщавшись со множеством выдающихся деятелей культуры, он и сам, в итоге, задумался об актёрской профессии. В период ученичества Алексей неоднократно участвовал в постановках театральной студии при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда, а когда получил аттестат в 1947 году, отправился поступать на актёрский факультет театрального института имени А.Н. Островского. Ему повезло. Он сразу же попал в число студентов класса Бориса Вульфовича Зона в компании Зинаиды Шарко, Эмилии Поповой, Агнии Елекоевой, Наума Бирмана. Зон был удивительным педагогом, воспитавшим целую плеяду выдающихся артистов. В своих студентов он вкладывал всю душу, прививал уважительное отношение к профессии, в каждом развивал индивидуальные актёрские качества. Неудивительно, что из стен института в 1951 году Алексей Розанов вышел с хорошим теоретическим и практическим базисом, с широким диапазоном актёрских возможностей. Но каковы бы не были успехи в учёбе, в жизни всё складывалось намного сложнее. Поступив в труппу Театра имени Ленсовета, которым в тот момент руководил Николай Акимов, Розанов долгое время обходился вторыми ролями и только в 1956 году получил первую большую работу – Люцифера, чёрта первого разряда, в спектакле «Чёртова мельница» по пьесе Я Дрды в обработке И.В. Штока. Также актёр играл Жору Поцелуйко в «Не называя фамилий» В.П. Минко, Ибисова в «Деле» А.В. Сухово-Кобылина, дона Хуана в «Спрятанном кабальеро» П. Кальдерона, Сабита Курбаева в «Начале жизни» К.Я. Финна и другие роли. Видимо, всё, что актёр делал в театре, не до конца его удовлетворяло, поэтому в 1961 году он решился его оставить и перейти работать на эстраду, где уже несколько десятилетий блистала его мать Надежда Копелянская. От Ленконцерта он стал выступать с миниатюрами и скетчами в паре с Алексеем Барндыком, работал как режиссёр. В частности, к 50-летию советской власти поставил большое факельное шествие. Возможно, в этом качестве он работал бы и дальше, но тоска по драматической сцене привела его обратно в театр. В 1968 году он получил предложение от главного режиссёра Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова вернуться в труппу и сыграть характерно-комедийную роль Альберто в постановке пьесы Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен». Спектакль имел большой успех, много лет не сходил со сцены, а сам Розанов, наконец-то, получил заслуженное признание. Вместе с Леонидом Дьячковым, Дмитрием Барковым и Анатолием Равиковичем он вошёл в основной костяк труппы, на которых строился репертуар. Вслед за Альберто последовали Джонатан Джеремия Пичем в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта и К. Вайля, Борис Сумской в «Жестокости» П.Ф. Нилина, Георгий Марич в «Последнем параде» А.П. Штейна, Ипполит в «Однажды в новогоднюю ночь» Э.В. Брагинского и Э.А. Рязанова, Гремио в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Сапожков в «Хождении по мукам» А.Н. Толстого, Отец в «Двери хлопают» М. Фермо, Ричард Маршалл в «Миссис Паппер ведёт следствие» Д. Поплуэлла, Император в «Левше» В.К. Константинова и Б.М. Рацера, Родион Николаевич в «Старомодной комедии» А.Н. Арбузова, Сыщик в «Трубадуре и его друзьях» В.Б. Ливанова и Ю.С. Энтина, Элизбар Геловани в «Свободной теме» А.В. Чхаидзе и другие роли. Иногда Розанов снимался в кино («Овод», «Последний дюйм», «ТАСС уполномочен заявить…»), играл в телеспектаклях («Тим Талер, или Проданный смех», «Жаворонок», «Он приехал в день поминовения»), но все его появления на экране носили разовый характер. Счастливая пора в актёрской жизни Алексея Розанова продолжалась около пятнадцати лет, пока между ним и Игорем Владимировым не возникли творческие разногласия. В результате с середины 1980-х годов имя Розанова неожиданно исчезло из числа премьеров театра. Годами он сидел без ролей, доигрывал старые спектакли. Человек весёлый, с прекрасным чувством юмора, притягивавший окружающих своей человеческой аурой, Алексей Михайлович начал терять здоровье. Даже присвоение звания Заслуженного артиста не помогло исправить ситуацию. Он постепенно угасал и ушёл из жизни совсем ещё не старым человеком. Похоронили актёра рядом с родителями на кладбище «Памяти жертв девятого января» в Санкт-Петербурге. Семейная жизнь Алексея Розанова, как и творческая, складывалась волнообразно. Несколько браков не стали для него счастливыми. От первого из них с певицей Инной Вачнадзе в 1955 году родилась дочь Надежда, которая, как и родители, избрала творческое направление. Не доучившись на эстрадном факультете Ленинградского музыкального училища, Надежда Розанова ушла в эстрадный коллектив своего отчима Юрия Гарина, затем работала в качестве ведущей и конферансье в Ленконцерте и Союзе концертных деятелей. Фильмы и роли: 1953: «Весна в Москве» (студент); 1955: «Дело» (Ибисов), «Овод» (итальянец); 1956: «Медовый месяц» (Шандор); 1957: «Дон Кихот» (шулер); 1958: «Последний дюйм» (врач); 1969: «Мёртвые души», тв (господин в черкеске); 1970: «Тим Талер, или Проданный смех», тв (барон Треч); 1971: «Жаворонок», тв (граф Ваврик); 1973: «Укрощение строптивой», тв (Гремио), «Человек и джентльмен», тв (Альберто де Стефано); 1975: «Ковалёва из провинции», тв (Бабоян); 1984: «ТАСС уполномочен заявить…», тв (Карлуччи); 1987: «Он приехал в день поминовения», тв (отец Жиля), «Привидение из города Ойленберга», тв (Курфюрст). Фотографии из личного архива Надежды Розановой |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru