Румянцева Алевтина АлексеевнаРумянцева Алевтина Алексеевна Алевтина Алексеевна Румянцева в своей творческой биографии играла, в основном, простых русских женщин. Они не были председателями колхозов, директорами заводов, а были обыкновенными труженицами села, учителями, врачами и медсестрами, мамами. Но зрители всегда верили её героиням, а это особый дар – играть женщин из народа. Детство и юность Алевтины Румянцевой прошли в трудное военное и послевоенное время, но именно в эти годы люди хотели мирной счастливой жизни, «как в кино». В короткие мгновения отдыха ходили в кинотеатры, смотрели трофейные фильмы и советские патриотические картины. Возможно, поэтому профессия актёра театра и кино стала столь притягательной в этой серой и трудной жизни. В жизнь Алевтины Румянцевой театр вошел с детства. Её отец Алексей Александрович работал на заводе «Труженик», директор которого, фабрикант Жемочкин, высоко его ценил, а рабочие любили. В свободное время Алексей Александрович играл в народном театре, читал литературные, а потом и политические лекции. Алевтина Алексеевна помнила своего отца по ролям Шмаги в спектакле «Без вины виноватые» и Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок». Во время войны он был замполитом, погиб под Ельней. Её мама Анна Игнатьевна окончила четыре класса церковно-приходской школы и курсы медсестер. Она увлекалась поэзией, писала стихи, пела романсы. В молодости играла в небольшой роли на сцене клуба завода «Труженик» в спектакле «Чудесный сплав». В семье Румянцевых росло три дочери – Зоя, Алевтина и Светлана. Мама с детства читала им сказки в лицах, которые были записаны на патефонных пластинках. Анна Игнатьевна так артистично их исполняла, что Алевтина и её сестры просили маму прочитать их снова и снова, хотя знали их уже наизусть. Алевтина Алексеевна всегда считала, что никто, кроме мамы, не рассказывал эти сказки так хорошо. Даже она сама не могла их так исполнять. Ещё у Анны Игнатьевны был прекрасный голос, и она пела романсы. Сестры Алевтины стали химиками. Зоя была завкафедрой неорганической химии в МГУ. Светлана работала в научно-исследовательских институтах, кандидат наук, редактор технических переводов по химии и к лекарственным препаратам. Алевтина Румянцева решила стать актрисой. С седьмого класса она посещала драматическую студию при Доме пионеров, которой руководила Е.Я. Веселовская. С первого раза поступить в институт не удалось, но она не отчаивалась и снова готовилась к творческим турам, работая на кожзаводе. Параллельно выступала на деревенских вечерах. Её выступления очень нравились дедушке и маме, и именно мама поддержала Алевтину в попытке поступить в театральный институт ещё раз. В 1949 году Румянцева поступила во ВГИК на актёрский факультет к Сергею Аполлинариевичу Герасимову и Тамаре Фёдоровне Макаровой, которые в то время были настоящими кумирами. На вступительных экзаменах Алевтина читала басню «Кот и повар» и рассказ Чехова «Мошенники поневоле», своим исполнением произведя на мастеров хорошее впечатление. В тот год вместе с ней во ВГИК поступили многие актёры и режиссёры, оставившие впоследствии свой след в истории отечественного кинематографа: Нина Меньшикова, Эдуард Бочаров, Глеб Комаровский, Яков Сегель, Алла Ларионова, Клара Румянова, Лев Кулиджанов, Николай Сморчков, Владимир Маренков и другие. Порой было трудно учиться, так как очень часто репетиции отрывков проходили допоздна, и москвичам приходилось пешком возвращаться по ночной Москве. Сколько замечательных отрывков показывали своему мастеру актёры. Все те характеры, которые были отработаны во время учёбы, к сожалению, не всегда потом были задействованы режиссёрами. Выпускным спектаклем курса был «Петр I». Алевтина Румянцева сыграла Саньку. Её отца – Эдуард Бочаров, Меньшикова – Александр Кузнецов, Бровкина – Николай Сморчков, Петра I – Николай Рыбников, Волкова – Владимир Маренков. В 1953 году Алевтина Алексеевна окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактёра. Сниматься она начала еще во время учёбы. Это были небольшие эпизоды в фильмах: «Сельский врач» (медсестра), «Сеанс гипноза» (зрительница) и «Верные друзья» (Марина). С 1960 года началось творческое сотрудничество Алевтины Румянцевой и режиссёра Татьяной Лиозновой, в фильмах которой актриса сыграла одни из лучших своих ролей. Наталья в «Евдокии» – умная, любящая дочь, которая снисходительно относится к слабостям близких людей. В «Трёх тополях на Плющихе» героиня актрисы Нина живёт в городе, воспитывает дочь. Она не дождалась мужа, сидящего в тюрьме – встретила новую любовь. На фразу родственницы (Т. Доронина), что муж убьёт её, когда вернётся, она отвечает: «Пусть. Хоть один день, да мой. Что я при муже видела – побои! Я только сейчас жить начала. Иду и жизни радуюсь!». Это сказано по-настоящему счастливым человеком. Нина в исполнении Алевтины Румянцевой была похожа на Аксинью из романа «Тихий Дон»: она готова за свою любовь и жизнь отдать. Мама Нины Соломатиной в «Карнавале» – добрая и нежная, говорит тихим голосом. Она смирилась со своей судьбой. Конечно, как любой матери, ей хочется, чтобы у дочери всё получилось, хотя она и боится отпускать её в незнакомый большой город. Чтобы немного остудить пыл дочери, она говорит: «Ну, посмотри на себя, ну какая ты актриса. Актрисы все тоненькие, а у тебя 48 размер». Но Нина уезжает в Москву, чтобы поступить в институт. Среди других заметных ролей актрисы: Тася («Дело Румянцева»), Катя («Чужая родня»), Маруся, дочь смотрителя («Воскресенье»), Зина («Грешница»), прачка («Вызываем огонь на себя»), Варя Маркина («На завтрашней улице»), Матрена («Тени исчезают в полдень»), Вера Григорьевна («День свадьбы придётся уточнить»). Алевтине Румянцевой за долгую творческую судьбу приходилось исполнять, в основном, небольшие роли и эпизоды, но все её героини были очень достоверны – такими мы видим людей в жизни. А это и есть настоящий профессионализм. Ведь исполняя самую маленькую роль, надо за короткий миг на экране показать целую жизнь данного персонажа. С развалом отечественного кино в начале 1990-х годов Алевтина Алексеевна в кино фактически не снималась, из Театра-студии киноактёра в 1990 году ушла на пенсию. И лишь в начале 2000-х, с наступлением эпохи сериалов, актриса вновь появилась на телеэкране. О своей личной жизни люди старшего поколения не любили рассказывать. Была немногословна и Алевтина Алексеевна Румянцева. Её муж – известный киновед Наум Клейман, 25 лет руководивший Музеем кино. Дочь Вера окончила институт иностранных языков (МГПИИЯ им. Мориса Тореза, французский язык), работает переводчиком конференций. Автор: Марина Кравченко Фильмы и роли: 1951: «Сельский врач» (медсестра); 1953: «Сеанс гипноза», к/м (зрительница); 1954: «Верные друзья» (Марина), «Переполох», к/м (Лиза); 1955: «Дело Румянцева» (Тася), «Чужая родня» (Катя); 1957: «Поединок» (проститутка), «Сестры» (девушка); 1958: «Дело «пестрых» (эп.), «Добровольцы» (рабочая), «Кто виноват?», к/м (роль); 1959: «Аннушка» (колхозница), «Баллада о солдате» (военная), «Ванька», к/м (Ольга Игнатьевна), «Все начинается с дороги» (рабочая), «Девочка ищет отца» (медсестра), «Муму» (прачка); 1960-1961: «Воскресение» (Маруся, дочь смотрителя тюрьмы); 1961: «Евдокия» (Наташа); 1962: «Вступление» (деревенская жительница), «Грешница» (Зина), «Капроновые сети» (мать Севки); 1963: «Я шагаю по Москве» (дежурная в метро); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (прачка); 1965: «Здравствуй, это я» (горничная в гостинице), «На завтрашней улице» (Варя Маркина), «Тридцать три» (ассистентка); 1966: «Крылья» (экскурсовод); 1967: «Журналист» (подруга Шуры), «Майор Вихрь», тв (официантка), «Они живут рядом» (мама мальчика), «Путь в «Сатурн» (Таня), «Три тополя на Плющихе» (Нина); 1968: «Люди как реки», тв (сослуживица), «Мужской разговор» (мать Пантюхина); 1969: «Про Клаву Иванову», тв (девушка в общежитии), «Только три ночи» (крестьянка); 1970: «Карусель», тв (дама), «Серебряные трубы» (Нина Ивановна, учительница); 1971: «Пришел солдат с фронта» (колхозница), «Тени исчезают в полдень», тв (Матрена); 1972: «Руслан и Людмила» (боярыня); 1973: «Великие голодранцы» (баба); 1974: «Ливень» (эп.); 1974-1977: «Вечный зов», тв (Матрена); 1975: «Горожане» (дама в платке); 1976: «Долги наши» (попутчица); 1977: «Журавль в небе» (жена Егора Егоровича), «Ты иногда вспоминай» (Галя, нянечка в больнице); 1978: «Близкая даль» (мать Полины), «Ветер странствий» (Алевтина); 1979: «День свадьбы придется уточнить» (Вера Григорьевна Шитова); 1980: «Однажды двадцать лет спустя» (учительница), «Серебряные озера» (эп.); 1981: «Карнавал» (мать Нины), «Факты минувшего дня» (медсестра); 1982: «Открытое сердце» (мама Славика), «Красиво жить не запретишь» (начальница), «Свидание с молодостью» (работница телеграфа); 1983: «Утро без отметок» (мать Люды); 1984: «И повторится все» (эп.), «Полоса препятствий» (официантка в вагоне-ресторане), «ТАСС уполномочен заявить…», тв (понятая), «Я за тебя отвечаю» (эп.); 1985: «Завещание» (жена солдата), «Неудобный человек» (тетка с грибами); 1986: «Голова Горгоны» (жена казака Егора), «Я сделал все, что мог» (Фрося); 1988: «Аэлита, не приставай к мужчинам!» (работница фабрики); 1991: «Непредвиденные визиты», тв (квартирная хозяйка), «Семнадцать левых сапог», тв (подруга Марьи); 1993-2006: «Тихий Дон», Италия (мать Натальи Коршуновой); 2000: «Редакция», тв (соседка Лены); 2003: «Русские в городе ангелов», тв (работница детского дома), «Тотализатор», тв (эп.); 2004: «Нежное чудовище», тв (бухгалтер); 2006: «Конец света», тв (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru