
Сергеев Николай Васильевич
Николай Сергеев родился в селе Озерки Щигровского уезда Курской губернии в семье личного дворянина, присяжного поверенного Василия Николаевича Сергеева (1860–1935) и домашней хозяйки Зинаиды Фёдоровны Флоринской (1855–1937). Помимо Николая в их семье ещё были две старшие дочери – Пелагея (1892–?) и Анна (1893–1950). Вскоре после рождения сына Сергеевы переехали в Москву. Василий Николаевич продолжал судебную практику, но после революционных событий 1917 года вынужден был её оставить и трудиться кодификатором во Всесоюзном фанерном тресте. Николай обучался сначала на дому, затем – в 1-й московской гимназии, которую окончил в 1917 году. Параллельно с 1916 года играл в любительских спектаклях театрального кружка, состоявшего из его товарищей по гимназии, сестёр и их подруг. Свои представления кружок демонстрировал сначала в госпиталях, а после 1917 года – в клубах, фабриках и казармах. В 1917 году Сергеев поступил на физико-математический факультет Московского университета. Чтобы материально поддержать свою семью, во время учёбы подрабатывал агентом в кооперативе. Не окончив университета, в декабре 1919 года Николай Сергеев ушёл добровольцем в армию. Служил в караульной роте города Щигры Курской губернии сначала красноармейцем, а затем секретарём гарнизонного клуба. Одновременно с 1920 года участвовал в постановках уездного театра Щигровского отдела народного образования. Демобилизовавшись в сентябре 1921 года, Николай Сергеев поступил на актёрский факультет Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского, параллельно подрабатывая агентом на Московско-Курско-Воронежской железной дороге и агентом музея наглядных пособий при Московском Союзе художников. Окончив театральный техникум в 1925 году, Николай Васильевич стал актёром Московского дома самодеятельного искусства имени В.Д. Поленова. Затем, в 1927 году, поступил в профклубную мастерскую при ВЦСПС под руководством Н.О. Волконского, в 1930 году реорганизованную в один из театров при Доме самодеятельного искусства имени Н.К. Крупской, где проработал до его закрытия в 1932 году. С 1932 по 1936 годы Николай Сергеев был актёром театра ВЦСПС под руководством А.Д. Дикого, а в 1936 году, после его закрытия, вошёл в труппу Центрального театра Красной армии. Во время войны, с 1942 по 1943 годы, Сергеев работал в Московской филармонии, а с марта по октябрь 1943 года был актёром 1-го фронтового театра ВТО. В октябре 1943 года Николай Васильевич вернулся в труппу ЦТСА и работал там до марта 1959 года. На его сцене сыграл множество ролей: матроса в «Разломе» Б.А. Лавренёва, казака в «Первой конной» В.В. Вишневского, Залиева в «Годе 19-м» И.Л. Прута, Кузьму в «Учителе» С.А. Герасимова, часового в «Сталинградцах» Ю.П. Чепурина, Аржанова в «Южном узле» А.А. Первенцева, деда Павку в «Степи широкой» Н.Г. Винникова, Михальчука в «Извините, пожалуйста!» А.Е. Макаёнка, Гречку в «Метелице» В.Ф. Пановой, Филиппа Анагноса в «Бруклинской идиллии» И. Шоу, Артура Стильяно в «Моей семье» Э. де Филиппо, прохожего в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Маломальского в «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского и других. На экране Николай Сергеев впервые появился в 1933 году, но настоящее признание пришло к нему только в 1954 году после исполнения роли старого рабочего Басманова в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья», сыгранной актёром с большой искренностью и достоверностью. Затем последовал целый ряд разноплановых образов, в каждом из которых Сергеев был неподражаем и убедителен. Среди его лучших ролей: Силантий Ряшкин («Чужая родня»), Игнат Гмызин («Саша вступает в жизнь/Тугой узел»), Василий Иванович Базаров («Отцы и дети»), капитан Сергеев («Мичман Панин»), Василий Сугробин («Битва в пути»), отец Гусева («Девять дней одного года»), Феофан Грек («Андрей Рублёв»), Бушуев («Прошу слова»). Более пятидесяти лет Николай Васильевич прожил в счастливом браке с актрисой Ольгой Васильевной Долговой (1900–1991), с которой вместе служил в ЦТСА. Когда Сергеев стал активно сниматься и покинул театр, она ушла вместе с ним, оставила профессию, и всю свою последующую жизнь отдала заботам о муже. Детей у супругов не было, поэтому, когда в их доме в конце 1950-х годов появилась племянница Светлана, всю свою любовь и заботу они переключили на неё. В жизни Николай Васильевич был человеком исключительной интеллигентности, образованности, порядочности и доброты. Одним из больших увлечений актёра было выращивание роз. Когда в середине 1950-х годов у Сергеевых появилась дача, то Николай Васильевич много времени стал уделять выращиванию и выхаживанию этих элитных цветов, изучив все тонкости и нюансы данной процедуры. У него были три большие клумбы и огромная аллея, усеянная розами. В конце 1970-х годов, в силу своего солидного возраста, Николай Сергеев стал реже сниматься, а позднее его и вовсе забыли. Если 4 декабря 1974 года, в день его 80-летия, старого актёра приехал поздравить Алексей Баталов, то о 85-ти и 90-летии Сергеева не вспомнил никто. 7 декабря 1988 года Николай Васильевич упал и сломал шейку бедра. Актёра доставили в больницу, где он на следующий день скончался. Проводить в последний путь Николая Сергеева пришли только режиссёр Иосиф Хейфиц и несколько родственников. Ольга Васильевна Долгова скончалась в 1991 году от аналогичной травмы. Похоронены Николай Сергеев и Ольга Долгова на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1933: «Конвейер смерти» (рабочий на заседании); 1937: «Глубокий рейд» (командир фашисткой эскадрильи); 1944: «Родные поля» («унылый»); 1954: «Большая семья» (Басманов); 1955: «Дорога» (парикмахер), «Чужая родня» (Силантий Ряшкин); 1957: «Саша вступает в жизнь» [«Тугой узел»] (Игнат Гмызин), «Телеграмма», тв, к/м (Тихон); 1958: «Отцы и дети» (Василий Иванович Базаров), «Трудное счастье» (Овсей Ермолин); 1959: «Василий Суриков» (Чернобородый), «Снежная сказка» (часовой мастер), «Солнце светит всем» (Максим Петрович); 1960: «Мичман Панин» (капитан Сергеев), «Пять дней, пять ночей» (Шагин), «Сережа» (Лукьяныч); 1961: «Битва в пути» (Василий Сугробин), «Воскресение», 2-я серия (смотритель тюрьмы), «Горизонт» (Сомов), «Девять дней одного года» (отец Гусева), «Укрощение строптивой», тв (старый учитель); 1962: «Течет Волга» (Степан Тимофеевич); 1963: «Домик в дюнах» (дед), «Живые и мертвые» (Зосима Иванович); 1964: «Где ты теперь, Максим?» (сосед Потаповых), «Жили-были старик со старухой» (бухгалтер); 1965: «Авария» (адвокат), «Вниманию граждан и организаций» (парковый сторож), «Время, вперед!» (кассир); 1966: «Андрей Рублев» (Феофан Грек), «В городе С.» (мужик), «Просто девочка» (печатник Цветков), «Серая болезнь» (Александр Васильевич, отец Сперанского); 1967: «Звезды и солдаты» (монах), «Разбудите Мухина» (учитель физики и Галилей); 1968: «Золотой теленок» (отец Зоси Синицкой); 1969: «В апрельском лесу», тв (учитель), «Песнь о Маншук» (инженер), «Пять дней отдыха» (гробовщик), «Трое» (приказчик); 1970: «Бег» (гробовщик), «Возвращение «Святого Луки» (сотрудник музея), «Карусель», тв (дирижер), «О друзьях-товарищах», тв (профессор Илья Ильич Великжанин); 1971: «Достояние республики» (Данила), «Ход белой королевы» (Иван Чудинов); 1972: «Мечненый атом» (Афанасий Кузьмич), «Моя жизнь», тв (Редька); 1973: «Высокое звание. Я – Шаповалов Т.П.» (отец Шаповалова), «Капля в море» (учитель природоведения), «Назначение», тв (Михаил Щеглов), «Нейлон 100%» (иллюзионист Сольди); 1974: «Выбор цели» (эп.); 1975: «Концерт для двух скрипок» (дед Оли), «От зари до зари» (Бревнов), «Прошу слова» (Бушуев); 1976: «Опровержение», тв (Снежинский), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (старший Ртищев); 1977: «Риск – благородное дело» (Николай Васильевич); 1980: «Расследование» (Николай Егорович). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru