Соболевский Пётр Станиславович

Sobolevskiy-2Соболевский Пётр Станиславович
Заслуженный артист РСФСР (1965)
Родился 22 мая 1904 года.
Умер 26 июля 1977 года.

Пётр Соболевский родился в Томске. Его отец Станислав (Станислав-Сигизмунд) Константинович Соболевский (1868–1949), по национальности поляк, был профессором Томского технологического института. Мать Ольга Мартыновна Гибшман (1879–1948) – оперная певица.

В 1914 году Пётр поступил в Первый сибирский технологический политехникум. Не закончив его, вместе с родителями в 1922 году переехал в Екатеринбург и продолжил там среднее образование. Получив аттестат, поступил в Екатеринбургский горный институт, но проучился там только два года. В 1924 году Соболевский уехал в Ленинград, где стал учащимся художественно-промышленного техникума и одновременно – киномастерской ФЭКС под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Учёба в ней определила его дальнейшую судьбу – в 1927 году он оставил техникум и посвятил себя работе в кино.

В 1926 году Пётр Соболевский дебютировал на экране в фильмах своих учителей Козинцева и Трауберга. В одном их них – «Чёртовом колесе» – сыграл главную роль. С этого момента актёр много и плодотворно снимался, играя драматические роли. Среди его лучших работ раннего периода: Суханов («С.В.Д.»), Жан («Новый Вавилон»), Кент Поттер («Счастливый Кент»), русский солдат («Снайпер»).

С 1929 по 1932 годы Соболевский учился на киноотделении Ленинградского института сценических искусств. Параллельно с учёбой преподавал акробатику и киножест. По окончании института до 1934 года был актёром киностудии «Ленфильм», затем переехал в Москву. Снимался как на «Мосфильме», так и на других студиях страны.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Пётр Станиславович был мобилизован и отправлен на Северный фронт. После ранения в декабре 1941 года, пройдя курс лечения, весной 1942 года он был освобождён от воинской службы и отправлен в Алма-Ату для работы на Центральной объединённой киностудии. По возвращении в Москву стал штатным артистом киностудии «Мосфильм», а в июле 1945 года был принят в труппу вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), где работал до ухода на пенсию в мае 1964 года. Участвовал в спектаклях театра: «За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва (Шубин), «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (немецкий лейтенант), «Остров мира» Е.П. Петрова (радиодиктор) и других.

Начиная со второй половины 1930-х годов, Соболевский играл чаще всего героические роли, среди которых преобладали военные и рабочие. Видимо, режиссёрам нравилась его мужественная внешность и выразительный взгляд, поэтому они использовали актёра только в этом качестве. Среди его заметных ролей позднего периода: Пыльнов («Гибель «Орла”»), Остренко («Адмирал Нахимов»), штурман («Максимка»), Дружинин («Тайна двух океанов»), Белогоров («Алёшкина любовь»), человек-«скелет» («Двадцать шесть бакинских комиссаров»).

Несмотря на внешнюю привлекательность, импозантность, природную мужественность Пётр Соболевский в жизни был очень мягким, податливым человеком, чем всегда выгодно пользовались представительницы женского пола. Ни один из трёх его браков не стал для него счастливым. Выбирая в жёны красивых женщин, он никогда не заботился о том, чтобы они ещё обладали хорошими человеческими качествами. Самым удачным в этом смысле был, наверное, только его первый брак с актрисой Еленой Кузьминой, но он оказался слишком коротким. Во второй раз Соболевский женился в 1937 году на молодой актрисе Вере Медовник (1913–2005), с которой вместе снимался в фильме «Мяч и сердце». В 1938 году в их семье появилась дочь Ксения, но из-за тяжёлого характера Веры жизнь у супругов не сложилась. В 1949-м они расстались, однако Пётр Станиславович надолго один не оставался. Он встретил новую любовь и, наверное, самую роковую. Вначале 1950-х Соболевский познакомился с актрисой Манефой Владимировной Капустиной (1920–1993), которая стала его третьей женой. В 1955 году в их семье родился сын Пётр, в котором отец души не чаял. К несчастью, Манефа, как и предыдущая жена Вера, была очень жёсткой, властной женщиной, изводила его всевозможными претензиями. В семье остро стоял квартирный вопрос, не было своего жилья, а когда, наконец, Пётр Станиславович получил двухкомнатную квартиру, Манефа Владимировна, выставила его за дверь (со слов дочери актёра Ксении). Соболевскому пришлось скитаться по друзьям, знакомым и даже ночевать на лавочке, во дворе. При этом все свои заработки он аккуратно приносил жене, чтобы сын ни в чём не нуждался. В конце концов, Соболевского взяла к себе его родная сестра Ольга Холодовская, пожалевшая брата после того, как его, спящего во дворе, забрала милиция. Последние годы актёр был уже нездоров, часто болел и умер в больнице. Похоронили его на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1926: «Братишка» (шофер), «Чертово колесо» (Ваня Шорин), «Шинель» (чиновник); 1927: «С.В.Д.» (Суханов), «Чужой пиджак» (Галаев); 1929: «Новый Вавилон» (Жан); 1930: «Двадцать два несчастья» (Дозоров), «Счастливый Кент» (Кент Поттер); 1931: «Одна» (жених учительницы Кузьминой), «Снайпер» (русский солдат); 1933: «Жить» (краснофлотец); 1935: «Мяч и сердце» (Саша Савченко); 1936: «Мы из Кронштадта» (фон Виттен); 1938: «Борьба продолжается» (комсомолец Карл); 1939: «Минин и Пожарский» (Аноха), «Моряки» (акустик), «Семнадцатилетние» (командир), «Танкисты» (эп.); 1940: «Гибель «Орла» (Пыльнов); 1941: «БКС № 3. Антоша Рыбкин» (немецкий диверсант), «В тылу врага» (белофинн), «Два друга» (Степан Степанович), «Первая конная» (начштаба); 1942: «Актриса» (боец), «Белорусские киноновеллы. Пчелка» (немец); 1943: «Фронт» (лейтенант СС), «Юный Фриц», к/м (советский солдат); 1944: «Небо Москвы» (капитан Гончаров); 1945: «Золотая тропа» (Фриц Эббинг); 1946: «Адмирал Нахимов» (Остренко); 1948: «Повесть о настоящем человеке» (адъютант командира полка), «Путь славы» (машинист); 1950: «В мирные дни» (командир морского охотника); 1951: «Спортивная честь» (футболист); 1952: «Максимка» (штурман); 1953: «Адмирал Ушаков» (английский посол); 1955-1956: «Тайна двух океанов» (Дружинин); 1957: «Случай в пустыне» (Угрюмый); 1958: «На дорогах войны» (Кулич); 1959: «Фуркат» (Елецкий); 1960: «Алешкина любовь» (Белогоров), «Первое свидание» (милиционер), «Ровесник века» (начальник станции), «Яша Топорков» (инженер); 1961: «Дуэль» (доктор Устимович), «Мишка, Серега и я» (учитель), «Ночной пассажир», к/м (портье), «Суд сумасшедших» (эп.); 1963: «Коротко лето в горах» (строитель), «Оптимистическая трагедия» (судовой врач); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (немецкий офицер), «Казнены на рассвете» (генерал Грессер), «Негасимое пламя» (Чайкин), «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (буржуин); 1965: «Год как жизнь» (рабочий Раутенбах), «Двадцать шесть бакинских комиссаров» (человек-«скелет»), «Западня», тв (друг Генри); 1967: «Сильные духом» (Гауптман), «Таинственный монах» (полковник контрразведки); 1968: «День ангела» (пассажир), «Крах» (польский офицер); 1970: «Звезды не гаснут» (секретарь Томпсона); 1972: «Включите северное сияние» (Петр Савельевич, директор школы); 1973: «Надежда» (следователь), «Парашюты на деревьях», тв (Зденек).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru