
Шатерникова Нина Яковлевна
Нина Шатерникова родилась в Москве. Её отец в молодые годы работал земским врачом, затем – врачом на Голутвинской мануфактуре, после Великой Отечественной войны – на трамвайной станции. Мать занималась домашним хозяйством. Помимо Нины в их семье был ещё сын Владимир (1907–1971), впоследствии ставший инженером авиации, в 1942 году получивший Сталинскую премию III степени за изобретение системы защиты самолёта от пожара. Нина росла артистичной девочкой, копировала манеры школьных подруг, учителей, родственников. Затем увлеклась драматическим искусством, участвовала в занятиях школьного любительского кружка, сыграла Крошку в постановке «Сверчка на печи» Ч. Диккенса. Возможно, пристрастие к сцене так и осталось бы у неё детским увлечением, если бы не Его Величество случай. Летом 1919 года была открыта первая в мире Государственная школа кинематографии (впоследствии – ВГИК), и по совету своей подруги Юлии Пудовкиной, сестры известного в будущем кинорежиссёра В.И. Пудовкина, Нина Шатерникова решила попытать счастье в поступлении. Пройдя прослушивания, она стала студенткой первого набора киношколы, сразу попав на второй курс. Занимались со студентами Владимир Ростиславович Гардин, Ольга Ивановна Преображенская, Лев Владимирович Кулешов. Тогда ещё не было чёткой системы обучения киноактёров, поэтому каждый из педагогов старался привить молодёжи собственное представление работы перед камерой. Из-за отсутствия киноплёнки студентам приходилось разыгрывать кинематографические этюды на сценической площадке, а о работе в кино приходилось только мечтать. И, всё же, были среди них везунчики, которым представился такой шанс. Среди них оказалась и Нина Шатерникова. До окончания киношколы в 1923 году она успела сняться в шести картинах, в трёх из которых сыграла главные роли. Наибольшим успехом пользовалась «Хвеська» в постановке Александра Ивановского. В этом незамысловатом фильме, экранизации рассказа В. Дмитриевой «Больничный сторож Хвеська», актриса сыграла деревенскую девочку, которая после революции смогла выучиться грамоте и стать фельдшером. Через три года тот же Ивановский снова снял Шатерникову в экранизации «Тупейного художника» Н.С. Лескова, вышедшей на экраны под названием «Комедиантка», в котором она партнёрствовала с замечательными театральными артистами Кондратом Яковлевым и Екатериной Корчагиной-Александровской. Сама Шатерникова была не в восторге от этой роли, поскольку считала, что неудачно подобранный грим не позволил ей выглядеть на экране правдивой и выразительной. Окончив Государственную школу кинематографии в 1923 году, Нина Шатерникова пустилась в свободное плавание, снимаясь на разных кинофабриках. В 1926 году она сыграла одну из наиболее значительных своих ролей – Софью в фильме «Господа Скотинины», вольной экранизации пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», предпринятой режиссёром Григорием Рошалем. Здесь ей снова повезло на партнёров, поскольку ей посчастливилось сниматься с одной из знаменитых старух Малого театра Варварой Массалитиновой. В 1928 году произошло знакомство Нины Шатерниковой с кинорежиссёром Сергеем Иосифовичем Юткевичем, с которым у неё завязалось творческое сотрудничество, позднее перешедшее в семейный союз. Она вошла в состав созданного им Экспериментального киноколлектива Юткевича (ЭККЮ) и снялась в первых двух его больших работах – фильмах «Кружева» и «Чёрный парус». В обоих случаях сыграла главные роли – комсомольскую активистку Марусю («Кружева») и Ирину, приёмную дочь кулака, вставшую на сторону комсомола («Чёрный парус»). В этот период Шатерникова снималась и у других режиссёров, но эти работы стали проходными в её творческой биографии. С приходом звука в кино востребованность Нины Шатерниковой резко сократилась. Это произошло не только с ней, а с довольно большим количеством актёров, которые не смогли приспособиться к новым реалиям кинопроизводства. Однако в конце 1933 года она всё-таки получила свою первую роль в звуковом кино – княгиню Гагарину в экранизации рассказа Ю. Тынянова «Поручик Киже», снятую режиссёром Александром Файнциммером. Фильм вышел в марте 1934 года, а в октябре Нина Яковлевна стала мамой, родив дочь Марианну. Это событие на два года вывело её из ранга действующих актрис, пока в 1936-м она снова не вернулась на экран, снявшись у режиссёра Абрама Народицкого в фильме «Юность поэта». Через год, истосковавшись по активной актёрской работе, Нина Шатерникова вошла в труппу Ленинградского театра комедии, где за четыре сезона сыграла шесть ведущих ролей. Первой из них стала Люба в пьесе «Весенний смотр» В.В. Шкваркина, поставленной её мужем Сергеем Юткевичем совместно с Хесей Локшиной. За ней последовали работы в спектаклях: «В понедельник в 8» Э. Фербер и Д. Кауфмана (Жозетта), «Простая девушка» В.В. Шкваркин (Оля), «Страшный суд» В.В. Шкваркина (Валентина), «Валенсианская вдова» Л. де Вега (Селья), «Скончался господин Пик» Ш. Пейре-Шапюи (Луиза). Разлад в семейных отношениях с Сергеем Юткевичем прервал насыщенную работу Нины Шатерниковой в Театре комедии, и в мае 1941 года она переехала в Москву. В июне актриса была принята в актёрский штат киностудии «Союздетфильм», вместе с которой выехала в эвакуацию в Сталинабад. Там она не получила большой востребованности, снявшись лишь в одном фильме – «Лермонтов» Альберта Гендельштейна. С кино у неё отныне складывались сложные отношения. Если до войны она сыграла две заметные роли – доктора Инге в «Профессоре Мамлоке» и Нюру в «Станице Дальней», то по её окончании диапазон работ актрисы фактически свёлся к эпизодам. В июле 1945 года Шатерникова была принята в труппу Государственного театра киноактёра и киностудии «Мосфильм», снималась с большими перерывами. На сцену театра выходила в незначительных ролях (миссис Симпсон – «Остров мира» Е.П. Петрова; Инна – «Дети Ванюшина» С. Найдёнова; Анна Матвеевна – «Дон Иваныч» Е.М. Помещикова и К. Чернышёва и других), не позволявших ей показать свой актёрский размах. Также Шатерникова использовалась как актриса дубляжа, но и эта работа не смогла полностью заполнить её творческое пространство. В итоге, актёрская карьера Нины Яковлевны фактически сошла на нет, закончившись переходом на пенсию в августе 1959 года. Нина Шатерникова оставила интересные воспоминания о годах своей учёбы в Государственной школе кинематографии и съёмках в ранних картинах. Под названием «Это было так давно…» они были опубликованы в сборнике «Жизнь в кино» (М.: Искусство, 1979). После того как в середине 1970-х гг. в Матвеевском был открыт Дом ветеранов кино, Нина Шатерникова стала одной из его жительниц, тихо и спокойно прожила там последний отрезок своей жизни. Похоронена вместе с младшим братом на Введенском кладбище. Дочь Марианна Шатерникова (1934–2018) окончила Московский педагогический институт иностранных языков и аспирантуру ВГИКа, преподавала теорию и историю кино, специализировалась на американском кинематографе. На Центральном телевидении вела программу «Киноленты прошлых лет». С 1990 года проживала в США. Фильмы и роли: 1919: «Железная пята» (эп.); 1920: «В дни борьбы», к/м (дочь кузнеца), «Дети учат стариков» (Наташа), «Хвеська» (Хвеська); 1921: «Все в наших руках» (крестьянская девушка); 1922: «В вихре революции» (работница); 1923: «Комедиантка» (Люба); 1924: «Долина слез» (Катунь); 1926: «Борьба гигантов» (Майка Корк), «Господа Скотинины» (Софья); 1927: «Яд» (Марютка); 1928: «Кружева» (Маруся); 1929: «Флаг нации» (маленькая Дженни), «Черный парус» (Ирина); 1930: «По ту сторону» (Варя); 1931: «Человек за бортом» (Надя); 1934: «Люблю ли тебя» (Верка), «Поручик Киже» (Людмила Гагарина); 1936: «Юность поэта» (княжна Эллен); 1937: «Тайга золотая» (Саша); 1938: «Профессор Мамлок» (доктор Инге); 1939: «Станица Дальняя» (Нюрка); 1943: «Лермонтов» (княжна); 1948: «Спутники», не завершён (жена доктора Белова), «Суд чести» (Пушкова); 1949: «У них есть Родина» (мать мальчика); 1954: «Дамы», к/м (жена учителя); 1956: «Человек родился» (Анна Федоровна, врач); 1958: «Маяковский начинался так» (мать поэта); 1959: «Сверстницы» (член экзаменационной комиссии); 1960: «Необычная посылка», н/п (бабушка); 1961: «Приключения Кроша» (учительница); 1962: «Личное первенство», к/м (тетка Шелешнева). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru