Сочевко Григорий Васильевич

SotchevkoСочевко Григорий Васильевич
Родился 24 января 1899 года.
Умер 19 июня 1967 года.

Григорий Сочевко родился в деревне Микулино Смоленской губернии. Его отец имел пристрастие к музыке, играл на скрипке и гитаре, обладал от природы сильным басом. Свою музыкальность он передал сыну и дочери. Все вместе, на крыльце собственного дома, они устраивали маленькие концерты. Дочь подыгрывала отцу на гитаре, а сын – на балалайке.

Григорий, окончив двухклассное училище в Микулино, десяти лет был определён в приготовительный класс Александровского реального училища в Смоленске. Через год он уже пел в церковном и светском хорах училища, что фактически предопределило его будущую судьбу. Регент хора Ю.И. Ольховский стал поручать Григорию сольные партии, а дирижёр ученического симфонического оркестра Ерихайлов позволил ему играть на скрипке. В училище, помимо музыкальных вечеров, ставились драматические спектакли и в одном из них, отрывках из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, Григорию Сочевко была доверена роль царевича Фёдора. В дальнейшем сольные вокальные выступления с ним репетировал музыкант Ю.И. Ольховский, прививший своему ученику отличный музыкальный вкус, а директор училища В.Н. Ярошевский, страстный поклонник музыки, приглашал лучших учеников к себе домой и проигрывал для них граммофонные записи Шаляпина, Собинова, Неждановой, Карузо. Так что к окончанию училища Григорий, помимо общих предметов, получил отличную музыкальную подготовку. На выпускном концерте в мае 1916 года он исполнил арию Синодала из оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, каватину Владимира Игоревича, с мужским хором, из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, серенаду Соловья из оперы «Забава Путятишна» М.М. Иванова и несколько романсов.

Казалось бы, по окончании реального училища все дороги указывали Григорию Сочевко на развитие своего вокального дара, но, вместо этого, он пошёл учиться в Петроградский горный институт. К счастью, случившаяся в 1917-м Октябрьская революция прервала его обучение. Он вернулся в Смоленск, где возобновил занятия вокалом с Н.П. Граве и затем поступил в Смоленский музыкальный техникум по классу М.Г. Локса.

Весной 1925 года от техникума Григорий Сочевко получил направление в Москву для продолжения музыкального образования. Там он подал заявление на конкурс молодых певцов в Оперную студию имени К.С. Станиславского и был принят в число её сотрудников. С первых же шагов стал принимать участие в массовых сценах, обучаться по системе Станиславского вокалу, дикции, ритмике, пластике и гриму. Постепенно, накапливая опыт и мастерство, он получал всё более значимые работы. Участвовал во многих спектаклях студии, в том числе: «Царской невесте», «Майской ночи» и «Золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова, «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского (юродивый), «Пиковой даме» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха (царь Анхис), «Кето и Котэ» В.И. Долидзе (иностранец) и многих других.

В начале 1930-х годов на Григория Сочевко обратил внимание кинематограф. В 1931-м он дебютировал на экране в роли начальника строительства электростанции Громова в фильме «Конец Дерягина» режиссёра Юрия Леонтьева. Затем последовали небольшие работы в картинах «Мёртвый дом» (Ястржембский) и «Толедо» (Корпухов). Однако по-настоящему интересные роли случились у Сочевко несколько позднее – Дискобол в «Строгом юноше» Абрама Роома и Василий Деньга в «Первой конной» Ефима Дзигана. В первом использовались не столько его актёрские способности, сколько, в большей степени, яркие внешние данные – высокий рост, атлетически сложенная фигура. Во втором – качества, необходимые боевому казаку: бравада, кураж, воинствующий темперамент. К сожалению, обе картины не были выпущены на экраны, возможно, именно поэтому в кинокарьере Сочевко наступила долгая пауза, продлившаяся более двадцати лет. Только лишь в середине 1960-х он снова стал мелькать в крохотных эпизодах, по своему масштабу не имевших ничего общего с его довоенными работами. Тем не менее, актёра снимали хорошие режиссёры разных поколений (Григорий Рошаль, Андрей Тарковский, Яков Сегель) и, возможно, в будущем для него нашлась бы более значительная роль, но в 1967 году Сочевко не стало.

Григорий Сочевко был женат на Наталье Ивановне Родионовой. Она была человеком властным, решительным, держала всё хозяйство в своих руках, а Григорий Васильевич обладал мягким, уступчивым характером и всецело ей подчинялся. Их старший сын Глеб Сочевко (1923–1984) был кандидатом географических наук, работал заведующим кафедрой экономической и политической географии экономического факультета Российского университета дружбы народов. В детстве, вместе с отцом, он снимался в фильме «Конец Дерягина». Младший сын Борис Сочевко (1944–1996) учился в музыкальном училище при Московской консерватории, стал, в итоге, джазовым музыкантом. Всё семейство Сочевко покоится на Химкинском кладбище.

Фильмы и роли:

1931: «Конец Дерягина» (Громов); 1932: «Мёртвый дом» (Ястржембский), «Толедо» (Корпухов); 1936: «Путешествие в Арзрум» (Чернышёв), «Строгий юноша» (Дискобол); 1938: «Челкаш», ВГИК, к/м (Челкаш); 1941: «Первая конная» (Василий Деньга, казак); 1965: «Год как жизнь» (соратник Маркса и Энгельса), «На завтрашней улице» (начальник участка); 1966: «Андрей Рублёв» (дружинник Великого князя), «Королевская регата» (эп.), «Серая болезнь» (приятель Александра Васильевича); 1967: «Вий» (Степан), «Железный поток» (красноармеец), «Операция «Трест»», тв (эп.), «Разбудите Мухина» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru