Сафонова Марианна НиколаевнаСафонова Марианна Николаевна Марианна Сафонова родилась в Ленинграде. Её отец Николай Александрович Сафонов работал инженером по холодной обработке стали на Путиловском (затем – Кировском) заводе. Мать Валерия Казимировна Легас была домашней хозяйкой. Родители Марианны мечтали, чтобы дочь избрала серьёзную техническую специальность, но девочку интересовали совершенно противоположные технике вещи. С раннего возраста у неё стали проявляться хорошие вокальные способности. Она заслушивалась имевшимися у её родителей граммофонными записями оперных арий, разучивала их наизусть и затем сама исполняла их в домашней обстановке. В конце концов, это настолько затянуло юную Марьяну, что без музыки она не мыслила своей дальнейшей жизни. Начавшаяся в 1941 году война, заставила семью Сафоновых эвакуироваться в Свердловск. Там Марианна, закончив школу, по настоянию родителей поступила в Свердловский горный институт и параллельно – в Свердловскую школу киноактёра, в которой училась с большим интересом. Но фильмов тогда снималось очень мало, поэтому рассчитывать на полноценную работу в кино ей не приходилось. Надеясь на свою врождённую музыкальность и неодолимую тягу к сцене, Марианна Сафонова отправилась в Ленинград, где, пройдя конкурсные испытания, поступила в студию Ленинградского театра музыкальной комедии, по окончании которой в июле 1948 года была принята в его труппу. Прекрасные вокальные и драматические таланты, эффектная внешность позволили актрисе ярко проявить себя на этой сцене, на которой ей был сыгран ряд ведущих ролей: Стелла в «Вольном ветре» И. Дунаевского, Поленька в «Холопке» Н. Стрельникова, Леонтина в «Дьявольском наезднике» И. Кальмана, Олеся в «Трембите» Ю. Милютина, Метелла в «Парижской жизни» Ж. Оффенбаха. Параллельно удачно развивавшейся карьере актрисы вскоре произошли и счастливые изменения в личной жизни Марианны Николаевны – она вышла замуж за известного кино- и театрального художника Семёна Соломоновича Манделя (1907–1974). В тот момент он вполне удачно работал в кино на Мосфильме, но ради молодой жены переехал в Ленинград и стал театральным художником. В 1956 году в их семье родилась дочь Алиса. В 1949 году Марианна Сафонова попробовала свои силы в кинематографе, создав в картине Григория Рошаля «Академик Иван Павлов» образ жены известного учёного. Роль была возрастной – от молодых лет до старости – поэтому по-актёрски перед ней стояла довольно интересная задача. Однако фильм грешил чрезмерной плакатностью, из-за чего большинство его героев было лишено жизненной достоверности. В силу этой или других причин, но дальнейший роман актрисы с кино так и не сложился, не считая нескольких небольших, мало что значивших для неё в творческом плане, эпизодов. Видимо желая расширить свои актёрские рамки, в октябре 1952 года по приглашению Георгия Товстоногова Марианна Сафонова перешла из Театра музкомедии в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, в котором отработала 11 лет. За этот период сыграла более десяти лирико-драматических ролей, среди которых: Катя Шагалова в «Дружиннике» А. Зака и И. Кузнецова, Тамара в «Проводах белых ночей» В. Пановой, Вава Маландина в «Маленькой студентке» Н. Погодина, Матильда в «Новых людях» С. Заречной, Женя в «Неравном бое» В. Розова, Кэт в «Ошибках одной ночи» О. Голдсмита, Любица в «Трёх соловьях, доме 17» Д. Добричанина и другие. В 1963 году Марианна Сафонова получила приглашение от Игоря Владимирова сыграть Лизу Стратову в спектакле «Женский монастырь» по пьесе В. Дыховичного и М. Слободского, ради которого она ушла из Театра имени Ленинского комсомола. Но, в силу различных обстоятельств, эта работа для Сафоновой так и не состоялась – роль была сыграна другой актрисой. Ища себе дальнейшее творческое применение, Марианна Николаевна перешла на эстраду, которая с этого момента стала её основным призванием. Более 20 лет она трудилась в штате Ленконцерта, объездила с гастролями весь Советский Союз. Читала со сцены стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Марины Цветаевой, пела песни Василия Соловьёва-Седого. Во второй половине 1980-х годов, когда стал подрастать внук Семён, названный так в честь деда, Марианна Сафонова решила, что пора уйти на пенсию и заняться семьёй. Своей дочери Алисе она в своё время, в силу большой занятости, не могла уделять много внимания, поэтому всю свою нерастраченную материнскую энергию она перекинула на любимого внука. В 1990 году Алиса, по приглашению друзей, уехала работать в США, где вскоре вышла замуж и осталась на постоянное место жительства. Марианна Николаевна стала ежегодно навещать дочь, внука и прибавившуюся к ним внучку, но со временем, в силу возраста, ей это давалось всё труднее и труднее. В итоге, Алиса решила оставить маму у себя, чтобы иметь возможность постоянно ухаживать за ней и лишить её всех возможных нагрузок. В первые годы пребывания в США Марианна Сафонова продолжала творческую деятельность: выступала с концертами в Музее русской поэзии и музыки в Вашингтоне. Не смотря на солидный возраст, вела активный образ жизни, ежедневно делала себе массаж, совершала прогулки, выезжала с дочерью на океанское побережье, тщательно следила за собой. Любила слушать радио, интересовалась всеми происходящими в России событиями. Урна с прахом Марианны Сафоновой захоронена в могилу мужа Семёна Манделя на кладбище посёлка Комарово под Санкт-Петербургом. Фильмы и роли: 1949: «Академик Иван Павлов» (Серафима Васильевна); 1956: «Пять дней», к/м (роль), «Тайна вещества», н/п (Мария Склодовская-Кюри); 1960: «Дама с собачкой» (жена Фролова); 1963: «Мандат» (Анфиса Сергеевна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru