Сафонов Алексей ВасильевичСафонов Алексей Васильевич Творчество Заслуженного артиста РСФСР Алексея Васильевича Сафонова интересно и разнообразно. Начав свой путь в кино с ролей молодых современников, героев положительных, с возрастом перешёл на отрицательных персонажей. Точкой отсчета стал знаменитый Рольф в телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Одновременно с актёрской деятельностью Сафонов много работает на дубляже и закадровом озвучивании. Помимо этого Сафонов занимается литературным творчеством. В его багаже несколько пьес, две из которых – сказки для детей. Несколько пьес увидели свет на сценах столичных и провинциальных театров. Алексей Васильевич женат на красавице-актрисе Наталье Казначеевой, подарившей ему дочь Анну… А началось всё в провинциальном городке Загорск, где и родился Алексей Сафонов. Позднее городу было возвращено историческое название – Сергиев Посад. Родители Алексея работали на оборонном заводе: мама – начальником Бюро труда и зарплаты, папа – замначальника Отдела труда. В начале войны семья Сафоновых была эвакуирована в Томск, откуда они вернулись в 1943 году и продолжили работу на заводе. Был в семье Сафоновых и один творческий человек. Родной брат отца, Пётр Григорьевич Сафонов, работал актёром в Московском областном театре, которым тогда руководил известный ныне театральный педагог Борис Гаврилович Голубовский. Алексей часто приходил на спектакли к дяде, по окончании которых Пётр Григорьевич водил племянника за кулисы. Именно тогда и проявился интерес Алексея к искусству. Он стал много читать, интересоваться театром. При школе, в которой учился будущий артист, был драмкружок. Но одно «но» очень мешало стать его участником. С самого рождения Алексей страдал дефектом речи – картавостью. Но желание играть на сцене было столь велико, что Алексей пересилил стыд и смущение и стал заниматься в драмкружке. Сразу после окончания школы Алексей поехал в Москву поступать во ВГИК. После первого тура Сафонову было сказано, что если он хочет продолжить экзамены, то ему обязательно надо исправить дефект речи. Между первым и вторым турами была месячная пауза, воспользовавшись которой, Алексей в срочном порядке принялся заниматься у логопеда и за месяц сумел избавиться от картавости. В итоге он был принят на курс Ольги Ивановны Пыжовой, четыре года учёбы у которой остались незабываемыми. Его однокурсниками стали Тамара Сёмина, Роман Хомятов, Наталья Кустинская, Герман Качин. На четвёртом курсе Алексей впервые снялся в кино – Иосиф Хейфиц пригласил его на главную роль в свой новый фильм «Горизонт», рассказывавший о выпускниках школы, приехавших работать на целину. На картину возлагались большие надежды, она должна была стать визитной карточкой молодого актёра. Но этого не случилось. В первоначальном варианте фильма герой Сафонова Сергей почувствовал себя ненужным на целине, захотел защитить своё человеческое достоинство, остаться интеллектуально свободным и уехать с целины. Посмотрев готовый вариант, киношное начальство сочло главного героя дезертиром и велело режиссёру переделать фильм, в результате чего личность героя была уничтожена. Фильм достаточно скромно прошёл по экранам и не снискал никаких лавров. Сразу после окончания ВГИКа Сафонов был зачислен в штат Киностудии имени М. Горького. После неоценённого дебюта наступила небольшая пауза, во время которой Алексей пробует свои силы в дубляже. Одной из первых таких работ стало озвучивание фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья». С тех пор Сафонов озвучил сотни картин, причём дублировал не только иностранных «звёзд», но и наших, отечественных. Одной из самых любимых актёрских работ Алексея Васильевича является роль Мелюса в фильме греческого режиссера Маноса Захариаса «Конец и начало». К сожалению, сейчас этот фильм забыт, но именно после него Сафонова заметили режиссёры и начали активно приглашать сниматься: «Под землёй» (Смоляков), «Хочу верить» (Алексей Трофименко), «Чужое имя» (Ильин), «Десятый шаг» (Глузкин), «Любовь Серафима Фролова» (Алексей), «Операция «Трест”» (Стырне). В 1970 году Сафонов стал одним из первых исполнителей на экране роли Бухарина. Это был фильм «Поезд в завтрашний день» режиссёра Виллена Азарова. Одной из основных линий картины был спор Ленина и Бухарина о том, нужно ли заключать Брестский мир. Бухарин считал, что нужно, а Ленин – наоборот. В итоге готовая картина настолько не понравилась кинематографическим чиновникам, что её просто-напросто «смыли». Фильм успели посмотреть буквально единицы. Наконец, в 1973 году, Сафонов исполнил роль, которая сделала его по-настоящему знаменитым. Это был Рольф в «Семнадцати мгновениях весны». Когда Татьяна Михайловна Лиознова предложила ему эту работу, он сомневался, нужно ли ему за неё браться. Но материал был интересным, впервые фашисты были показаны с человеческим лицом. С одной стороны, эта работа вроде бы прибавила Сафонову популярности. Но с другой – выбила его из амплуа нормального человека. Его начинают эксплуатировать только в ролях отрицательных персонажей. Был даже случай, когда Алексею Васильевичу без проб предложили главную роль в Киеве, где его герой был положительный, член партии. Когда Гостелерадио узнало, что эта роль предназначена Сафонову, то реакция была следующей: «Да что вы! Он только что запомнился в фашисте, а тут – член партии. Вы понимаете, какая ассоциация получается?». Вначале Сафонов очень переживал по этому поводу, надеялся, что когда-то эта полоса должна пройти. Но она длилась ещё очень долго. Теперь он всё чаще воплощал на экране преступников или иностранцев: Голубков в телефильме «Анискин и Фантомас», Гиллер в «Мятежном “Орионе”», Морен в «Плате за истину», Колгерт в «Досье человека в “Мерседесе”». И только в 1989 году появилась по-настоящему стоящая роль. Режиссер Юрий Кара пригласил Сафонова на роль абхазского вождя Нестора Лакобы в фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». По сюжету Сталин со своей командой приезжал в Абхазию, и Лакоба устраивал в их честь приём. Но, развлекая гостей, Лакоба сам испытывал некое неудобство от этого, как бы предчувствуя свою трагическую судьбу… Была ещё одна интересная работа в фильме Леонида Осыки «Этюды о Врубеле», где Сафонов исполнил роль великого русского художника В.М. Васнецова. В этом же фильме Алексей Васильевич являлся и автором закадрового текста. В начале 1990-х годов актерский штат Киностудии имени М. Горького фактически разрушился. Люди стали искать какие-то другие возможности для самореализации. Сафонов вместе с пианистом Виктором Лензоном сделал музыкально-поэтическую программу «Скрябин и серебряный век русской поэзии», где под музыку Скрябина читал стихи Иванова, Мандельштама и Пастернака. Тогда же Сафонов начал писать пьесы. Одна из них, сказка, была принята управлением театров Министерства культуры СССР и сразу же поставлена в Севастополе. Всего Министерством культуры было куплено четыре пьесы Сафонова. Две из них увидели постановки в Петербурге и Москве. В 1990-е годы на телеэкраны страны хлынул поток американских и бразильских телесериалов. И у актёров, помимо дубляжа, появился новый вид деятельности – закадровое озвучивание. Сначала Сафонов работал как актёр, а затем стал режиссёром закадрового озвучивания, в качестве которого работает по сей день. А во второй половине нулевых, после долгого перерыва, зрители увидели актёра в новой роли – Никиты Ильича, дедушки одного из героев, в телесериале «Мачеха». Личная жизнь актёра сложилась не сразу. Первый его брак с редактором Валентиной Арсеньевной распался, от него у Алексея Васильевича дочь Ольга, которая сейчас работает в компьютерной фирме. Второй супругой Сафонова стала актриса Наталья Михайловна Казначеева. В 1979 году она окончила ВГИК, мастерскую Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова, снималась в фильмах «Баламут», «У матросов нет вопросов», «Женатый холостяк», «Весьегонская волчица» и других. Сразу после окончания института актриса стала работать на озвучивании, на одном из которых будущие супруги и познакомились. Вместе они уже более двадцати лет, у них растет дочь Анна. В одном из немногих интервью на вопрос журналиста «Не получится ли так, что писатель Сафонов заслонит актёра Сафонова?» Алексей Васильевич ответил: «Не получится. При всех невзгодах, которые мне выпали, актёрская профессия остаётся первой любовью, и я буду верен ей. Что касается литературы, то я её тоже не брошу. Хватило бы только времени». Фильмы и роли: 1961: «Горизонт» (Сергей); 1962: «На семи ветрах» (старший военного патруля); 1963: «Конец и начало» (Мелюс), «Под землей», тв, к/м (Смоляков); 1965: «Хочу верить» (Алексей Трофименко); 1966: «Кто вернется – долюбит» (немец), «Первая любовь», к/м (Сергей Алексеевич), «Чужое имя» (Ильин); 1967: «Десятый шаг» (Глузкин), «Операция «Трест», тв (Стырне); 1968: «Любовь Серафима Фролова» (Алексей); 1970: «Поезд в завтрашний день» (Бухарин); 1972: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (боцман); 1973: «Дед левого крайнего» (жених), «Молчание доктора Ивенса» (агент ЦРУ), «Семнадцать мгновений весны», тв (Рольф); 1974: «Анискин и Фантомас», тв (Голубков); 1975: «Бегство мистера Мак-Кинли» (священник); 1976: «Цветы для Оли» (доктор); 1977: «Бухта радости» (Романов); 1978: «Артем», тв (Авилов), «Мятежный «Орион» (Гиллер), «Плата за истину» (Морен); 1979: «Цыган», тв (Ожогин); 1980: «Крах операции «Террор» (адъютант Великого князя); 1981: «Приказ: огонь не открывать» (Сергачев), «Фронт в тылу врага» (немецкий офицер); 1982: «Владивосток, год 1918» (Грачек); 1983: «День командира дивизии» (Бронников); 1984: «Мертвые души», тв (прокурор), «На миг оглянуться», тв (капитан); 1986: «Досье человека в «Мерседесе» (Колгерт); 1989: «Когда мне будет 54 года», тв (Валентин Константинович Правдин), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (Лакоба), «Этюды о Врубеле» (Васнецов); 1990: «Мне не забыть, не простить» (Он); 1992: «Разыскивается опасный преступник» (капитан Пасин); 1995: «Под знаком Скорпиона», тв (Г.Е. Зиновьев); 2007-2008: «Мачеха», тв (Никита Ильич); 2008: «Взрослые игры», тв (Никита Ильич), «Галина», тв (роль), «Туман рассеивается», тв (Энглтон); 2009: «Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе», тв (Поль Бланк), «Офицеры 2», тв (генерал). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru