Рычагова Наталья СергеевнаРычагова Наталья Сергеевна Наталья Рычагова родилась в Москве. Её отец Сергей Петрович Рычагов (1915–1970) был известным художником-пейзажистом. Мама Александра Григорьевна (1916–1995) – домашняя хозяйка, занималась воспитанием дочери. В 1955 году произошло судьбоносное событие, значительно повлиявшее на дальнейшую жизнь Натальи Рычаговой. Режиссёр Илья Фрэз, приступая к съёмкам своего будущего фильма «Васек Трубачёв и его товарищи», подбирал юных исполнителей на главные роли. Его ассистентами проводились просмотры в московских школах, в том числе и в той, где училась Наташа. Она приглянулась Фрэзу, и режиссёр утвердил её на одну из центральных ролей. Картина имела большой успех, и в 1957 году последовало продолжение – «Отряд Трубачёва сражается». После «Трубачёва» Наташа проснулась знаменитой. В школе ей буквально не давали прохода. На первом этаже вывесили её большой портрет рядом с фотографиями отличников, хотя сама она отличницей не была. Не смотря на успех фильма и внезапно свалившуюся популярность, актёрская профессия Наташу не прельщала. Но её мама решила иначе. Она отвела дочь в городской Дом пионеров, в театральную студию, к замечательному педагогу Евгении Васильевне Галкиной. Здесь девочка занималась много лет, до самого окончания школы. Именно в этой студии у Наташи и зародилось желание стать актрисой. Помимо занятий у Евгении Васильевны она принимала активное участие в работе школьного драматического кружка, руководимого учительницей литературы. Настал 1963 год, год окончания школы. В выборе своей будущей профессии Наталья уже не сомневалась, поэтому без раздумий пошла во ВГИК. Курс тогда набирал Михаил Ильич Ромм. В январе им было отобрано шесть человек из Москвы, а в июне ещё шесть из разных городов страны. Однако в силу различных обстоятельств Ромм ушёл из ВГИКа, и мастерская перешла к замечательному мхатовцу Николаю Капитоновичу Свободину. Затем его сменил Лев Наумович Свердлин. Он был сильно загружен в театре и кино и своим студентам уделял слишком мало внимания. Однажды они его упрекнули в этом, чем чрезвычайно обидели. Свердлин их оставил, и последние полтора года курс доучивал, а затем и выпускал ещё один мхатовец – Владимир Вячеславович Белокуров. А студенты в актёрской мастерской, помимо Рычаговой, собрались замечательные: Екатерина Васильева, Валерий Рыжаков, Ингрид Андринь, Антонина Лефтий, Арина Алейникова, Алексей Инжеватов. Учёба во ВГИКе изменила личную жизнь Натальи Рычаговой. Ещё на вступительных экзаменах на неё обратил внимание её сокурсник Алексей Инжеватов, и с этого момента началась их симпатия друг к другу. Потом, когда весь курс ездил на картошку, Алексей стал ухаживать за Наташей. По возвращении каждый вечер просиживал под окнами её дома, а уже на третьем курсе они поженились. На свадьбе гулял почти весь ВГИК. Присутствовали все педагоги… Так встретились и переплелись две судьбы – Натальи Рычаговой и Алексея Инжеватова. И у того и другого был небольшой актёрский опыт, поэтому учиться было не сложно. К тому же им очень повезло на учителей. Все три педагога были абсолютно разными. Каждый из них внёс в учеников частичку своего таланта. Наталья Сергеевна начала сниматься ещё на втором курсе. Фильм назывался «Нет неизвестных солдат» и был снят по воспоминаниям Александра Родимцева «Машенька из мышеловки». Затем последовала небольшая работа в фильме Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышёва», во время съёмок которого актриса уже была беременная. 2 марта 1968 года в семье Натальи Рычаговой и Алексея Инжеватова родилась дочь Маша. Оправившись после родов, Рычагова начала активно сниматься, играя самые разноплановые роли: молодую учительницу в «Тренере» И. Анненского, Зою в «Возвращении «Святого Луки»» А. Бобровского, Надю Воеводину в фильме «Переступи порог» Р. Викторова, Клаву Иванову в телевизионном фильме «Про Клаву Иванову», Дуняшу в «Смертном враге» Е. Матвеева. Большинство её героинь отличало лирическое начало, чувственность, волевые качества. Самой запоминающейся и любимой зрителем работой Натальи Рычаговой по сей день остаётся Маша Белкина в знаменитом фильме Владимира Рогового «Офицеры». Небольшая по количеству экранного времени, эта роль имела важное значение и в контексте фильма и в творческой судьбе самой актрисы. Ведь в момент съёмок никто не предполагал, что картина будет иметь такой большой резонанс: режиссёр Владимир Роговой был дебютантом в режиссуре, до этого работая только директором картин. Но, помимо него, была задействована мощная команда: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт, оператор Михаил Кириллов. И, безусловно, сильный актёрский состав, обеспечивший большой зрительский успех фильма. В 1975 году, через двадцать лет после «Васька Трубачёва», режиссер Илья Фрэз пригласил Наталью Рычагову в свой фильм «Это мы не проходили». Она сыграла студентку пединститута Лену, проходившую практику в одной из школ и сразу же нашедшую общий язык с детьми. Фильм успешно прошёл по экранам и даже получил один из призов на фестивале в Панаме. После этого Наталья Сергеевна продолжала сниматься, но роли становились всё меньше, да и фильмы были уже не такими запоминающимися. Со временем предложения от режиссёров и вовсе прекратились. В последний раз Рычагова появилась на экране в 1993 году в фильме «Завтрак с видом на Эльбрус». Но её палочкой-выручалочкой всегда оставались дубляж и закадровое озвучивание, которыми она успешно занималась на протяжении многих лет. Это и позволяло избежать ей творческой невостребованности. Актёрскую работу и озвучивание Наталья Сергеевна успешно совмещала с воспитанием любимой дочери, уделяя ей всё своё свободное время. С пяти лет Машенька играла на фортепиано. Потом поступила в центральную школу при Московской консерватории. Наталья Сергеевна занималась с ней до 11 класса, заставляя играть по 4 часа в день. В итоге, она так «замучила» дочь, что та «переиграла» себе руки. И по окончании школы Маше пришлось избрать иное направление профессиональной деятельности. Она пошла во ВГИК, на киноведческий факультет, окончила его, и затем много лет отработала там же методистом. В январе 2006 года семью Натальи Рычаговой и Алексея Инжеватова постигла непоправимая потеря – их единственная дочь Маша ушла из жизни после тяжёлой и продолжительной болезни. Для них это стало настоящим ударом, особенно для Натальи Сергеевны. Но надо было найти силы жить дальше, ведь на их попечении оставался внук Серёжа. Алексей Николаевич продолжал работать в Театре Российской армии, но в репертуаре был занят мало – подводило здоровье, болели ноги, и было трудно передвигаться. Наталья Сергеевна всю себя отдавала внуку, утром провожая его в школу, а после обеда забирая домой. В сентябре 2010 года не стало и Алексея Николаевича. Этот последний удар окончательно сломил актрису. Она пережила мужа всего на восемь месяцев, скончавшись в мае 2011 года. Её горячо любимый внук Сергей, которого она так опекала, остался один. На телевидении и в прессе тут же подняли шумиху, пытаясь вытащить на поверхность весь негатив, касающийся актрисы. Но, как это теперь принято: покричав и обвинив во всех смертных грехах Союз кинематографистов и Гильдию актеров кино России, все дружно об этом забыли. Забыли и внука Сергея, которому обещали помочь. Только лишь телевидение по-прежнему крутит «Офицеров» и изредка «Это мы не проходили», в которых молодая и красивая Наталья Рычагова смотрит на зрителей с экрана, радуя своим талантом и обаятельной улыбкой. Такой она и останется в памяти. Фильмы и роли: 1955: «Васек Трубачев и его товарищи» (Синицына); 1957: «Отряд Трубачева сражается» (Синицына); 1965: «Нет неизвестных солдат» (Маша); 1967: «Три дня Виктора Чернышева» (Марина); 1969: «Про Клаву Иванову», тв (Клава Иванова), «Тренер» (молодая учительница), «Франсуаза», тв (Дани); 1970: «Возвращение «Святого Луки» (Зоя), «Море в огне» (Нина Онилова), «Переступи порог» (Надя Воеводина); 1971: «Офицеры» (Маша Белкина), «Смертный враг» (Дуняша); 1972: «Золотое крыльцо», тв (Таня); 1973: «Транзит на север», тв (Катя); 1974: «Ответная мера» (Маргарита, секретарша); 1975: «Это мы не проходили» (Лена); 1976: «Буденовка» (мать Гришки), «Колыбельная для мужчин» (Оля), «Сибирь», тв (Маша); 1977: «Корень жизни» (Настя), «Садись рядом, Мишка!» (мама Мишки), «Эти непослушные сыновья», тв (Зина); 1978: «Баламут» (Клава, жена Федора), «Следствие ведут знатоки. «Букет» на приеме», тв (Варя); 1979: «В одно прекрасное детство» (мама сегодняшнего Пети); 1980: «У матросов нет вопросов» (продавщица); 1984: «Шутки в сторону» (мама Димы); 1986: «Где ваш сын?» (Наталья Сергеевна, потерпевшая); 1993: «Завтрак с видом на Эльбрус» (Уварова). Репортаж с открытия памятника Наталье Рычаговой на Кузьминском кладбище Программа, посвящённая Наталье Рычаговой |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru