Руднев Борис ВикторовичРуднев Борис Викторович Борис Руднев принадлежал к довольно обширной категории актеров с несложившейся судьбой в искусстве. И хотя он обладал всеми необходимыми для актера данными – привлекательной внешностью и несомненным талантом, журналисты не торопились писать о его творчестве, а режиссеры часто предлагали роли, в которых ему негде было «развернуться». Именно поэтому в его кинобиографии много однотипных проходных ролей, в которых, в основном, использовались его обаяние и природная мужественность. Но, видимо, самому Рудневу этого было мало. Недореализованность, недоигранность, невозможность в полной мере выразить себя угнетали актёра, но изменить он ничего не мог. Борис вырос в семье военных, не имевших к искусству никакого отношения. Его отец Виктор Борисович Руднев (1920-1984) после окончания Тульского оружейно-технического училища служил оружейным техником Орловского пехотного училища. Там произошло его знакомство с Чижаковой Пелагеей Ивановной (1919-1994), на которой он женился в феврале 1941 года. Начавшаяся Великая Отечественная война разбросала супругов по разным местам службы. Виктор Борисович остался в Орле, а Пелагею Ивановну перевели в город Чарджоу Туркменской ССР, где в августе 1942 года она родила первенца – сына Юрия. Виктору Борисовичу приходилось мельком видеть своего малыша, так как сам он в дальнейшем перемещался по разным воинским частям: служил в Москве, Щёлкове, Ногинске, Орше. Пелагею Ивановну из Чарджоу вместе с частью перебросили в город Грозный. Там 3 августа 1944 года семимесячным появился на свет сын Борис. Врачи боролись за жизнь ребёнка, выхаживая его всеми доступными способами. В том числе обкладывали грелками с горячей водой, одна из которых случайно порвалась, из-за чего Боря получил сильные ожоги задней части тела. После окончания войны, наконец-то, произошло воссоединение всей семьи Рудневых. Виктор Борисович после одного года службы в Венгрии был переведён в Витебск и с этого момента больше не расставался с женой и детьми. Борис рос творчески одарённым ребёнком: увлекался чтением художественной литературы, хорошо пел и танцевал. Однако после окончания школы всё же решил пойти по стопам родителей и в 1954 году поступил в Ленинградское суворовское училище. Отучившись там два года, он понял, что выбрал неправильный путь в жизни и в 1956 году оставил учебу. В 1958 году вместе с родителями переехал в Минск, где устроился на работу слесарем-инструментальщиком на завод и одновременно учился в школе рабочей молодежи. В 1961 году у Виктора Борисовича и Пелагеи Ивановны родилась дочь Елена, для которой Борис стал и братом и нянькой. Ему приходилось проводить с новорожденной сестрой много времени, помогать матери, которая в тот момент работала копировальщицей на радиозаводе. В 1962 году Борис поступил на актерский факультет Белорусского театрально-художественного института, но через два года ушёл из-за разногласий во мнениях с преподавателем литературы по поводу личности Льва Толстого (Рудневу не нравился знаменитый классик). В 1964 году Борис уехал к родственникам в Москву и по совету одной, случайно встреченной, актрисы, поступил во ВГИК. Уже после двух лет учёбы он был приглашен на одну из главных ролей в картину Виктора Турова «Я родом из детства», заявив о себе как об интересном самобытном актёре. Следом за этой работой последовала роль Саши Агафонова в «Четырех страницах одной молодой жизни», затем небольшая роль в фильме «И никто другой», чуть было не ставшая для него последней. Во время съёмок этой картины Борис заступился за девушку, отбивавшуюся от хулиганов, и в ответ получил сквозной удар рапирой в грудь. Актёр перенёс клиническую смерть, но его молодой организм сумел быстро восстановиться. Этот случай Руднев скрыл от родных, оберегая их от волнений, и узнали они об этом спустя лишь несколько лет. Из-за постоянных съемок окончить институт Борису Рудневу удалось только в 1969 году в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. В этот период в его семье случилось несчастье: маленькая дочка старшего брата Юрия сломала обе ножки, и ей требовался дорогостоящий курс реабилитации. Желая материально поддержать своих близких, Борис ненадолго оставил актерскую профессию и устроился кровельщиком в ЖЭК № 4 Свердловского района Москвы. Заработав необходимую сумму, через несколько месяцев, в марте 1970 года, Руднев вернулся в свою родную стихию и стал штатным актером киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера. На его сцене был занят в нескольких спектаклях, среди которых – «Таня», «Дерзкие земляне», «Дурочка» и других. Также Руднев много работал на дубляже, озвучивая иностранные и отечественные картины. Борис Руднев продолжал активно сниматься, играя, в основном, роли сильных волевых мужественных героев. Среди его лучших работ: Яшка Вредный («Первая девушка»), Сергей Чекмарев («Нам некогда ждать»), Боннер («Единственная дорога»), Гриневич («Долгие версты войны»), Силаев («Выгодный контракт»), Нефедов («Личные счеты»), комбриг Добрынин («Проект «Альфа”») и другие. Личная жизнь Руднева не сложилась. В ранней молодости он был женат на женщине, работавшей экономистом, воспитывал ее сына от первого брака, но их совместная жизнь продлилась всего несколько лет. После этого актер больше не женился. Для него всегда на первом мечте оставалась его родная семья, которую он любил очень преданно и беззаветно. Всегда помогал ей, ничего не жалея, для себя оставляя самый минимум, необходимый для существования. От мамы Борис Викторович научился машинной вышивке и периодически этим подрабатывал. Свой досуг заполнял чтением, любовь к которому усвоил с юных лет. В начале 1990-х годов в Театре-студии киноактера произошли значительные перемены. Пришло новое руководство и почти всю труппу поставило в невыносимо жесткие условия. Кто-то пытался с этим бороться, а кто-то уходил, предпочитая быть в стороне от неприятных распрей. В их числе оказался и Борис Руднев. Ушел он фактически в никуда, оставшись без средств к существованию. По одной из версий актер устроился на работу в частное предприятие, занимавшееся подпольным разливом спирта, которым руководили лица кавказской национальности. Вероятно, их обращение с подчиненными не всегда было корректным, и Руднев решил уволиться. Вскоре после этого с ним произошла трагедия. Поздно вечером, возвращаясь домой, Борис Викторович был сильно избит и с трудом смог добраться до дома. Люди, проживавшие с ним, предложили вызвать «скорую», но он отказался от помощи. На следующий день от полученных травм Борис Руднев скончался. До сегодняшнего дня непонятно, причастны ли к его гибели те, на кого он работал – никаких доказательств этому нет. Следствие не проводилось, а в свидетельстве о смерти указано, что Руднев умер от лёгочно-сердечной недостаточности. Родственники Бориса Руднева, проживавшие в Беларуси, узнали о его кончине только спустя два месяца. Приехавшей сразу после этого в Москву сестре Елене артисты Театра киноактёра посоветовали не копаться в тёмной истории гибели брата и возвращаться домой. А у самой Елены, до этого в январе похоронившей маму и одной поднимавшей четверых детей, не было ни сил, ни средств во всём разбираться. В силу различных, довольно сложных, обстоятельств могила Бориса Руднева на Домодедовском кладбище долгие годы оставалась неухоженной, и только лишь спустя двадцать лет после его смерти на ней появился достойный памятник. Фильмы и роли: 1966: «Я родом из детства» (Толя); 1967: «И никто другой» (приятель Юры), «Четыре страницы одной молодой жизни» (Саша); 1968: «Иван Макарович» (солдат), «Первая девушка» (Яшка Вредный); 1969: «Обвиняются в убийстве» (рабочий), «Повесть о чекисте» (Сахонин); 1970: «В лазоревой степи» (казак); 1971: «Кочующий фронт» (Уланов), «Нам некогда ждать» (Сергей Чекмарев); 1972: «Горячий снег» (разведчик); 1973: «Исполнение желаний» (студент), «Сто шагов в облаках», к/м (Василий), «Товарищ генерал» (Айдаров), «Хлеб пахнет порохом» (Петро); 1974: «Единственная дорога» (Боннер), «Самый жаркий месяц» (рабочий в очереди); 1974-1977: «Хождение по мукам», тв (стачечник); 1975: «Алмазы для Марии» (врач), «Бегство мистера Мак-Кинли» (оператор пульта), «Долгие версты войны», тв (Гриневич), «Когда дрожит земля» (роль), «На ясный огонь» (помощник начальника станции); 1976: «Дни хирурга Мишкина», тв (Илющенко); 1977: «Катина служба», к/м (Боровиков); 1978: «Квартет Гварнери», тв (Карпенко), «Оазис в огне» (Ульянцев), «Отряд особого назначения» (капитан Зубов); 1979: «Выгодный контракт», тв (Силаев), «Циркачонок» (Седой); 1980: «Государственная граница. Мирное лето 21-го года», тв (бандит), «Иначе нельзя» (Звягин), «Петля Ориона» (итальянский астронавт), «Частное лицо», тв (эксперт); 1981: «Крепыш» (Базаров); 1982: «Личные счеты» (Нефедов), «Что можно Кузенкову?», к/м (Сапрыкин); 1984: «Особое подразделение» (старший лейтенант); 1985: «Берега в тумане» (эп.); 1986: «Нас водила молодость», тв (Крымов); 1987: «Сказка о громком барабане» (генерал); 1989: «Беспредел» (эп.), «Его батальон», тв (Маркин); 1990: «Проект «Альфа» (комбриг Добрынин); 1992: «Исполнитель приговора» (дезинфектор); 1994: «Хагги-Трагер» (мафиози). Фотографии из личного архива Елены Рудневой |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru