Селютин Михаил МихайловичСелютин Михаил Михайлович Михаил Селютин родился в Алтайском крае, в Рубцовске. Своего отца он почти не знал, поскольку тот оставил семью, когда он был совсем маленьким. Мать Нина Ивановна (1918–?) позднее вторично вышла замуж за военнослужащего Леонида Евграфовича Андреева (1921–?), который и занимался дальнейшим воспитанием Михаила. Леонида Евграфовича неоднократно перемещали по службе, поэтому его семье приходилось переезжать вместе с ним. С 1946 года он служил в Семипалатинске, а с 1951 года до момента демобилизации в 1957 году – в Семипалатинской области, в в/ч 52605. Затем вместе с семьёй Леонид Евграфович перебрался в Свердловск, где Михаил окончил среднюю школу № 36 и в июле 1957 года поступил учеником НДТ в Свердловскую дирекцию радиотрансляционных сетей. Проработав там чуть более года, в декабре 1958-го он вынужден был оттуда уволиться в связи с переездом семьи на постоянное место жительства в Кузнецк Пензенской области. Оказавшись в Кузнецке, Михаил Селютин смог осуществить свою давнюю мечту – стать артистом. В январе 1959 года его, юного восемнадцатилетнего паренька, без образования, взяли во вспомогательный состав местного городского театра, где задействовали в массовых сценах и доверили две эпизодические роли – офицера вермахта в пьесе «Последняя остановка» Э.М. Ремарка и милиционера в «Далях неоглядных» А.Ф. Салынского. На следующий сезон, в октябре 1959-го, Селютин отправился в Карагандинский областной театр и продержался там до февраля 1961 года. Затем ещё полгода выходил на сцену Акмолинского театра, где впервые получил сразу две главные роли – Виктора в «Иркутской истории» А.Н. Арбузова и главного героя в «Девушке с веснушками» Д. Коростылёва. Понимая, что без высшего актёрского образования ему не обойтись, Михаил Селютин в 1961 году поступил на актёрский факультет ВГИКа, однако на втором курсе, в декабре 1962-го, был призван в ряды Советской армии. После демобилизации в октябре 1963 года Селютин вернулся во ВГИК и окончил его в 1966-м в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина. По окончании института Михаил Селютин поступил в труппу Театра-студии киноактёра, куда зачислялось большинство выпускников ВГИКа. На его сцене он сыграл ведущие роли, такие, как Джек («Опять премьера, или Укрощение строптивой» К. Портера), Дробязгин («Варвары» М. Горького), Козловский («Русские люди» К.М. Симонова), Слава («Наследство» А.В. Софронова), Алексей Горелов («Дерзкие земляне» Г.А. Семенихина и Ю. Малашева), Борис («Гроза» А.Н. Островского), Глен («Третье поколение» Н.И. Мирошниченко), Харин («Гармония» А. Горохова) и другие. Ну а в кино всё складывалось совершенно наоборот. Здесь Селютину приходилось довольствоваться лишь небольшими маловыразительными ролями и крохотными эпизодами. Наиболее значимые из них: Чижов («За нами Москва»), Миша («Каждый вечер в одиннадцать»), помощник Смирнова («Корона Российской империи, или Снова неуловимые»), Дик Джонсон («Остров сокровищ»), Виктор («Нейлон 100%»), поручик («Дни Турбиных»). Работая в Театре-студии киноактёра, Михаил Селютин не отличался идеальной дисциплиной, поэтому неоднократно получал выговоры и предупреждения. В июне 1971 года, когда их накопилось изрядное количество, Селютина уволили из труппы театра, но затем, благодаря ходатайствам общественных организаций, в августе 1973-го снова восстановили, однако ненадолго. В ноябре 1978 года за те же прегрешения актёр был уволен вторично. Неудачи в актёрской карьере подвигли Михаила Селютина к тому, чтобы сменить род творческой деятельности. В январе 1979 года он был принят в штат киностудии Министерства обороны СССР и с этого момента занимался исключительно режиссурой. Поставил там четырнадцать документальных фильмов, из которых шесть – по собственным сценариям. Среди них: «Двадцать минут с комбатом Сеньшовым» (1980), «Уходят осенью мужчины» (1983), «День кино» (1987), «Остановись, мгновенье» (1988), «Солдаты» (1988), «День города Чехова» (1989) и другие. Начало 1990-х годов сулило Михаилу Селютину немало перспектив. В качестве сорежиссёра он начал работать с Алексеем Салтыковым над четырёхсерийной исторической драмой «Гроза над Русью», которая была завершена в 1992-м. Затем начался подготовительный период к новой работе Салтыкова о генерале Андрее Власове, которая так и не состоялась в связи со смертью режиссёра. Вслед за этим Яков Сегель пригласил Селютина работать вместе с ним над его новым фильмом, но он также не был завершён. В довершение всего Сергей Бондарчук позвал Михаила Михайловича в свой новый проект об Александре Македонском, но, к сожалению, не успел довести его до реализации. Новые неудачи, связанные с игровым кино, не охладили в Михаиле Селютине творческий пыл. В качестве генерального директора он начал работать в экспериментальной производственно-творческой студии «Колокол», затем – заместителем генерального директора в АО «Галарт». Как режиссёр и автор сценария осуществил постановки документальных фильмов: «Дорогами фольклора» (1993), «Магия танца» (1994), «Звонницы России» (1994), «Юность Севастополя в Москве» (1997) и других. В 1998–2000 гг. для канала ТВЦ поставил серию программ «Флоту – быть!». В 2000-е годы Михаил Селютин продолжил работать в документальном кино. На калужском телевидении поставил 12-серийный хроникально-документальный фильм «Дневник памяти» (2003–2005), на «Совинфильме» и «АВ – БесОр» фильмы: «Рыцари морских глубин» (2009), «На подводных орбитах» (2009), «Севастопольская страда» (2010), «Честь и слава» (2011), «Скобелев. Белый генерал» (2012). Также Селютин писал сценарии и пьесы, занимался организацией различных творческих мероприятий. С 1972 года Михаил Селютин был женат на Галине Георгиевне Москотовой, работавшей инженером-экономистом. В 1973 году в их семье родилась дочь Екатерина. Похоронен Михаил Селютин на Ивановском кладбище Ленинского района Московской области . Фильмы и роли: 1964: «Первый снег» (курсант); 1966: «Нет и да» (милиционер); 1967: «За нами Москва» (Чижов, командир взвода); 1968: «Встречи на рассвете» (Леша), «Шестое июля» (матрос), «Щит и меч» (агент); 1969: «Каждый вечер в одиннадцать» (Миша), «Король-олень» (начальник стражи); 1970: «Морской характер» (командир роты); 1970-1972: «Руины стреляют», тв (Леня); 1971: «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (чекист), «Остров сокровищ» (Дик Джонсон), «Пришел солдат с фронта» (фронтовик); 1972: «Визит вежливости» (штурман); 1973: «Бесстрашный атаман» (филер), «Нейлон 100%» (Виктор, артист с гитарой); 1974: «Если хочешь быть счастливым» (оператор), «Хождение по мукам», тв (член ревкома); 1975: «Ау-у!» (эп.), «Принимаю на себя» (эп.), «Ярослав Домбровский» (поручик); 1976: «Восхождение» (переводчик), «Дни Турбиных», тв (поручик Мальцев), «Опровержение», тв (Владимир Фролов), «Солнце, снова солнце» (осветитель); 1977: «Ночь над Чили» (революционер), «Пыль под солнцем» (Иванов); 1979: «Поэма о крыльях» (конструктор мотора). Фотографии из личного архива Михаила Селютина |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru