Румнев Александр Александрович

Rumnev-2Румнев (Зякин) Александр Александрович
Родился 24 января 1899 года.
Умер 12 октября 1965 года.

Александр Румнев (настоящая фамилия – Зякин) родился в Москве. Его дед по линии отца – Павел Григорьевич Зякин – был участником обороны Севастополя, жил в своём имении Румня (отсюда и родился псевдоним Александра Александровича). Отец – Александр Павлович Зякин (1866-1938) – до Октябрьской революции служил в Московской городской управе, затем – в статистическом отделе Наркомздрава. Мать – Юлия Васильевна Зякина (урождённая Перовская) (1868-1943) – работала библиотекарем.

Александр в 1917 году окончил с золотой медалью 8-ю Московскую гимназию и поступил учиться на медицинский факультет Московского университета и одновременно – в Высшие художественные мастерские. Параллельно подрабатывал экспедитором в издательстве ВЦИК. Однако учёбу в этих высших учебных заведениях Румнев так и не окончил, так как решил воплотить в жизнь свою давнюю юношескую мечту – всерьёз заняться балетом. Начиная с 1917 года, он брал уроки художественной гимнастики у Л.Н. Алексеевой, танца – у А.М. Шаломытовой и жеста – у С.М. Волконского, а в 1919 году поступил на балетное отделение театральной школы при Театре Художественного просветительского Союза рабочих организаций и параллельно – в Московский ритмический институт. Оставив свою подработку в издательстве ВЦИК, Румнев устроился в качестве инструктора в художественную секцию Московского Губоно, дабы иметь возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь и не обременять заботами о себе своих престарелых родителей.

В 1920 году творческие поиски привели Александра Румнева в Камерный театр, который на довольно длительный срок стал ему вторым домом. Окончив школу театра в 1926 году, он остался служить в его труппе. Играл здесь ведущие роли во всех пантомимах и музыкальных спектаклях: Пляшущий Арлекин («Принцесса Брамбилла»), Парис («Ромео и Джульетта»), Мараскин («Жирофле-Жирофля»), Жиль де Рэ («Святая Иоанна»), Вион («Антигона») и других. Одновременно работал в области танца – ставил и исполнял танцевальные номера на собственных танцевальных вечерах. В качестве педагога и режиссёра-балетмейстера участвовал в постановках спектаклей в Театре имени Вахтангова, Музыкальном театре имени Немировича-Данченко, Оперном театре имени Станиславского.

После ухода из Камерного театра в 1933 году Александр Румнев как актёр, педагог и балетмейстер несколько лет работал на Дальнем Востоке. С 1936 по 1937 годы – в Приморском краевом драматическом театре имени Горького во Владивостоке (здесь им были самостоятельно поставлены «Без вины виноватые» Островского и в качестве балетмейстера – «Женитьба Фигаро» Бомарше), а с 1937 по 1938 годы – в Куйбышевском театре драмы имени Горького (сыграл там Горского в «На берегу Невы» и Паратова в «Бесприданнице»).

В 1938 году в Куйбышеве Александр Румнев был арестован органами НКВД. Об этом периоде его жизни, кроме самого факта ареста, фактически ничего не известно. Но, видимо, он не имел для актёра тяжёлых последствий, так как в 1939 году Румнев уже работал в столице как актёр и балетмейстер в Театре миниатюр.

В 1940 году впервые произошло знакомство Александра Александровича с миром кино: в качестве педагога по движению и балетмейстера он был приглашён преподавать в актёрскую школу «Мосфильма». Вместе со студией в 1941 году был эвакуирован в Алма-Ату, где как актёр дебютировал в кино – сыграл немецкого фельдфебеля в новелле «Пир в Жирмунке» Боевого киносборника № 6. Худоба, статность, аристократические манеры, пластичность, резкие черты лица позволили Румневу сыграть нескольких подобных персонажей ещё в ряде картин: переводчика в «Парне из нашего города», Фридриха Рена в «Убийцы выходят на дорогу», Розенберга в «Во имя Родины» и других. Параллельно до 1944 года Александр Румнев сотрудничал с Алма-Атинским русским театром драмы.

После возвращения в Москву в 1944 году Александр Александрович был приглашён старшим преподавателем во ВГИК, где создал новую дисциплину – пластическую культуру актёра, а позднее стал заведующим кафедрой пантомимы. Весь последующий период своей жизни он посвятил именно этому – пластическому воспитанию будущих киноактёров, став одним из ведущих специалистов в этой области. В своей педагогической деятельности Румнев старался сочетать пантомиму, танец, актёрское мастерство, изобразительное искусство и музыку, воспитывая синтетически развитых артистов.

В 1962 году на основе двух выпусков ВГИКа – мастерских Михаила Ромма и Григория Козинцева – при Союзе кинематографистов СССР Александр Румнев создал Экспериментальный театр пантомимы «Эктемим», который просуществовал два года. Здесь им были осуществлены постановки пантомим: «Роман с контрабасом», «Туристы», «Фальшивое кольцо», «Кукольная драма», «Олени и охотник», «Хирургия», «Разборчивая невеста» и других. После закрытия театра многие его участники вошли в состав Театра-студии киноактёра (Игорь Ясулович, Валентин Грачёв, Георгиос Совчис, Руслан Ахметов и другие), а один из них – Александр Орлов – продолжил дело своего учителя, после его смерти преподавая пантомиму во ВГИКе, а также осуществив на сцене Театра-студии киноактёра постановку пантомимическего спектакля «Похождения Чичикова, или Мёртвые души», имевшего большой резонанс в культурном мире столицы.

Александр Румнев написал несколько работ об искусстве пантомимы, среди которых «О пантомиме» (М., 1964) и «Пантомима и её возможности» (М., 1966; издана посмертно).

К сожалению, сегодня имя этого удивительного артиста, педагога и балетмейстера незаслуженно забыто, хотя он был одним из первых в Советском Союзе, кто сумел вывести пантомиму на очень высокий уровень, причислив её к рангу одной из наиболее интересных составляющих современного искусства.

Фильмы и роли:

1941: «БКС № 6. Пир в Жирмунке» (фельдфебель); 1942: «Актриса» (артист оперетты), «Антоша Рыбкин» (немецкий лейтенант), «Котовский» (певец в ресторане), «Парень из нашего города» (переводчик), «Убийцы выходят на дорогу» (Фридрих Рен); 1943: «Воздушный извозчик» (актер), «Во имя Родины» (Розенберг); 1944-1945: «Иван Грозный» (иностранец); 1947: «Золушка» (Па-де-труа); 1954: «Анна на шее» (распорядитель бала).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru