Шереметьева Ада НиколаевнаШереметьева (Горохова) Ада Николаевна
Актриса Ада Шереметьева, подобно яркой комете, пронеслась по советским экранам шестидесятых годов и исчезла из виду. Многие пытались понять, куда она пропала, почему не снимается, как сложилась её дальнейшая судьба. А актриса после нескольких трудных лет брака с клоуном Леонидом Енгибаровым пыталась вновь обрести себя, вернуться в актёрскую профессию, но все её попытки так и не увенчались успехом. Сегодня она не даёт интервью, не пытается обратить на себя внимание средств массовой информации, хотя, безусловно, могла бы это сделать. О своём актёрском прошлом вспоминать не любит. Считает, что всё сыгранное ей на экране было незначительным и неинтересным. В беседе со мной Ада Николаевна согласилась прервать многолетнее молчание и немного рассказать о своей жизни. Родилась будущая актриса в Киеве в семье врачей. Её мама Элеонора Ипполитовна практиковала как педиатр и терапевт. Отец Николай Иванович – военный хирург, полковник, прошедший Великую Отечественную войну, позднее трудившийся в Корее. Казалось бы, Аде была уготована участь своих родителей, но, когда по окончании школы наступила пора выбора профессии, мама попросила дочь избрать иной путь в жизни. И девушка выбрала техническую специальность, поступив в Киевский политехнический институт на электротехнический факультет. Однако уже в середине обучения, Ада поняла, что ошиблась. Её стремительно влекла творческая стихия, но прерывать из-за этого уже проделанный путь в учёбе она не стала. После получения диплома и направления на работу, Ада всё же решила попытаться поступить в артистки. Для этой цели она приехала в Москву и успешно прошла прослушивания в Театральное училище имени Щукина, попав сразу на третий тур. Но, когда выяснилось, что у неё на руках направление на работу, то Борис Евгеньевич Захава, руководитель училища, ссылаясь на подсудность дела, отказал ей в приёме. Не отчаявшись и послушавшись своих друзей, посоветовавших начать всё сначала, Шереметьева уехала в Ленинград и поступила на актёрский факультет ЛГИТМиКа, при этом умолчав о имеющихся у неё документах. И только по прошествии года она призналась в обмане, который, к счастью, не имел для студентки тяжёлых последствий. При помощи адвоката Аде удалось уладить этот вопрос, в результате чего страна не досчиталась специалиста по автоматике и телемеханике. Уже на третьем курсе института Ада Шереметьева была приглашена в Ленинградский театр имени Комиссаржевской заменить исполнительницу главной роли в спектакле «Далеко от Москвы», а после окончания ЛГИТМиКа в 1962 году зачислена в его труппу. Вскоре после этого последовало и приглашение в кино. Одновременно она снялась сразу в двух картинах, ставших заметными явлениями в советском кино начала шестидесятых. Это небольшая роль Майки, члена экипажа морского буксира, в фильме Георгия Данелия «Путь к причалу» и одна из главных ролей – архитектора Ирины Ильиной – в фильме Константина Воинова «Молодо-зелено». В этих и последовавших после работах в картинах «Мирное время» и «След в океане» она представала женщиной сильной, незаурядной, целеустремлённой, с богатым внутренним миром и при этом женственной и элегантной. Но, не смотря на то, что эти роли были главными, в них, как будто, не хватало целостности, завершённости. Видимо, так они были прописаны драматургически, и у самой актрисы не было возможности и достаточного экранного времени, чтобы сделать эти образы более глубокими. Исключением, на мой взгляд, можно назвать роль Марии Кожушной в украинском фильме «Бурьян» режиссёра Анатолия Буковского, в котором актрисе удалось создать интересный драматический образ отчаянной казачки, влюбившейся в ненавистного многими коммуниста Давида Мотузку (И.Миколайчук). К середине шестидесятых всё вроде бы у Ады Шереметьевой складывалось хорошо – в её арсенале уже было достаточно интересных ролей в театре и кино. Но в один прекрасный момент творческая жизнь актрисы прервалась. И виной тому стала не трагическая история, а наоборот – романтическая. Ада Николаевна познакомилась с клоуном Леонидом Енгибаровым (1935-1972), вышла за него замуж и переехала к нему в Москву, оставив сцену и съёмки в кино. Сколько длилось их счастье – неизвестно. Сама Ада Шереметьева категорически отказывается говорить об этом периоде, называя его самым тяжёлым в своей жизни. Как бы то ни было, но после ухода из жизни Енгибарова Ада Николаевна так больше и не вернулась в актёрскую профессию. По её собственному признанию, в Москве она чувствовала себя чужой и не могла устроиться ни в один из театров, хотя и делала такие попытки. Например, главный режиссёр театра имени Ленинского комсомола Владимир Багратионович Монахов уже взял Шереметьему на одну из ролей в свой спектакль «На западном фронте без перемен», но в тот момент в театре объявили конкурс на замещение мест, и одна из актрис, опасаясь увольнения, написала анонимное письмо в партийные органы с угрозой покончить жизнь самоубийством – и конкурс закрыли. В итоге, Шереметьева не только не получила роль, но и осталась без работы. В дальнейшем Ада Николаевна пробовала свои силы в самодеятельности, работала на радио, записывая поэтические программы, концертировала от Москонцерта. Но всё это не приносило ей необходимого творческого удовлетворения. Иногда Шереметьеву приглашали сниматься в кино. Например, в начале восьмидесятых она была утверждена на роль Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой в советско-итальянскую картину Сергея Бондарчука «Красные колокола». Но, к сожалению, эта роль так и не состоялась в виду того, что была полностью вырезана из окончательного варианта фильма. Последние годы Ада Николаевна занимает свой досуг изучением иностранных языков. Приезжая в ту или иную страну вместе со своим мужем, певцом и поэтом Анатолием Сергеевичем Гороховым, она предпочитает говорить на родном языке её жителей. Сегодняшнее современное искусство актрису мало интересует. Она считает, что его наполняет много всякой, не достойной внимания, ерунды. И в театр Ада Шереметьева предпочитает не ходить, так как он навевает ей грустные мысли о собственной несостоявшейся карьере актрисы.
Фильмы и роли: 1962: «Молодо-зелено» (Ирина), «Путь к причалу» (Майка); 1964: «Мирное время» (Галия), «След в океане» (Кира Балашова); 1965: «Вниманию граждан и организаций» (воспитательница); 1966: «Бурьян» (Мария); 1968: «Улыбнись соседу», тв (Ирина Иванова). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru