Семенцова Надежда МефодиевнаСеменцова Надежда Мефодиевна Надежда Семенцова (в девичестве – Барило) родилась в Днепропетровске в творческой семье. Её отец Мефодий Григорьевич Барило-Семенюта (1896–1953) служил артистом в Ленинградском малом оперном театре, Одесском театре оперы и балета, участвовал в Великой Отечественной войне, прошёл фашистский плен. Мать Тамара Аркадьевна Мизгирева была артисткой балета в Киевской государственной академической украинской опере (будущем театре оперы и балета УССР имени Т.Г. Шевченко). После её трагической гибели в 1933 году отец отдал Надежду на воспитание в семью тётки Валентины Аркадьевны Епишерловой, проживавшей в Москве. Через год она стала ученицей 612-й московской школы и одновременно начала обучаться в музыкальной школе по классу скрипки. Сразу после начала Великой Отечественной войны Епишерловы выехали в эвакуацию в Куйбышев, где Надежде пришлось оставить учёбу и пойти работать в областной радиокомитет. Там же ушёл из жизни её дядя Михаил Юрьевич Епишерлов. Когда же семья в сокращённом составе в 1943 году вернулась в Москву, Надежда Барило продолжила прерванную войной учёбу и закончила школу в 1947-м. Именно в те трудные, послевоенные годы у неё зародилась мечта стать артисткой, которую она решила воплотить в реальность сразу после получения аттестата. Девушка прошла конкурсные испытания в Театральное училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова и была принята на курс Веры Константиновны Львовой, попав в очень хорошую компанию. Вместе с ней учились Ролан Быков, Лилия Юдина, Людмила Ставская, Нина Нехлопоченко, Юрий Лихачёв. В том же 1947 году изменились обстоятельства её личной жизни: Надежда Барило вышла замуж за художника Алексея Михайловича Семенцова-Огиевского (1922–1998), взяла его фамилию. По окончании института в 1951 году Надежда Семенцова поступила актрисой в Московский областной ТЮЗ, но пробыла там менее сезона, поскольку готовилась стать матерью. В августе 1952-го она родила сына Михаила и затем около двух лет занималась исключительно ребёнком. К творческой деятельности Семенцова постепенно начала возвращаться только лишь в 1954 году. Сначала снялась в крохотных эпизодах фильмов «Анна на шее» и «Верные друзья», а в 1955 году сыграла свою первую заметную роль в фильме режиссёра-мариниста Владимира Брауна «Матрос Чижик». В её исполнении крестьянская девушка Анютка, прислуживающая в господском доме, получилась очень трогательной, доброй, решительной, полюбилась большому количеству зрителей. Через год Браун снова позвал Семенцову в свою следующую картину «Море зовёт», где предложил ей абсолютно противоположный по характеру образ – принципиальной учительницы Антонины, влюбившейся в взбалмошного, несерьёзного героя в исполнении Юрия Пузырёва. В отличие от «Матроса Чижика» эта картина не снискала успеха и быстро канула в лета. После этого в актёрской карьере Семенцовой наступила недолгая пауза, совпавшая с переменами в личной жизни. В 1957 году она рассталась с мужем и вскоре познакомилась с человеком, с которым прожила долгих двадцать пять лет. Им стал молодой, начинающий режиссёр Ричард Николаевич Викторов (1929–1983). На Одесской киностудии совместно с Игорем Шишовым он начинал работу над своей дипломной работой «На зелёной земле моей» и на главную женскую роль пригласил Надежду Семенцову. Их творческие взаимоотношения постепенно переросли во взаимную симпатию, закончившуюся свадьбой в 1958 году. С этого момента Надежда Мефодиевна стала для Викторова не только женой, матерью его детей, но и соратником, близким другом, поддерживающим его во всех начинаниях. После того, как Викторов уехал работать на «Беларусьфильм», Семенцова отправилась вслед за ним и трудилась в актёрском штате этой студии на протяжении шести лет. Для Ричарда Николаевича это были непростые годы, поскольку у двух его картин – «Третья ракета» и «Любимая» сложилась трудная экранная судьба. В первой из них, экранизации произведения Василя Быкова, очень сильной по режиссёрскому и операторскому решению, актриса сыграла роль Люси, в которую были влюблены все члены попавшего в окружение противотанкового расчёта. В «Любимой» она появилась в небольшой роли члена бригады маляров Риммы. А вообще Надежда Мефодиевна участвовала во всех фильмах супруга. Он не стал исключением в плеяде режиссёров, снимающих своих жён. Но по-другому Викторов, видимо, не мог, поскольку Семенцова была его музой, в которую он верил, которая помогала ему в работе. Они были единым целым, неразрывно связанным друг с другом. В 1965 году Ричард Викторов получил приглашение работать на Киностудии имени М. Горького и переехал в Москву. Через два года к нему присоединились супруга и двое детей – дочь Анна и сын Николай, после того как в мае 1967-го Надежда Семенцова получила место в труппе Театра-студии киноактёра, который стал для неё надёжным тылом. Так уж сложилось, что снималась она, в основном, на Студии Горького и «Беларусьфильме», а на «Мосфильме» была занята лишь эпизодически. Чаще всего она появлялась в ролях второго плана, играла заботливых матерей и жён. В первую очередь – в фильмах мужа: «Переходный возраст» (Елена Павловна), «Переступи порог» (мать Алексея Тихомирова), «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» (Надежда Филатова), «Обелиск» (Ульяна), «Комета» (Галина Андреевна). На мой взгляд, лучшей поздней работой творческого тандема Викторов – Семенцова стал научно-фантастический фильм «Через тернии к звёздам» по сценарию писателя-фантаста Кира Булычёва. В нём соединились воедино прекрасная режиссура, работа оператора, художника-постановщика, художника по костюмам, замечательная музыка, создавшие неповторимую атмосферу межпланетных миров. Семенцова предстала в фильме в образе учёного-экзобиолога Надежды Ивановой, с первого кадра вызывавшей симпатию знанием дела, убеждённостью в своих принципах, человеческой теплотой. К сожалению, эта работа стала последней значимой ролью актрисы. Также она изредка играла на сцене Театра-студии-киноактёра (Добрая женщина – «Гармония» А. Горохова; Елизавета Константиновна Фёдорова – «Много лет спустя» Г.Г. Натансона и В. Орлова), откуда ушла на заслуженный отдых в октябре 1989 года. Похоронена Надежда Семенцова рядом с мужем Ричардом Викторовым на Митинском кладбище. Фильмы и роли: 1952: «Композитор Глинка» (эп.); 1954: «Анна на шее» (эп.), «Верные друзья» (эп.); 1955: «Матрос Чижик» (Анютка), «Море зовёт» (Антонина); 1956: «Карнавальная ночь» (гостья); 1957: «Будущее начинается сегодня», док. (Тоня); 1958: «На зелёной земле моей» (Оксана); 1960: «Впереди – крутой поворот» (следователь); 1963: «Не плачь, Алёнка», к/м (роль), «Сорок минут до рассвета» (эп.), «Третья ракета» (Люся); 1964: «Валера» (эп.), «Москва – Генуя» (эп.), «Павлик, к/м (мать Павлика), «Через кладбище» (эп.); 1965: «Любимая» (Римма), «Сколько лет, сколько зим» (Кулинич); 1966: «Волшебная лампа Аладдина» (эп.); 1967: «Они живут рядом» (медсестра); 1968: «Переходный возраст» (Елена Павловна); 1970: «Белорусский вокзал» (секретарь директора завода), «День да ночь», тв (мать Христофора), «Переступи порог» (Тихомирова); 1971: «Вчера, сегодня и всегда» (эп.); 1972: «Иванов катер» (Прасковья Никифорова), «Я – Робин Гуд», тв (мать Шуры); 1973: «Москва-Кассиопея» (Надежда Филатова); 1974–1977: «Вечный зов», тв (секретарь обкома); 1974: «Время её сыновей» (Антонина Гуляева), «Отроки во вселенной» (Надежда Филатова); 1976: «Воскресная ночь» (член суда), «Обелиск» (Ульяна), «Стажёр» (мать Кати); 1977: «Мимино» (секретарша); 1978: «Замурованные в стекле» (мать Хасана); 1979: «Задача с тремя неизвестными», тв (Вера Петровна, эксперт), «Точка отсчёта» (эп.); 1980: «Через тернии к звёздам» (Надежда Иванова); 1981: «Любовь моя вечная» (эп.); 1982: «Две главы из семейной хроники» (эп.); 1983: «Жаркое лето в Кабуле» (Маша), «Комета» (Галина Андреевна); 1984: «Меньший среди братьев», тв (Варя); 1985: «Личное дело судьи Ивановой» (судебный заседатель), «Прощание славянки» (врач); 1987: «Вот такая история», тв (мать Гали), «Скакал казак через долину» (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru