Соколовский Семён ГригорьевичСоколовский Семён Григорьевич (Соломон Гершович) Семён Соколовский родился в Нежине в семье Герша Соломоновича (1895–1957) и Елены Григорьевны (1901–1963) Соколовских. Его детство и юность прошли в Донецке. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, в 1939 году Соколовский поехал в Москву и поступил на актёрский факультет Московского городского театрального училища. В 1942 году Краснопресненским райкомом комсомола был мобилизован на срочную эвакуацию оборудования 21-го авиационного завода в Филях, а затем в составе добровольческого комсомольского отряда направлен на строительство оборонительных сооружений в город Ельня под Смоленском. В 1942-1943-х годах, продолжая учёбу, работал в Москве в составе фронтовой театральной бригады, принимал участие в обслуживании действующих армейских подразделений и населения Москвы. Окончив училище в 1943 году, Семён Соколовский был принят в Московский театр имени Ленинского комсомола. Через два года, после открытия Московского драматического театра (с 1968 года – Театр на Малой Бронной), перешёл в его труппу. Вся дальнейшая творческая жизнь Соколовского была связана с этой сценой, где им сыграны десятки разноплановых ролей: Николай («Поздняя любовь» А.Н. Островского), Ботвелл («Мария Стюарт» Ю. Словацкого), дон Хуан («Девушка с кувшином» Л. де Вега), Вихарев («Не в свои сани не садись» А.Н. Островского), Лавров («Потерянный дом» С.В. Михалкова), Эдди («Вид с моста» А. Миллера), Степан Грохот («Закон зимовки» Б.Л. Горбатова), Николай Снегирёв («Человек из песни» М.А. Соболя), Гофф («Бруклинская идиллия» И. Шоу), Солёный («Три сестры» А.П. Чехова), Рябинин («Человек со стороны» И.М. Дворецкого), Цыганов («Варвары» М. Горького) и другие. Лишь однажды Семён Григорьевич покидал Московский драматический театр, перейдя на пять лет к Юрию Завадскому в театр имени Моссовета. Сыграл там Нури в «Рассказах о Турции» Н. Хикмета, Луку в «Любови на рассвете» Я.А. Галана, Хабарта в «Краже» Д. Лондона, Люсиндо в «Хитроумной влюблённой» Л. де Вега, Алексея в «В нашем доме» Г.А. Фёдорова и другие роли. Представительный, статный он довольно часто играл иностранцев, аристократов, социальных героев. Были в его багаже также характерные роли и отрицательные персонажи. Он обладал широкой актёрской палитрой, мог интересно и достоверно воплотить любой предлагаемый образ, для него практически не существовало ограничений. В кино Семёна Соколовского использовали чаще всего в ролях социально-бытовых героев и героических персонажей. Среди его лучших киноработ: Варужан («Песня первой любви»), Петров («Двадцать шесть бакинских комиссаров»), Савинков («Чрезвычайное поручение»), Фанас Гагу («Красная метель»), Мортимер («Цирк зажигает огни»), Пекарский («И снова Анискин»). Игре Соколовского были присущи импульсивность, драматизм, склонность к внутреннему психологическому рисунку. В театре Семён Григорьевич вёл большую шефскую работу, являлся членом художественного совета. Состоял во всесоюзном обществе «Знание», занимался концертной деятельностью. Соколовский был дважды женат, но оба брака были недолгими. Первая его супруга Вера Владимировна работала старшим экономистом на Московском радиозаводе. От брака с ней родился сын Валерий, работавший впоследствии оперуполномоченным в 1-м отделе МУРа. Вторая жена – актриса Наталья Павловна Медведева (1915–2007). В 1990 году Семён Григорьевич ушёл из театра на пенсию. Последние годы жизни провёл в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища. Фильмы и роли: 1953: «Великий воин Албании Скандербег» (Гамза); 1957: «Двое из одного квартала» (Нури), «Песня первой любви» (Варужан); 1959: «Настоящий друг» (Джаил); 1963: «Молодожен», к/м (Воронов); 1965: «26 бакинских комиссаров» (Петров), «Чрезвычайное поручение» (Борис Савинков); 1967: «Генерал Рахимов» (Батурин), «Три дня Виктора Чернышева» (отец Антона); 1968: «Замок герцога Синей Бороды», тв (старый герцог Синяя Борода); 1970: «Взрыв замедленного действия» (Меньшиков); 1971: «Антрацит» (директор шахты), «Звезды не гаснут» (Мартынау), «Красная метель» (Фанас Гагу), «Следствие ведут знатоки. Повинную голову…», тв (Скопин); 1972: «Длинная дорога в короткий день» (Коллинз), «Цирк зажигает огни», тв (Мортимер), «Это сладкое слово – свобода» (Антонио Морреа Бенитес); 1973: «Свет в конце тоннеля» (генерал Родин), «Следствие ведут знатоки. Несчастный случай», тв (Скопин), «Человек со стороны», тв (Глеб Николаевич Рябинин); 1976: «Дни хирурга Мишкина», тв (Владимир); 1978: «И снова Анискин», тв (Пекарский); 1979: «Варвары», тв (Цыганов); 1980: «Тайна Эдвина Друда», тв (Сластигрох); 1981: «Черный треугольник», тв (Муратов); 1983: «Мери Поппинс, до свидания!», тв (пожилой джентльмен); 1988: «Гражданский иск», тв (Варшавский). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru