Соколов Александр ВасильевичСоколов Александр Васильевич Александр Соколов родился в селе Казинка Валуйского уезда Воронежской губернии в семье Василия Абрамовича Соколова (умер в 1932 году) и Марии Александровны Пасоховой (1866–не ранее 1950). Василий Абрамович содержал собственную мельницу, поэтому всё его семейство занималось её обслуживанием. В 1920 году, когда собственническое хозяйство стремительными темпами упразднялось, Соколовы лишились своего дохода и переехали в Армавир к старшим сыновьям Ивану и Дмитрию. Там Александр продолжил прерванную в школе учёбу, в 1926 году завершив девятилетнее образование. Параллельно он занимался в драматической студии при Посредническом бюро по найму и распределению (Посредрабисе), по окончании которой один сезон служил артистом в Армавирском передвижном театре «Молодая студия». В 1927 году от Союза работников искусства (Рабис) Александр Соколов командировался в Ленинград, где стал студентом Техникума сценических искусств по классу режиссёра Николая Васильевича Петрова. Окончив его в 1930-м, он продолжил обучение на режиссёрском отделении вузовской надстройки и в 1933 году получил право заниматься режиссурой. Занятия в техникуме Соколов периодически совмещал с работой в передвижном театре при Доме Красной армии, понемногу набирал актёрский опыт. После получения диплома профессионального драматического артиста Александр Соколов был зачислен в труппу Ленинградского государственного академического драматического театра (с 1937 года – имени А.С. Пушкина). Впервые молодой артист вышел на его сцену в эпизодической роли матроса в пьесе «Огненный мост» Б.С. Ромашова (1929). За ним последовали: Величко («Диктатура» И.К. Микитенко), Матюгов («1905 год» Ю.В. Соболева), Коло де Эрбуа и Тибо («Робеспьер» Ф.Ф. Раскольникова), Крижень («Светите, звёзды» И.К. Микитенко), Фельдкурат Кац («Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека), Рудольф («Суд» В.М. Киршона) и другие роли. В 1934 году Александр Соколов перешёл в Ленинградский ТРАМ, через два года объединённый с Красным театром и получивший название – Театр имени Ленинского комсомола. В его составе актёр прослужил до 1944 года. Сыграл Келлера в «Очной ставке» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина, Сторожева в «Земле» Н.Е. Вирты, Багратиона в «Фельдмаршале Кутузове» В.А. Соловьёва, О’Нила в «Потопе» Г. Бергера и другие роли. Одновременно с актёрской деятельностью Соколов неоднократно выступал как режиссёр. Осуществил постановки пьес: «Падь серебряная» Н.Ф. Погодина, «Варвары» М. Горького, «Ночь ошибок» О. Голдсмита, «Нашествие» Л.М. Леонова, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. В период Великой Отечественной войны вместе с театром находился в эвакуации (в 1942–1943 – в Молотове Архангельской области, в 1943–1944 – в Серове Свердловской области). Успешная режиссёрская деятельность Александра Соколова в годы войны не осталась незамеченной со стороны руководящих культурой структур. В 1944 году он был вызван в Москву в Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР, где ему предложили возглавить Саратовский театр драмы. Однако Соколову пришлось отказаться от столь лестного предложения в виду невозможности закрепить за собой свою ленинградскую жилплощадь. Войдя в его обстоятельства, Комитет оставил Соколова в Ленинграде в качестве актёра и режиссёра в созданном в период блокады драматическом театре (позднее – имени В.Ф. Комиссаржевской). Там он прослужил четыре сезона, один из которых – в качестве художественного руководителя. Поставил «Нахлебника» И.С. Тургенева, «Позднюю любовь» А.Н. Островского и другие пьесы, но вывести театр на качественно высокий уровень не смог. В июне 1948 года Александр Васильевич перешёл в Большой драматический театр имени М. Горького, а в ноябре 1954 года вернулся в Ленинградский театр драмы имени А.С. Пушкина, где некогда начинал профессиональное актёрское становление. За последовавшие после этого тридцать четыре сезона Соколовым были сыграны десятки разнохарактерных ролей. Среди них: Сиплый и Вожак («Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского), Новожилов («Одна ночь» Б.Л. Горбатова), Яков Петрович Барабаш («Почему улыбались звёзды» А.Е. Корнейчука), Юрнас («Дикий капитан» Ю. Смуула), Скептик («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина), Леонато («Много шума из ничего» В. Шекспира), Силан («Горячее сердце» А.Н. Островского), Плюшкин («Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по поэме Н.В. Гоголя), Ковшов («Пока бьётся сердце» Д.Я. Храбровицкого), Кругосветлов («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Фёдор («Над светлой водой» В.И. Белова), Василь («Вечер» А.А. Дударева) и другие. Последняя роль – Беннигсен в «Фельдмаршале Кутузове» В.А. Соловьёва была сыграна актёром в 1985 году. Александр Васильевич постоянно совершенствовался как режиссёр. Поставленный им в 1950 году на сцене БДТ спектакль «Разлом» по пьесе Б.А. Лавренёва (совместно с И.С. Зонне) был удостоен Сталинской премии III степени, а постановка «Судьбы человека» по рассказу М.А. Шолохова в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова выдвигалась на Ленинскую премию. Также Соколовым были поставлены: в Малом оперном театре – «Броненосец “Потёмкин”» по фильму С.М.Эйзенштейна и «Угрюм-река» по роману В.Я. Шишкова; в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова – «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и «Иван Сусанин» М.И. Глинки; в Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина – «Варвары» М. Горького, «Хлеб наш насущный» Н.Е. Вирты и «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого. Помимо актёрской и режиссёрской деятельности Александр Соколов много сил и времени посвятил педагогике: в 1930–1942 гг. преподавал актёрское мастерство в Ленинградском театральном институте. Сначала ассистировал Леониду Сергеевичу Вивьену, затем был старшим педагогом на курсах Бориса Елисеевича Жуковского и Бориса Михайловича Дмоховского. В кино Александр Васильевич начал сниматься с 1938 года в крохотных эпизодах, а первые заметные работы появились в его кинобагаже только во второй половине 1950-х. Играл он разноплановые роли: людей из народа, социальных героев, представителей интеллигенции, вводя в их образы резкие черты, темперамент, острую характерность. Среди его лучших киноработ: Кривицкий («Искатели»), Никольцев («Город зажигает огни»), Турунтаев («Пучина»), Дмитрий Иванович («Рабочий посёлок»), Борис Тимофеевич («Катерина Измайлова»), Куликов («Зелёная карета»), Джон Кенти («Принц и нищий»), Егор Яковлевич («Печники»). Александр Соколов был женат на актрисе Валентине Павловне Крещенко (1907–1994). Их сын Герман Соколов (1934–2006) окончил политехнический институт и стал инженером. Его дочь Юлия Соколова, внучка Александра Васильевича, пошла по стопам деда, выбрав актёрскую профессию. Она окончила ЛГИТМиК, играет в Александринском театре в Санкт-Петербурге. В жизни Александр Соколов обладал сложным, взрывным характером. Запросто мог вспылить, обидеть человека, потом сразу извиниться и забыть об этом инциденте. Несмотря на это, его любили коллеги и друзья, ласково называли «Тётей». В 1964 году он приобрёл автомобиль «Волга», но водить его не стал, доверив это жене Валентине Павловне. Также Соколов увлекался садоводством, много времени проводил на даче. Последние годы Александр Васильевич вёл замкнутый образ жизни, из дома выходил редко из-за болезни ног. Скончался в результате трагической случайности: одежда артиста загорелась от близкого соприкосновения с газовой плитой. Полученные ожоги и не оказанная вовремя помощь привели Соколова к летальному исходу. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Санкт-Петербургского крематория. Фильмы и роли: 1938: «Выборгская сторона» (офицер); 1942: «Оборона Царицына» (жулик); 1951: «Белинский» (писатель); 1953: «Враги» (Николай Скроботов); 1956: «Искатели» (Кривицкий), «Одна ночь» (Новожилов); 1957: «На острове Дальнем» (Фомин), «На переломе» (эп.); 1958: «Город зажигает огни» (Никольцев), «Пучина» (Ион Ионыч Турунтаев); 1959: «Шинель» (гардеробщик); 1960: «Домой» (Лука); 1961: «Будни и праздники» (Крутиков), «Полосатый рейс» (кочегар), «Раздумья» (охранник), «Явление Венеры» (Красильников); 1962: «Мальчик с коньками», к/м (фармацевт); 1963: «Два воскресенья» (Илья Тимофеевич), «Принимаю бой» (вахтёр); 1965: «Иду на грозу» (учёный-физик), «Рабочий посёлок» (Дмитрий Иванович); 1966: «Катерина Измайлова» (Борис Тимофеевич); 1967: «Дай лапу, Друг!» (управдом), «День солнца и дождя» (отец Кронова), «Зелёная карета» (Куликов); 1968: «Один шанс из тысячи» (эп.), «Удар! Ещё удар!» (болельщик); 1969: «Мёртвые души», тв (Плюшкин), «Пятеро с неба» (Федор Иванович), «Стриженый чёрт», к/м (Петр Савельевич); 1970: «Зелёные цепочки» (дядя Николай); 1971: «Месяц август» (Клим); 1972: «Двенадцать месяцев», тв (канцлер), «Монолог» (председатель комиссии), «Принц и нищий», тв (Джон Кенти); 1974: «Царевич Проша» (главный советник), «Цемент», тв (рабочий); 1975: «Полковник в отставке» (Георгий Фадеевич); 1976: «Приключения Травки» (Макаров); 1978: «Мальчишки», тв (Дудков), «Случайные пассажиры» (фельдшер), «Три ненастных дня», тв (Григорий Иванович); 1980: «Если бы я был начальником» (милиционер); 1981: «Приглашение к жизни», тв (Золотухин), «Это было за Нарвской заставой», тв (Яков Фомич Богомолов); 1982: «Печники», тв (Егор Яковлевич); 1983: «Плыви, кораблик», тв (Иван Иванович); 1987: «Загадочный наследник» (редактор).
|
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru