
Селезнёв Фёдор Павлович
Родился в сентябре 1905 года. Фёдор Селезнёв родился в Москве. Его отец Павел Павлович Селезнёв (умер в 1905 году) служил конторщиком в Госбанке. Мать Софья Степановна Селезнёва (умерла в 1907 году) занимала такую же должность в Московской городской управе. После её кончины двухлетний Фёдор вместе с тремя старшими сёстрами остался сиротой и был взят на воспитание бабушкой Марией Михайловной Стефанович, работавшей приёмщицей белья в Московской городской прачечной. Фёдор до 1919 года учился на стипендии в Московском Императорском коммерческом училище, затем, в связи с материальными затруднениями, вынужден был пойти работать. В течение целого десятилетия он трудился конторщиком Московского потребительского общества (1919–1923), старшим дежурным Штаба особого назначения (1923–1924), слесарем-кабельщиком в Московском объединении государственных электростанций (МОГЭС, 1924–1929). С 1926 года Селезнёв совмещал работу с обучением актёрской профессии в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИСе, будущем ГИТИСе) по классу Бориса Михайловича Сушкевича и Андрея Павловича Петровского, который успешно окончил в 1930 году. Сценическую деятельность Фёдор Селезнёв начал ещё в период учёбы в театре Фрунзенского района, где за один сезон успел сыграть несколько интересных ролей (Ладыжкин – «Конец Криворыльска» Б.С. Ромашова, Стопкин и начальник тюрьмы – «Город ветров» В.М. Киршона, Кот – «Чудак» А.Н. Афиногенова и др.). Затем были Центральный театр Красной армии, Московский новый театр, Театр имени Ленинского комсомола, в каждом из которых актёр раскрывался с разных сторон. В Новом театре под руководством Фёдора Николаевича Каверина Селезнёв сыграл ряд характерных ролей: Фёдора («Маньчжурия – Рига» П.Н. Фурманского), Рувима («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Василия Барыкина («Трус» А.А. Крона) и других. В Театре имени Ленинского комсомола к характерным образам добавились героические роли: Брузжак и Жухрай («Как закалялась сталь» Н.А. Островского), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Ларцев («Очная ставка» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Шохин («Зыковы» М. Горького), Севастьянов («Парень из нашего города» К.М. Симонова) и другие. В начале Великой Отечественной войны Театр имени Ленинского комсомола, в котором служил Фёдор Селезнёв, эвакуировался в Узбекистан. Актёр не стал выезжать вместе с ним, а сделал это позднее с Московским драматическим театром под руководством Ф.Н. Каверина. В его составе актёр обслуживал воинские части Красной армии, военные заводы и Карельский фронт, за что был награждён медалью «За оборону Заполярья». Также он активно участвовал в постановках театра: «Русские люди» К.М. Симонова (Глоба), «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (Крутицкий), «На дне» М. Горького (Васька Пепел), «Накануне» А.Н. Афиногенова (Василий Бутяга), «Мария Тюдор» В. Гюго (Джильберт), «Женитьба» Н.В. Гоголя (Подколёсин и Яичница) и других. В те военные годы Селезнёв уже был хорошо известен по кино. Ещё в 1936 году он дебютировал на экране в эпизодической роли солдата в фильме Ефима Дзигана «Мы из Кронштадта» и сразу запомнился, благодаря повторяемой его героем фразой «мы пскопские». Следом за ней последовали другие похожие персонажи, люди простого происхождения: солдаты, рабочие, крестьяне. Среди них: Фёдор Орехов («Граница на замке»), Викторушка («В людях»), Яшин («Истребители»), Атаманчуков («Поднятая целина»), Самохин («Светлый путь»). По окончании войны в 1945 году Фёдор Селезнёв вошёл в состав Театра Сатиры, на сцену которого выходил на протяжении четырёх сезонов. Этот коллектив был близок ему своим творческим направлением, поскольку сам он давно зарекомендовал себя интересным характерно-комедийным артистом. Там им были сыграны Миронов и Трофим в «Факире на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, Пустославцев в «Льве Гурыче Синичкине» Д.Т. Ленского, мистер Биддл в «Роковом наследстве» Л.Р. Шейнина, Кирпичников в «Вас вызывает Таймыр» А.А. Галича и К.Ф. Исаева, Василий Степанович в «Человеке с того света» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского. В 1949 году Селезнёв снова перешёл под крыло Ф.Н. Каверина в руководимую им литературно-драматическую группу при Центральном театре Промкооперации. Режиссёр доверил ему роль Родиона в пьесе Е.Ю. Мальцева «От всего сердца», но сыграть он её не успел в связи с ликвидацией театра. После этого Селезнёв не стал проситься в другие театральные коллективы, а предпочёл уйти на эстраду. С августа 1950 года он служил в концертной бригаде Московской областной филармонии, а с октября 1959 года состоял в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (с 1965 года – Москонцерт) в качестве артиста разговорного жанра. Дальнейшие отношения с кино у актёра не сложились. Если до начала войны им был сыгран целый ряд интересных ролей, то потом он довольствовался крохотными эпизодами, иногда даже не указанными в титрах. Самые заметные его работы позднего периода – лакей графа Зефирова в фильме «На подмостках сцены», начальник МТС в «Председателе» и мастер на заводе в «Белорусском вокзале». О частной жизни Фёдора Павловича не сохранилось никакой информации. Он дожил до преклонных лет и ушёл тихо и скромно, всеми забытый. Похоронили его на Покровском кладбище. Могила, к сожалению, не сохранилась. Фильмы и роли: 1936: «Мы из Кронштадта» (солдат); 1937: «Граница на замке» (Фёдор Орехов), «Ленин в Октябре» (солдат); 1938: «Великий счёт», к/м (Василий Тарасенко), «В людях» (Викторушка), «Победа» (лётчик); 1939: «Истребители» (Яшин, авиамеханик), «Ночь в сентябре» (Сердюк), «Поднятая целина» (Атаманчуков); 1940: «На путях», к/м (Селезнёв, контролёр), «Светлый путь» (Федька Самохин); 1946: «Глинка» (буфетчик); 1950: «Смелые люди» (железнодорожник); 1956: «На подмостках сцены» (Дорофей, лакей графа Зефирова); 1957: «Случай на шахте восемь» (экспедитор); 1963: «Сотрудник ЧК» (эп.); 1964: «Председатель» (начальник МТС); 1968: «По Руси» (слепой гармонист); 1970: «Белорусский вокзал» (мастер на заводе). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru