Шостак Лев ВладимировичШостак Лев Владимирович Лев Шостак родился на Украине, в городе Проскурове, в семье военного врача Владимира Ефремовича Шостака (1882–1950) и учительницы Елены Моисеевны Шполянской (1883–1944). Родив ещё одного ребёнка, дочь Елену, в 1912 году супруги расстались. Владимир Ефремович женился вторично, дослужился до звания полковника, преподавал в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в Ленинграде, имел учёное звание доцента. Елена Моисеевна служила библиотекарем, одна воспитывала двоих детей. До 1925 года они проживали в Проскурове, затем переехали в Москву, где Лев обучался в девятилетней опытно-показательной школе-коммуне имени П.Н. Лепешинского. Окончив её в 1929 году, он в течение двух лет трудился чертёжником на временных работах в Архангельске и Ленинграде, затем понял, что не хочет отдавать этому всю жизнь. Вынашивая детскую мечту стать лётчиком, Лев Шостак, всё же, выбрал другое направление в жизни – творческое. В 1931 году он предпринял попытку поступления в театральный техникум при Ленинградском государственном ТЮЗе, и, несмотря на большой конкурс, сумел пройти все испытания. Шостак стал студентом мастерской Бориса Вульфовича Зона, одного из лучших театральных педагогов. Надо отметить, что ему удалось собрать замечательный курс. Помимо Шостака на нём учились Борис Блинов, Павел Кадочников, Владислав Андрушкевич. Все они в 1935 году, после объединения техникума при ТЮЗе с Техникумом сценических искусств, получили диплом последнего и в полном составе влились в труппу вновь созданного Ленинградского Нового ТЮЗа под руководством Бориса Зона. Режиссёр сразу обратил внимание на лирическую направленность дарования Льва Шостака, постарался дать ей правильное направление, поэтому довольно часто занимал актёра в образах романтических героев. Впервые Шостак вышел на сцену ещё будучи студентом в 1934 году, в ГосТЮЗе, в роли Эрвина в пьесе А.Я. Бруштейн «Продолжение следует», затем, уже в составе Нового ТЮЗа, играл Тагера в «Музыкантской команде» Д. Дэля, Шапиро в «Голубом и розовом» А.Я. Бруштейн, богатыря Али-бека в «Кладе» Е.Л. Шварца, королевича Елисея в «Сказках» А.С. Пушкина, Курбского и Воротынского в «Бориса Годунове» А.С. Пушкина, Моисея в «Двадцать лет спустя» М.А. Светлова, Деметрия, Лизандра и Тезея в «Сне в летнюю ночь» В. Шекспира, Валера в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, Дона Пабло в «Рае и Аде» П. Мериме, Шеремета в «Домике в Черкизово» А.Н. Арбузова и других. В начале Великой Отечественной войны Лев Шостак вместе с Новым ТЮЗом эвакуировался в Новосибирск. Там он в 1944 году экстерном окончил режиссёрский факультет Ленинградского государственного театрального института, получил квалификацию режиссёра. Свои первые шаги на этом поприще он предпринимал ещё в конце 1930-х годов: в качестве ассистента режиссёра участвовал в постановках пьес «Первая вахта» В.С. Вальде и «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира. Затем, уже в начале 1940-х, Шостак самостоятельно поставил «Диму и Вову» Р.В. Зелёной и А.Л. Барто, «Домик в Черкизове» А.Н. Арбузова и «Жениха из долгового отделения» И.Е. Чернышёва. После возвращения из эвакуации как гром среди ясного неба явилось решение правительства о закрытии в 1945 году Нового ТЮЗа, детища Б.В. Зона. Всей его труппе пришлось разбрестись по различным ленинградским театрам. Льву Шостаку повезло больше других: он попал в Театр комедии, к Николаю Павловичу Акимову, чуткому на таланты художнику. Он сразу задействовал Льва Владимировича в идущих спектаклях (Даниэль Савари – «Путешествие мсье Перришона» Э. Лабиша; Гульд – «Русский вопрос» К.М. Симонова) и доверил две самостоятельные постановки – «Старые друзья» Л.А. Малюгина и «О друзьях-товарищах» В.З. Масса и М. А. Червинского, в которых Шостак выступил также как актёр. Наверное, он и дальше бы успешно совершенствовался в этом коллективе, если бы не начавшиеся гонения на художественного руководителя со стороны партийных функционеров. Лев Шостак хоть и имел членство в ВКП(б), но противостоять этому не мог. Чтобы не участвовать в травле Акимова, он в сентябре 1948-го уехал в Махачкалу, в Дагестанский республиканский русский театр имени М. Горького, где, как и в предыдущем случае, совмещал ипостаси артиста и режиссёра. Всего за сезон он сыграл Фердинанда в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Самозванца в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, Теодоро в «Собаке на сене» Л. де Вега, поставил «Двух капитанов» В.А. Каверина (роль Сани Григорьева) и «Талантов и поклонников» А.Н. Островского. Когда же в августе 1949-го Акимова изгнали с поста худрука Театра комедии, Лев Шостак вернулся в Ленинград. Переступать порог коллектива, отрёкшегося от своего создателя, он не стал, поэтому в ноябре вошёл в труппу Нового театра (с 1953 года – Театр имени Ленсовета), к которому вскоре присоединился Николай Павлович в качестве главного режиссёра. Там Шостак занял уже более скромное положение, что не помешало ему ярко себя проявить. Очень колоритным у Шостака получился доцент Здобнов в спектакле «Весна в Москве» по пьесе В.М. Гусева в постановке Н.П. Акимова. Подхалим и карьерист, он выстраивал линию поведения, согласно собственной выгоде. Создать этот образ Льву Владимировичу не составило труда, поскольку он в жизни неоднократно наблюдал подобных персонажей. В Театре Ленсовета он также сыграл Крутилина в «Зелёной улице» А.А. Сурова, Анри Шарлюса в «Европейской хронике» А.Н. Арбузова, Славека в «Хорошей песне» П. Когоута и другие роли. Когда в 1956 году Николай Акимов вернулся в Театр комедии, Лев Шостак не последовал за ним. Видимо, работать бок о бок с теми, кто некогда предал глубоко уважаемого им человека, он не мог. В апреле 1957 года Лев Владимирович навсегда оставил сцену и полностью посвятил себя педагогике. Первые шаги в этом направлении он сделал ещё в конце 1930-х – начале 1940-х, когда по приглашению Бориса Зона преподавал на его курсе в Ленинградском государственном театральном институте. Затем он возвращался в стены института в 1958–1964 гг. в качестве старшего преподавателя на курс Татьяны Григорьевны Сойниковой. В дальнейшем Лев Шостак преподавал актёрское мастерство в Ленинградском государственном институте культуры, воспитал множество учеников. Параллельно Шостак успешно руководил коллективами художественной самодеятельности, спектакли которых имели большой общественный резонанс. Поставленные им совместно с Оскаром Ремезом в Доме культуры имени С.М. Кирова «Поддубенские частушки» были перенесены на большой экран, что явилось уникальным случаем в истории советского киноискусства. Никогда прежде театральная постановка с актёрами-любителями не снималась на киноплёнку и не выпускалась в широкий прокат. Имелся у Льва Шостака и опыт работы в кино. Будучи студентом, в 1934 году вместе с однокурсником Павлом Кадочниковым он снялся в фильме Бориса Шрейбера «Совершеннолетие», в котором сыграл молодого рабочего Мотю, примкнувшего к подпольной большевистской организации. Картина вышла на экраны в июне 1935 года, в момент окончания Шостаком техникума, имела скромный прокат и на многие десятилетия исчезла из поля зрения зрителей и критиков. Актёра эта ситуация, видимо, не расстроила, поскольку он целиком сосредоточился на работе в театре. Впоследствии на киноэкране Шостак появился лишь несколько раз: в фильме «Четвёртый перископ» (1939) он сыграл отважного лейтенанта Шнеерсона, справившегося со сложной ситуацией на вражеском судне, повторил свою звёздную роль в экранизации уже упомянутого спектакля Театра имени Ленсовета «Весна в Москве» (1953), затем, десятилетия спустя, создал образ пожилого антиквара в российско-французском фильме «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу» (1995). В жизни Лев Владимирович обладал большим обаянием, коммуникабельностью, располагал к себе людей. За весёлый нрав, остроумие, жизнелюбие его обожали коллеги и студенты. Шостак воспринимал мир с юмором, спокойно преодолевал неприятности, старался видеть в людях только лучшие качества. Также он проявлял себя и в личной жизни. Со своей первой женой, однокурсницей Натальей Александровной Замятиной (1913–1996), Лев Шостак долгие годы поддерживал дружеские и творческие отношения. Ну а последняя супруга, геолог Изольда Николаевна Кузнецова, подарила пятидесятилетнему актёру радость отцовства. В 1960 году она родила ему дочь Наталью, которая впоследствии пошла по стопам отца. В 1984 году Наталья Шостак окончила ГИТИС, играла в Тверском театре, затем поступила в труппу Театра комедии имени Н.П. Акимова, дорогого Льву Владимировичу коллектива. Там она служит и поныне, продолжая дело отца. Лев Шостак скончался 2 января 1996 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1934: «Совершеннолетие» (Мотя); 1939: «Четвёртый перископ» (лейтенант Шнеерсон); 1953: «Весна в Москве» (Здобнов, доцент); 1965: «Залп “Авроры”» (роль); 1995: «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу» (антиквар). Фотографии из личного архива Натальи Шостак |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru