Сальникова Александра ФёдоровнаСальникова Александра Фёдоровна Александра Сальникова родилась в Харькове в семье театральных актёров Фёдора Степановича (1876–1940) и Анны Никифоровны (1879–1965) Сальниковых. В 1909 году была отдана в Первую Харьковскую Мариинскую женскую гимназию, окончив которую в 1918 году, поступила на драматические курсы Харьковского литературно-драматического кружка, училась на стипендию имени М.Г. Савиной по классу Михаила Михайловича Тарханова. По окончании курсов, в 1920 году, Сальникова была приглашена в Харьковский театр под руководством Н.Н. Синельникова и отработала там четыре сезона. После того, как он покинул Харьков, отправилась вслед за ним по местам его последующих переездов. По одному сезону играла в Ростове-на-Дону, Владикавказе, Махачкале, и, наконец, в 1927 году поступила в Бакинский рабочий театр. Здесь она играла ведущие роли, став настоящей любимицей публики. Михаил Иванович Жаров, работавший с ней в Баку в один период, в своей книге так охарактеризовал актрису: «Особенно бурно приветствовали А.Ф. Сальникову. Её любили все. Она, молодая, красивая и стройная в великолепном красном платье, стояла строго как на часах, со знаменем театра в руках». Успех в Баку позволил Александре Сальниковой перебраться в Москву, где в 1931 году она стала актрисой Московского драматического театра (бывший Театр Корша), а когда в 1933-м театр был закрыт, перешла в труппу МХАТа 2-го. Здесь Сальникова заняла довольно скромное положение, перебивалась небольшими, малозначительными ролями. Всё изменилось в лучшую сторону, когда в марте 1936 года, после закрытия МХАТа 2-го, она поступила в труппу Малого театра, где, пусть не на всю мощь, но, всё же, смогла продемонстрировать свой талант. Александра Фёдоровна обладала яркой фактурой, врождённым даром характерной актрисы, способностью создавать интересные по своеобразию образы. Постепенно входя в репертуар Малого театра, она с успехом играла роли в классических и современных пьесах, украшая своим участием многие постановки. Среди её ролей на этой сцене: Евгения («На бойком месте» А.Н. Островского), Палашка («В степях Украины» А.Е. Корнейчука), Анна Ивановна («Бедность не порок» А.Н. Островского), Авдотья («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова). Анна Андреевна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Шаповалиха («На белом свете» П.Ф. Нилина), Северова («Московский характер» А.В. Софронова), Анна Павловна («Живой труп» Л.Н. Толстого), мисс Седли («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея), Аполлинария Панфиловна («Сердце не камень» А.Н. Островского) и другие. В кино Александре Сальниковой довелось сыграть всего несколько небольших характерных ролей, самые известные из которых: Анна Никифоровна в комедии Бориса Барнета «Старый наездник» и мать лётчика Ильи Стрельцова в фильме Юлия Райзмана «Небо Москвы». В поздний период работы в Малом театре Александра Сальникова была уже меньше задействована в его репертуаре, а в мае 1970 года и вовсе попала под сокращение. Не желая уходить из театра с подобной формулировкой, написала заявление об уходе по собственному желанию. После этого прожила на пенсии около пяти лет и скончалась через две недели после своего семьдесят пятого дня рождения. Похоронена на Кузьминском кладбище. Александровна Фёдоровна была женой директора издательства «Госэнергоиздат» Давида Владимировича Калантарова (1902–1961). В 1936 году в их семье появился сын Александр (умер в 2009 году). Фильмы и роли: 1938: «Честь» (роль); 1940: «Старый наездник» (Анна Никифоровна); 1944: «Небо Москвы» (мать Ильи Стрельцова); 1954: «Золотые яблоки» (Елена Фёдоровна); 1956: «Крылья» (Надежда Степановна); 1961: «Две жизни» (гостья Бороздиных); 1962: «Половодье» (старушка на пароме); 1968: «Скучная история. Из записок старого человека», тв (жена Николая Степановича). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru