Розанов Михаил Александрович

Rozanov-M_01Розанов (Асс) Михаил Александрович
Лауреат Сталинской премии III степени (1952)
Родился 5 (18) октября 1901 года.
Умер 3 сентября 1991 года.

Михаил Розанов (настоящая фамилия – Асс) родился в Одессе. Его отец Александр Михайлович Асс (1867–1942), уроженец Вильны, был театральным критиком. В самом начале ХХ столетия он познакомился с польской красавицей Каролиной Дубиной и безумно в неё влюбился. Добившись ответных чувств, Александр Михайлович на ней женился, в результате чего на свет появились сын Михаил и дочь Ольга. К сожалению, их семейная идиллия продолжалась недолго. После одной из ссор в 1904 году Каролина взяла дочь и вернулась к себе на родину, в Польшу, больше не подавая о себе никаких вестей.

Оставшись один с маленьким сыном, Александр Асс перебрался в Санкт-Петербург, где, спустя время, определил Михаила во 2-ю петербургскую мужскую гимназию. Уже в период учёбы мальчик стал проявлять интерес к драматическому искусству, что было навеяно серьёзным пристрастием к театру его отца. В 1917 году, по окончании гимназии, Михаил поступил артистом-мимистом в театр «Музыкальная драма», а через два года начал учиться в Петроградской консерватории по классу пения профессора Константина Степановича Исаченко. Обладая прекрасными вокальными данными, он имел все шансы продвинуться в этом направлении, но фактически сразу же был призван в ряды Красной армии. К счастью, ему не пришлось покидать стены консерватории. Службу в политпросвете Петроградского округа он совмещал с обучением вокалу, что продолжалось до определённого момента. Когда подобное совместительство оказалось невозможным, Михаил был вынужден оставить учёбу.

Демобилизовавшись из армии в 1923 году, Михаил Асс вступил в труппу Петроградского театра «Пассаж», где задержался только на один сезон. В тот же период произошло его знакомство со студенткой Петроградской консерватории Надеждой Абрамовной Копелянской (1902–1972), вылившееся в романтические отношения, а затем и женитьбу. Последующие годы они старались не разлучаться, повсюду следуя друг за другом. Вместе играли в Ленинградском театре Сатиры, затем уезжали в столичную Сатиру. В 1928 году снова вернулись в Ленинград для работы в Театре комедии, где Надежда Абрамовна узнала о своей беременности. 20 августа 1929 года на свет появился сын Алексей, которому впоследствии пришлось повторить путь своих родителей. А пока же, оправившись от родов, Копелянская вошла в состав Ленинградского мюзик-холла, на сцене которого блистала вплоть до его закрытия. У Михаила Александровича, взявшего сценический псевдоним Розанов, складывалось не всё так успешно. Он искал себя, переходя из коллектива в коллектив. Наконец, в 1933 году в числе группы артистов Михаил Розанов стал одним из организаторов Ленинградского Нового театра (впоследствии – Театр имени Ленсовета), играл на его сцене первые четыре сезона. Репертуар актёра составили: Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, Актрэ в «Парижском тряпичнике» П. Феликса, Черкун в «Варварах» М. Горького, Тузенбах в «Трёх сёстрах» А.П. Чехова, Сазонов в «Семье Волковых» А. Давурина и другие роли. Параллельно вместе с супругой Надеждой Копелянской Розанов выступал со скетчами на эстраде, используя врождённые артистичность и вокальные данные.

Несмотря на длительное творческое сотрудничество, семейные отношения супругов разладились. Надежда Копелянская вторично вышла замуж за соратника С.М. Кирова Даниила Грача. Не остался один и Михаил Розанов. В Новом театре он встретился с молодой, подававшей надежды актрисой Верой Антоновной Будрейко (1905–1979), ставшей его второй женой. В 1939 году на свет появился сын Олег, который не смог надолго закрепить их семейный союз. Он распался спустя несколько лет.

В том же 1939 году Михаил Розанов вступил в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, который оказался ему близким по духу и творческому направлению. За первые два года он успел сыграть Бэра в «Потопе» Х. Бергера, граф де Гиша в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана, Александра I в «Фельдмаршале Кутузове» В.А. Соловьёва, Бенедикта в «Много шума из ничего» В. Шекспира. Когда же в июне 1941 года на страну Советов напала фашистская Германия, Розанов должен был вместе с театром покинуть Ленинград. С Союзом писателей он заранее отправил сына Олега в Гаврилов-Ям под Ярославль, однако тревожные сводки не давали ему уверенности в том, что там он останется в безопасности. Через месяц Розанов его забрал и, не имея возможности вернуться обратно из-за начавшейся блокады, вместе с женой Верой Будрейко уехал в Читу, где в эвакуации находился Новый театр. Около сезона актёр работал в его составе, затем с фронтовой бригадой обслуживал части Дальневосточного фронта. В 1942 году Розанов присоединился к находившемуся в Новосибирске Ленинградскому театру драмы имени А.С. Пушкина и играл в нём до окончания войны. Среди его ролей этого периода: Крикун («Фронт» А.Е. Корнейчука), Виббель («Нашествие» Л.М. Леонова), Колупаев («Вынужденная посадка» М.В. Водопьянова и Ю.Г. Лаптева), Кушкин и Ванькин («Чеховский вечер» по рассказам А.П. Чехова).

В 1945 году Михаил Розанов вернулся в Театр имени Ленинского комсомола и работал на его сцене до ухода на заслуженный отдых в июле 1978 года. За более чем тридцать лет им было сыграно множество разноплановых ролей, среди которых преобладали представители высоких кровей. Статный, величавый, с прекрасной дикцией, Михаил Александрович как никто другой подходил для подобных образов. Наиболее яркие из них: Дитрих («Губернатор провинции» Бр. Тур), Муров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), дон Энрике («Испанский священник» Д. Флетчера), Анберг («Камешки на ладони» А.Д. Салынского), граф Джонни («Огни на старте» Т. Раттигана), Золотилов («Горькая судьбина» А.Ф. Письменского), Паскуалино («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо), Док («Вестсайдская история» А. Лорентса), фон Ранкен («Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева), Павел Лоренц («Поезд можно остановить» Ю. Маккола), Браун («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта), Сумароков («Драма из-за лирики» Г.И. Полонского), Самсонов («Петровка, 38» Ю.С. Семёнова), Тардиво («Соломенная шляпка» Э. Лабиша), Ришелье («Три мушкетёра» по А. Дюма). За роль комиссара Гестапо Бема в постановке пьесы В.Г. Брагина и Г.А. Товстоногова «Дорогой бессмертия» Михаил Розанов в 1952 году был удостоен Сталинской премии III степени. Эта же роль стала единственной большой работой актёра на экране (телефильм «Дорогой бессмертия», 1957).

После ухода на пенсию Михаил Александрович вёл тихий образ жизни обычного пенсионера. Имея принципиальный, независимый характер, он старался всё делать сам, никого ничем не обременяя. Остаток жизни он провёл вместе с внучкой Надеждой. Когда же в 1981 году на свет появилась правнучка Катя, она стала для него главной отрадой. Пожилой актёр с удовольствием с ней занимался, отдавая ей всё своё время. По сути, она продлила ему жизнь. Страдая онкологическим заболеванием, он мог намного раньше покинуть этот мир. К счастью, Михаил Розанов дожил до преклонного возраста, успел увидеть как Катя подрастёт и ушёл из жизни за месяц до своего девяностолетия. Похоронили актёра на кладбище «Памяти жертв девятого января» в Санкт-Петербурге.

Старший сын Михаила Александровича Алексей Розанов (1929–1996) пошёл по стопам родителей и стал актёром. Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, играл в Театре имени Ленсовета. Младший сын Олег Розанов избрал противоположное искусству направление, выучившись на химика.

Фильмы и роли:

1936: «Девушка спешит на свидание» (чистильщик сапог); 1957: «Дорогой бессмертия», тв (Бем); 1965: «Понедельник начинается в субботу», тв (Модест Матвеевич Камноедов).

Фотографии из личного архива Надежды Розановой

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru