Серебряникова Наталия Ивановна

SerebrenikovaСеребряникова Наталия Ивановна
Родилась 25 февраля 1899 года.
Умерла 25 февраля 1976 года.

Наталия Серебяникова осталась в памяти зрителей как Елизавета Дмитриевна, хозяйка дома, в котором проживала главная героиня фильма «Человек родился» режиссёра Василия Ордынского. Примечательно, что эта была её первая крупная работа в кино. До этого много лет она выходила лишь на театральные подмостки, имела репутацию хорошей характерной актрисы, однако больших высот не достигла, не стала примой, не получила звание. Основные её успехи пришлись на ранние годы творческой деятельности и связаны были с именем Всеволода Мейерхольда.

К сожалению, не сохранилось никаких подробностей происхождения Наталии Серебяниковой. Известно лишь, что родилась она в Москве в семье бухгалтера Ивана Владимировича Серебряникова (умер в 1942 году) и домашней хозяйки Анны Евдокимовны Балихиной (умерла не ранее 1939 года). В юные годы Наталия училась музыке и живописи, но избрала, в итоге, стезю драматической актрисы. В 1919 году она поступила в Московскую драматическую студию Е.Б. Вахтангова, откуда после его смерти в 1922-м перешла в Государственную экспериментальную театральную мастерскую (ГЭКТЕМАС) под руководством Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Мейерхольд стал в творческой жизни Серебряниковой главным человеком, определившим её взгляды на искусство и актёрскую профессию. Серебряникова входила в немногочисленное число артистов (Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Алексей Кельберер, Алексей Темерин и др.), сохранявших ему верность до конца своих дней. В Государственном театре имени Мейерхольда Наталия Ивановна прослужила пятнадцать лет и покинула его за год закрытия. Она участвовала во многих знаковых постановках Мастера: «Лес» А.Н. Островского (Гурмыжская), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (Гулячкина), «Ревизор» Н.В. Гоголя (Хлопова), «Рычи, Китай» С.М. Третьякова (Ама), «Горе уму» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Хлёстова), «Последний решительный» В.В. Вишневского (подруга Пелагеи), «Вступление» Ю.П. Германа (Анна Ганцке), «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (Атуева), «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (Нанин), «33 обморока. Юбилей» по произведениям А.П. Чехова (Мерчуткина) и других.

В 1937 году Наталия Серебряникова перешла в Театр имени Ленинского комсомола. Чем был обусловлен этот шаг, неизвестно. Возможно, актриса устала от условности сценического существования, проповедуемой Мейерхольдом, и захотела попробовать себя в театре с другим направлением. К сожалению, ожидания Серебряниковой не оправдались. В новом коллективе она не нашла то, что искала. За два сезона ей были сыграны Зинаида Павловна в «Очной ставке» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина и Целованьева в «Зыковых» М. Горького. Последнюю постановку осуществила Серафима Бирман, но даже сотрудничество с таким мастером не помогло актрисе удержаться в новом коллективе.

В дальнейшей биографии Наталии Серебряниковой много пробелов. Непонятно, чем она занималась с 1939 по 1942 годы. В официальных документах этот период никак не отмечен. В 1942–1945 гг. актриса работала в составе Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО), а в 1945-м вошла в труппу вновь созданного Московского драматического театра (будущего Театра на Малой Бронной). Его первым художественным руководителем стал Сергей Арсеньевич Майоров, с которым Серебряникова была знакома со времён учёбы в ГЭКТЕМАСе. За три сезона Наталия Ивановна сыграла Матильду Ивановну («За Камой-рекою» В.П. Тихонова), Анну Андреевну («Золотой обруч» М.Э. Козакова и А.Б. Мариенгофа), Фелицату Антоновну Шаблову («Поздняя любовь» А.Н. Островского), кухарку («Профессор Полежаев» Л.Н. Рахманова), Арину («Пути-дороги» Г.И. Фёдорова) и другие роли. Служение в этом театре совпало для актрисы с принятием известного постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) об усилении современного советского репертуара, что на несколько лет полностью исключило из театральных афиш западную драматургию. Возможно, именно это обстоятельство заставило Наталию Серебряникову по окончании сезона 1947/48 гг. покинуть Московский драматический театр.

После 1948 года Наталия Серебряникова в театре не служила. Её имя ненадолго появилось в театральных программках лишь во второй половине 1950-х. Сразу после реабилитации Всеволода Мейерхольда в 1955 году Эраст Гарин задумал восстановить знаменитую постановку Мастера «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана и реализовал свой замысел на сцене Театра-студии киноактёра. Для участия в спектакле он пригласил актёров-мейерхольдовцев – Алексея Кельберера, Михаила Мухина, Сергея Мартинсона, а главные роли – Гулячкина и его жены – отвёл для себя и Наталии Серебряниковой. Так спустя тридцать лет артисты вновь встретились на сцене в тех же образах, в которых некогда блистали в ГОСТИМе. К сожалению, возобновлённый «Мандат» продержался в репертуаре всего несколько месяцев. В январе 1957 года Театр-студия киноактёра был ликвидирован, а вместе с ним и все его постановки.

В кино Наталия Серебряникова впервые снялась в 1950 году у Михаила Ромма в «Секретной миссии». В творческой карточке её роль обозначена как «хозяйка пансионата», но в фильме этот персонаж не появляется. Вполне вероятно, что эпизод не вошёл в окончательный вариант картины. Ну а главная киноработа актрисы – Елизавета Дмитриевна в фильме «Человек родился» вышла на экраны в ноябре 1956 года. Зрителям пришлась по душе сварливая хозяйка дома, женщина с характером, но вместе с тем отзывчивая и душевная. Казалось бы, после этой роли режиссёры должны были обратить на Серебряникову внимание, но она ещё только дважды предстала перед кинокамерой. Одно из этих появлений – уборщица в школе в фильме «Алёнка» Бориса Барнета, небольшая, но очень колоритная работа, стала финалом творческой биографии актрисы.

О личной жизни Наталии Ивановны мало что известно. В Театре имени Мейерхольда она встретилась с актёром Алексеем Алексеевичем Темериным (1889–1977), вышла за него замуж. По свидетельству внучки Алексея Темерина актриса стала его женой, уже имея дочь от первого брака. Вероятно, имеется в виду Татьяна Алексеевна Темерина (1926–2009), похороненная вместе с Серебряниковой на Ваганьковском кладбище. Можно предположить, что Темерин её удочерил, дав ей свои отчество и фамилию, но так ли это, уже не узнать. Во второй половине 1930-х гг. семейный союз Алексея Темерина и Наталии Серебряниковой распался.

Фильмы и роли:

1950: «Секретная миссия» (хозяйка пансионата); 1956: «Человек родился» (Елизавета Дмитриевна, хозяйка дома); 1958: «Я не могла сказать», к/м (бабушка Лиды); 1961: «Алёнка» (уборщица в школе).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru