Шаповалов Георгий Митрофанович

Shapovalov-1Шаповалов Георгий Митрофанович
Родился 23 апреля 1916 года.
Умер 24 июня 1979 года.

Георгий Шаповалов родился в Севастополе, откуда его родители переехали в Новохопёрск Воронежской губернии. Там прошла большая часть детства и юности Георгия. Отец его скончался в 1932 году, оставив одних жену и двух сыновей. Матери пришлось самостоятельно подымать своих мальчишек, чтобы они могли достойно закончить школу и выбрать дальнейший жизненный путь.

Георгий, получив аттестат зрелости, был призван в ряды Красной армии. Отслужив два года в Боброве Воронежской области, он поступил на рабфак Воронежского зооветеринарного института, но не доучился. Неукоснительное стремление пойти в артисты привело его в 1940 году в Москву, где ему посчастливилось стать студентом актёрского факультета ВГИКа. Однако через год наступившая война внесла коррективы в жизнь всей страны. Шаповалов добровольцем ушёл на фронт, воевал около двух лет, пока вначале 1943-го не был контужен в бою под Старой Руссой. Пройдя излечение в госпитале, в марте этого же года он был комиссован в звании старшего сержанта.

В 1945 году Георгий Шаповалов восстановился во ВГИКе, продолжив обучение в мастерской Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой. Ещё до окончания института он принял участие в знаменитом спектакле мастера «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева, с огромным успехом прошедшем на сцене Государственного театра киноактёра. Его премьера состоялась 14 февраля 1947 года, а в октябре 1948-го на экраны страны вышел одноимённый фильм. В обеих постановках Шаповалову была отведена не самая завидная роль – предателя Родины, полицая Соликовского. Картина прогремела на всю страну, сделав исполнителей главных ролей знаменитыми. Их лица стали узнаваемыми и любимыми народом, чего нельзя сказать о Георгии Шаповалове. Его узнавали, но радости на лицах людей не наблюдалось, поскольку все его отождествляли с сыгранным персонажем. Возможно, по этой причине или какой-то другой дальнейшая творческая судьба артиста не заладилась. По окончании ВГИКа он поступил в труппу Театра киноактёра, где стал одним из злостных нарушителей дисциплины. Выговоры сыпались один за другим: опоздания на репетиции, появления в нетрезвом виде, учинение дебоша. Хотя на сцене театра он делал определённые успехи. В спектакле «Три солдата» по пьесе Юрия Егорова и Георгия Победоносцева сыграл одну из главных ролей – своего однофамильца Шаповалова, имел за эту работу хорошие отзывы. Также участвовал в спектаклях «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (Красавин) и «Софья Ковалевская» Бр. Тур (отец Софьи и Ухтин). Во «Флаге адмирала» А.П. Штейна репетировал главную роль – Фёдора Ушакова, но выйти на сцену в этом образе не смог. И причиной тому стали не алкоголь или дисциплинарные огрехи, а неожиданно настигшая актёра беда – проблема с памятью. Он не мог запомнить текст. Выходя на сцену или съёмочную площадку, срывал весь творческий процесс. Возможно, это были последствия военной контузии, а, возможно, сильный зажим, заработанный тянувшимся за актёром шлейфом Соликовского. Как бы то ни было, в коллективе театра не стали разбираться в причинах, а решили просто избавиться от Шаповалова. В марте 1952 года он был уволен из труппы за нарушения трудовой дисциплины.

1950-е годы стали для Георгия Митрофановича настоящим испытанием. Он перебивался случайными заработками, снимался по договорам на «Мосфильме» и Киностудии имени М. Горького, не отказывался ни от какой работы. Вследствие этого в его послужном списке накопилось множество безымянных эпизодов. К счастью, удачи не обошли актёра стороной. Небольшие, но очень выразительные роли выпали Шаповалову в фильмах: «Сорок первый» (Терентьев), «Тихий Дон» (Спиридонов), «Память сердца» (Савёлов), «Судьба человека» (военнопленный). Все они продемонстрировали интересное драматическое дарование актёра, способность к созданию глубоких образов, которая по-настоящему так и не была раскрыта.

Неизвестно, избавился ли Георгий Митрофанович от мучавшей его проблемы, но на большие роли его уже никто не рассматривал. В декабре 1961 года он смог восстановиться в труппе Театра киноактёра, где состоял до конца своих дней. Отныне вёл он себя тихо и спокойно, не привлекая внимания к своей персоне. В кино мелькал в небольших ролях и эпизодах, изображая, чаще всего, военных и людей из народа. Наиболее запоминающиеся из них: пьяный шофёр («Люди и звери»), продавец в охотничьем магазине («Берегись автомобиля»), предисполкома («Золотой телёнок»), Акулов («Судьба резидента»), Фёдор Фёдорович («Если ты мужчина»). Также Шаповалов участвовал в постановках театра: «Директор» Ю.М. Нагибина (начальник железнодорожного склада) и «Таня» А.Н. Арбузова (доктор).

Личная жизнь Георгия Митрофановича, как и творческая, не сложилась. Во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. он был женат, но, видимо, из-за вышеописанных проблем не смог сохранить семью. В дальнейшем до середины 1960-х гг. проживал со старенькой мамой: сначала в общежитии на 2-м Лучевом просеке, потом – в квартирке на Большой Дорогомиловской. Из наград Георгий Шаповалов имел лишь одну медаль – «За победу над Германией».

Похоронен Георгий Шаповалов на Хованском кладбище.

Фильмы и роли:

1941: «БКС № 3. Антоша Рыбкин» (приятель Маслова); 1948: «Мичурин» (эп.), «Молодая гвардия» (Соликовский); 1949: «Встреча на Эльбе» (эп.), «Сталинградская битва» (гвардеец); 1950: «Жуковский» (Тополев); 1951: «Сельский врач» (эп.); 1952: «Композитор Глинка» (гусар); 1953: «Адмирал Ушаков» (офицер), «Таинственная находка» (матрос); 1956: «Березы в степи» (Степан), «За власть Советов» (прохожий в очках), «Сорок первый» (Терентьев); 1957–1958: «Тихий Дон» (офицер); 1958: «Память сердца» (Савелов); 1959: «Баллада о солдате» (солдат-шофер), «Отчий дом» (муж Степаниды), «Судьба человека» (военнопленный); 1960: «Слепой музыкант» (адъютант генерала); 1961: «Воскресение», 2-я серия (арестант с девочкой), «Евдокия» (Макеев), «Когда деревья были большими» (дежурный по станции); 1962: «Двое в степи» (дезертир), «Люди и звери» (пьяный шофер), «Половодье» (Кузьма Кузьмич); 1963: «Секретарь обкома» (Лисицын, парторг); 1964: «Непрошенная любовь» (станичник), «Товарищ Арсений» (Семен Иванович); 1965: «26 бакинских комиссаров» (эп.), «Люди остаются людьми», тв (Рогач); 1965–1967: «Война и мир» (русский солдат), «Сердце матери» (возчик), «Совесть» (сотрудник института); 1966: «Берегись автомобиля» (продавец), «Одни», к/м (интеллигент), «Такой большой мальчик» (торговец); 1967: «Бегущая по волнам» (эп.), «Железный поток» (красноармеец), «Николай Бауман» (надзиратель), «Пароль не нужен» (эп.); 1968: «Золотой теленок» (предисполкома); 1970: «Ватерлоо», Италия (гвардеец), «В лазоревой степи. Червоточина» (казак), «Судьба резидента» (Акулов); 1971: «Если ты мужчина» (Федор Федорович); 1972: «Сибирячка» (участник заседания); 1973: «Дети Ванюшина» (дворник); 1974: «Хождение по мукам», тв (сопровождающий Распутина); 1977: «Вечный зов», тв (член бюро райкома), «Смешные люди!» (Акинфов), «Счет человеческий» (эп.); 1978: «Особых примет нет» (проводник в поезде).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru