Шатов Александр ПавловичШатов Александр Павлович Александр Шатов родился в Гатчине. Его отец был армейским офицером, служившем в 101-м пехотном полку в Гродно. Женившись, он перевёлся в Москву и служил в 1-м московском кадетском корпусе в качестве офицера-педагога. С наступлением советской власти в 1925 году он был выслан из Москвы и умер в Новосибирске в 1929 году. Его супруга, мать Александра, скончалась в Москве в 1927 году. Александр в 1910 году поступил в тот же Первый московский кадетский корпус, где преподавал его отец, и окончил его в 1916 году. Затем, в октябре 1917 года после обучения на ускоренных курсах военного времени, был переведён в корнеты и отправлен на Русско-германский фронт, где и находился до момента всеобщей демобилизации в середине марта 1918 года. Вернувшись в Москву, Александр Шатов был принят в Московское высшее техническое училище, но к учёбе так и не приступил, так как в начале лета 1918 года вступил добровольцем в Красную армию и служил в качестве инструктора во вновь сформированных кавалерийских курсах для командного состава. Во время службы стал посещать существовавший при курсах драматический кружок, где впервые вышел на сцену. Театральное искусство настолько увлекло Александра, что, ещё будучи красноармейцем, в 1920 году он выдержал экзамен в драматическую школу при Малом театре и был принят. Это и решило его дальнейшую судьбу. До 1922 года Александр Шатов совмещал учёбу и службу в армии, затем был демобилизован и в дальнейшем занимался исключительно актёрской профессией. Окончив драматическую школу в 1924 году, Александр Шатов на много лет связал свою творческую судьбу со студией Малого театра, которая позднее была переименована в Государственный Новый театр и впоследствии – в Московский драматический театр. Сыграл там первые серьёзные роли, среди которых: Актёр («На дне» М. Горького), Голубь («Дядька есаул»), Муров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Генри («Пурга» Д.А. Щеглова) и другие. Статный, худощавый, с благородными манерами, Шатов был просто создан для ролей аристократов, вельмож и военных, которых в театре, а позднее и в кино, он сыграл достаточное количество. Во время Великой Отечественной войны с октября 1941 года до конца 1942 года Александр Павлович в составе Московского драматического театра работал в прифронтовой полосе под Воронежем Юго-Западного фронта. Затем, в течение 1943 года, – на крупных оборонных заводах подмосковного города Электросталь, с конца 1943 года по начало 1944 года – на Карельском фронте. В конце 1944 года – начале 1945-го Московский драматический театр вернулся в Москву. После этого с мая по сентябрь 1945 года Александр Шатов состоял в труппе Театра Сатиры, а 15 сентября 1945 года был переведён в Театр имени Ленинского комсомола, где проработал до 1954 года. Сыграл здесь Лишева («За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва), Харди («Русский вопрос» К.М. Симонова), Анучкина и Жевакина («Женитьба» Н.В. Гоголя), Аркадия Бурмина («Парень из нашего города» К.М. Симонова), Васина («Русские люди» К.М. Симонова), полковника Фостера («Полковник Фостер признаёт себя виновным» Р. Вайяна), Юлия Мачека («Под каштанами Праги» К.М. Симонова) и другие роли. С 1954 года и до конца жизни Шатов служил на сцене Театра имени А.С. Пушкина. В кино Александр Шатов дебютировал в 1936 году в роли адвоката Дервиля в экранизации повести Бальзака «Гобсек», предпринятой Константином Эггертом. В дальнейшем играл небольшие роли представителей высшего общества, иностранцев, военных. Среди его лучших работ: Константинов («Ленин в 1918 году»), следователь («Убийство на улице Данте»), Листницкий-старший («Тихий Дон»), Колчак («Золотой эшелон»). Скончался Александр Павлович в возрасте 62 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1936: «Гобсек» (Дервиль); 1939: «Ленин в 1918 году» (Константинов); 1941: «БКС № 7. Самый храбрый» (немецкий офицер); 1943: «Лермонтов» (жандармский офицер); 1945: «Это было в Донбассе» (немецкий офицер); 1946: «Глинка» (Бенкендорф); 1948: «Три встречи» (Минский); 1950: «Жуковский» (работник завода), «Огни Баку» (Чарльз Семмер), «Секретная миссия» (немецкий промышленник); 1953: «Корабли штурмуют бастионы» (офицер), «Серебристая пыль» (мистер Мек Вуд); 1954: «Богатырь» идет в Марто» (Галтер); 1956: «Убийство на улице Данте» (следователь); 1957: «Семья Ульяновых» (Дурново); 1957-1958: «Тихий Дон» (генерал Листницкий); 1959: «Золотой эшелон» (Колчак). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru