Семёнова Людмила НиколаевнаСемёнова (Филонова) Людмила Николаевна Актриса Людмила Семёнова была одной из знаковых фигур советского кинематографа 20-х годов прошлого века. Взлёт её творчества пришёлся на переломный момент в истории страны и искусства, искавшего новые формы выражения, в корне противоположные старым, дореволюционным. Кинематографисты старались отойти от прежней повествовательности и «игры чувств», осваивая монтажно-изобразительный метод, отказываясь от частных «мыльных» историй, вводя в центр сюжетов массу, народ. Семёновой повезло: ей довелось поработать с разными режиссёрами, в разной стилистике, разной манере, что, безусловно, много дало ей в актёрском плане. Это, в первую очередь, ФЭКСы – Козинцев и Трауберг – в «Чёртовом колесе» которых она познала свой первый успех, сыграв Вальку, сбившуюся с правильного пути девицу, но не утратившую чувства справедливости. Это Абрам Роом, в «Третьей Мещанской» которого Семёнова сыграла, пожалуй, свою самую лучшую роль. Здесь ей удалось передать противоречивую палитру чувств героини, запутавшуюся в любовных отношениях между двумя мужчинами, ни один из которых так и не смог сделать её по-настоящему счастливой. В сложном материале роли Семёнова достигла необходимого психологизма, сыгравшего на глубину актёрских оттенков и драматической составляющей образа. И, наконец, у третьего режиссёра – Фридриха Эрмлера – актриса исполнила небольшую по объёму роль, но очень существенную в сюжетной основе фильма «Обломок империи». Её жена унтер-офицера проявила малодушие: не дождавшись возвращения мужа с фронта, вышла замуж за мелкого мещанина-приспособленца, проповедующего с трибун красивые истины о быте советских женщин, но сам им не выполняющего. Брак с ним стал для неё настоящим испытанием, но уйти от него, хлопнув дверью, она оказалась не способна. Все вышеперечисленные героини Людмилы Семёновой попадали в сложные жизненные ситуации, требующие от них нелёгкого выбора, способности сделать шаг в сторону. Но далеко не каждая из них могла на это решиться. Казалось бы, участие в культовых фильмах культовых режиссёров предвещало Людмиле Семёновой блестящее актёрское будущее. Однако приход звука в кино, смена идеологических приоритетов и экранных героев, плюс случившаяся болезнь глаз у актрисы на некоторое время заставили её сойти с дистанции. На смену вскоре пришли, соответствующие эпохе, молодые героини Марины Ладыниной, Любови Орловой, Зои Фёдоровой и другие. Семёновой же пришлось много лет существовать вне экрана и позднее вернуться в кино только лишь на небольшие роли и эпизоды, ни разу больше не повторив успеха своих ранних работ. Случай с Людмилой Семёновой не единичен. Многие актёры, начинавшие в 1920-1930-е годы, впоследствии перебивались эпизодами, а некоторые и вовсе уходили в небытие. Кто-то из них был репрессирован, кто-то менял род деятельности, а кому-то дальнейшему развитию карьеры помешало благородное происхождение. С Людмилой Николаевной оно, слава Богу, не сыграло злую шутку. Родители её были представителями дворянского сословия. Отец Николай Николаевич Семёнов – подполковник, военный педагог, офицер-воспитатель 3-го кадетского корпуса, преподаватель математики. После революции служил в Красной армии, демобилизовавшись в 1926 году. В 1938 году он уехал в Уржум, где и скончался в 1942 году. Мать Александра Карловна Рунге-Семёнова – певица императорских театров, много лет выступала на Мариинской сцене. В советское время преподавала пение в Ленинградском техникуме имени П.И. Чайковского, вела хоровые кружки в клубах и различных учреждениях. Умерла в Уржуме в 1939 году. Людмила с 1907 года обучалась в женской гимназии. Окончив её с серебряной медалью, в 1916 году поступила на историческое отделение историко-филологического факультета Высших женских курсов имени Полторацкой и одновременно в школу пластики и характерного танца под руководством Веры Майя, преобразованную впоследствии в техникум имени Луначарского. Не прерывая учёбы в вышеперечисленных заведениях, с августа 1918 года стала параллельно заниматься в киностудии «Творчество» под руководством Б.В. Чайковского и вскоре сыграла свои первые эпизодические роли в кино в фильмах «Ангелы-хранители», «Гладиатор», «Два гусара», «Пять этажей» и «Три портрета». В 1919 году снялась в картине Чайковского «Парижская коммуна», ставшей её выпускной дипломной работой. В 1920 году Людмила Семёнова окончила школу Веры Майя. Сразу же после этого распался её первый брак, в результате чего она была вынуждена оставить Высшие женские курсы, слившиеся с Московским государственным университетом, и начать самостоятельную трудовую жизнь. Семёнова поступила в Высшие театральные мастерские на факультет танца (руководитель Инна Чернецкая), а через год была принята в качестве актрисы и прима-балерины в театр «Мастфор» под руководством Николая Михайловича Фореггера (1892-1939). В этом же 1921 году она стала его гражданской женой, и на протяжении последующих нескольких лет её судьба была неразрывно связана с ним и его театром. В «Мастфоре» она сыграла ряд ведущих ролей в комедиях, пародиях, миниатюрах, оперетте, продемонстрировав талант комедийной актрисы и танцовщицы. В 1924 году после пожара театр «Мастфор» был ликвидирован. Людмила Семёнова перешла на эстраду, работая сначала в Москве, а затем в Ленинграде. Исполняла акробатические танцы, интернациональные жанровые песенки на французском, немецком и английском языках. В 1926 году гражданский брак Семёновой и Фореггера распался. Вскоре Людмила Николаевна вышла замуж за военнослужащего Георгия Николаевича Филонова, служившего во второй конной. После тяжёлого ранения он окончил академию имени Дзержинского, преподавал в Чкаловском артзенитном училище. Одновременно занимался мотопрактикой, являлся организатором мотопробегов. Был одним из экспериментаторов в этой области, в частности, одним из первых совершил прыжки на мотоцикле с трамплина. В 1927 году у Семёновой и Филонова родилась дочь Кира, а уже в 1928 году актриса вернулась к творческой деятельности, вступив в труппу театра оперетты под руководством М.Д. Ксендзовского. На его сцене сыграла Ванду в «Роз-Мари», Маддалену в «Сирокко», Этельку в «Коломбине». Через год Семёнова перешла в качестве актрисы и балетмейстера в «Театр малых форм» под руководством Н. Сурина, играла там каскадные и характерные роли в миниатюрах «Весна на стрелке» (Елена), «Уха из петуха» (Руфь Ролан), «Умирающая лебеда» (негритянка), «Вернись, я всё прощу» (студентка), «Сукины дети» (Ольга) и других. С 1932 по 1936 годы Людмила Николаевна выступала на эстраде с театрализованными фельетонами «Песни Парижа», «На весах истории» и другими, а также в пьесах и опереттах Ленинградского мюзик-холла «Небесные ласточки» (Корина), «Святыня брака» (мадам Боден) и других. А как же складывались в этот период отношения актрисы с кино? Кроме «Чёртова колеса», «Третьей Мещанской» и «Обломка империи» Людмила Семёнова снялась еще в целом ряде фильмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились, оставив о себе лишь упоминания в киносправочниках. Были среди них и главные роли («Норд-Ост», «Смертный номер», «Женщина в лесу», «Чужой берег») и роли второго плана («Золотой клюв», «Мой сын»), наверняка актрисой прекрасно сыгранные, но судить о них можно теперь только по кинопрессе тех лет. В 1933 году Людмила Семёнова снялась в своём первом звуковом фильме «Моя Родина» режиссёров Иосифа Хейфица и Александра Зархи, сыграв небольшую роль проститутки Людмилы. Актриса наделила её всеми необходимыми атрибутами, соответствующими представительницам этой древней «профессии»: манерностью, эпатажностью, отсутствием интеллектуальных задатков. Зрителю не была рассказана история о том, как Людмила «докатилась» до такой жизни – слишком мало времени ей было отведено на экране. Во время съёмок этой картины Семёнова получила серьёзные ожоги глаз, в результате которых ей пришлось распроститься с кино на довольно длительный срок. В 1936 году в семье Филоновых на свет появился сын Алексей. После родов Людмиле Николаевне потребовалась длительная реабилитация, продлившаяся два года. Восстановив здоровье, с 1938 года Семёнова работала (в зависимости от служебных переездов мужа) режиссёром и балетмейстером в клубах воинских частей и военных училищ в Чкалове и Севастополе. В клубе Чкаловского училища зенитной артиллерии поставила «Назара Стодолю» Шевченко, «Разгром» Лавренёва, а также ряд скетчей и миниатюр. В Севастополе – отрывки из «Свои люди – сочтёмся» Островского, «Медведь» Чехова, оперетту «Сватание на Гончаровке». Постановки Семёновой премировались на городских и областных олимпиадах самодеятельности, а сама она не раз награждалась грамотами и ценными подарками. В начале войны Людмила Николаевна вместе с детьми эвакуировалась к отцу в Уржум Кировской области. Вела там шефскую работу по организации концертов и созданию артбригад при Уржумском доме культуры. С 1942 по 1943 годы выезжала с самодеятельностью в воинские части в Кунцево под Москвой. Война нанесла Людмиле Семёновой двойную утрату. В 1942 году умер её отец, а в мае 1943 года она получила похоронку на мужа. Оставшись одна с двумя детьми, в октябре 1943 года актриса вернулась в Москву и была принята в штат киностудии «Мосфильм», а с 1 июля 1945 года переведена во вновь организованный Государственный театр киноактёра, в котором работала до его закрытия в 1957 году. На этой сцене сыграла небольшие роли в десятке спектаклей, среди которых «Молодая гвардия» (дама из Ворошиловграда), «Софья Ковалевская» (фрау Шведлиц), «Дети Ванюшина» (Кукарникова), «За тех, кто в море» (Софья Петровна), «Остров мира» (мисс Маррисон), «Три солдата» (старуха) и других. В качестве балетмейстера принимала участие в создании спектаклей «За тех, кто в море», «Синяя птичка», «Бедность не порок», «Физетта и Филидор» и других. В кино Семёнова вернулась в 1944 году, но уже на небольшие роли и эпизоды характерно-комедийного и бытового плана. Как это часто бывает, никто не стал вспоминать её прежние заслуги, оставив их в прошлом. Режиссёры в дальнейшем использовали, в основном, её типажные данные – ведь с возрастом она поправилась и хорошо подходила на роли дам из высшего общества, представительниц интеллигенции. Из более поздних работ стоят упоминания одна из старых тётушек в музыкальной комедии «Старинный водевиль», в котором актриса с блеском продемонстрировала своё острохарактерное дарование. Сыгранная на сцене Театра-студии киноактёра, а затем перенесённая на экран дама из Ворошиловграда, хозяйка квартиры, в которой жила Любовь Шевцова из «Молодой гвардии». Сквозь мягкость и интеллигентность в её взгляде проскальзывала сила духа и нескрываемая ненависть к фашистам. И, наконец, крохотная роль строгой учительницы музыки в дипломной работе Андрея Тарковского «Каток и скрипка» стала финальным аккордом её творческой деятельности в кино. После этого, мелькнув в эпизодах нескольких фильмов, Людмила Семёнова навсегда покинула экран. Однако спад творческой деятельности Людмилы Николаевны никак не сказался на деятельности общественной. Ещё во времена своей молодости в «Театре малых форм» она была секретарём месткома. Позднее в Театре-студии киноактёра занимала должность секретаря охраны труда. Работала агитатором в дни выборов в Верховный совет РСФСР, областные и местные советы депутатов и народные суды. А когда в начале 70-х годов возникла идея создания Дома ветеранов кино, Семёнова была одной из тех, кто активно помогал её продвижению. После открытия Дома в 1975 году, она сразу же стала одной из его жительниц. К тому моменту дети Людмилы Николаевны давно выросли, у них были свои семьи, а ей хотелось быть поближе к товарищам по искусству, поэтому она с лёгкостью приняла данное решение. Фактически до последних дней своей жизни участвовала в творческой и общественной жизни Дома ветеранов кино, пока болезнь ног не вывела её из строя. Скончалась актриса в возрасте 91 года. Похоронена на Востряковском кладбище. Людмила Семёнова, в отличие от многих своих ранних героинь на экране – метущихся, страдающих, совершающих ошибки – в жизни была их полной противоположностью: активной, уверенной, целеустремлённой, коммуникабельной. Ей посчастливилось общаться с лучшими представителями отечественного искусства, в личной жизни познать любовь и разочарование, превозмочь тяжёлые удары судьбы, потерю близких людей. При этом она всегда оставалась сильной, не теряла надежду, ни под кого не подстраивалась, была честной с самой собой и окружающими людьми. Итог – тихая, скромно прожитая жизнь, никого не обременяющая, даже собственных детей. Без званий и привилегий. А это несомненный показатель мощного духовного начала, истинной порядочности, бескорыстного служения профессии. Фильмы и роли: 1918-1919: «Ангелы-хранители» (эп.), «Гладиатор» (циркачка), «Два гусара» (бальная красавица), «Пять этажей» (кокотка), «Три портрета» (служанка); 1925: «В тылу у белых» (подпольщица); 1926: «Северное сияние» (жена пристава), «Чертово колесо» (Валька); 1927: «С.В.Д.» (дама в игорном доме), «Третья Мещанская» (Людмила); 1928: «Мой сын» (соседка Суриных), «Норд-Ост» (Ольга Гурова); 1929: «Золотой клюв» (шинкарка), «Новый Вавилон» (парижанка), «Обломок империи» (Наталья), «Смертный номер» (жена бухгалтера Сидорова); 1930: «Женщина в лесу» (Людмила), «Не хочу ребенка» (соседка), «Саша» (Фенька), «Чужой берег» (Маруся); 1931: «Разгром» (Варвара); 1933: «Моя Родина» (Людмила); 1937: «Шахтеры» (жена шахтера); 1944: «В 6 часов вечера после войны» (зенитчица), «Человек № 217» (немка), «Юбилей» (шансонетка); 1946: «Старинный водевиль» (старшая тетушка); 1948: «Молодая гвардия» (дама из Ворошиловграда); 1954: «Анна на шее» (дама в церкви), «Об этом забывать нельзя» (секретарь ректора); 1955: «За витриной универмага» (покупательница); 1956: «Посеяли девушки лен» (Лариса Ивановна); 1957: «Дорогой бессмертия», тв (секретарь редакции); 1960: «Каток и скрипка», к/м (учительница музыки); 1961: «После бала», тв, к/м (мать Вареньки); 1967: «Анна Каренина» (дама в театре). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru