Соловцов Валерий МихайловичСоловцов Валерий Михайлович Валерий Соловцов родился в слободе Даниловка Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. Его отец Михаил Николаевич Соловцов до 1915 года работал конторщиком-счетоводом в различных учреждениях Ейска, затем переехал в Архангельск, служил в конторах «Мурманскстройка» и «Балтмортранс». Родив двоих сыновей, он ушёл из семьи, женился вторично. В 1918-м, когда англичане захватили Архангельск, его в статусе политкаторжанина выслали на принудительные работы, затем отправили в Англию и посадили в тюрьму. На родину он смог вернуться только в 1920-е годы. Мать Мария Георгиевна Соловцова (Мария-Тереза Рерль) была полькой по происхождению, занималась домашним хозяйством. После ухода мужа она не осталась одна, у её мальчиков появился отчим. Валерий до 1915 года учился в Ейской гимназии, а после переезда родителей в Архангельск в 1916 году поступил в Высшее начальное городское училище. Параллельно пытался подрабатывать: трудился рассыльным в конторе отца, в летний период – чернорабочим на пристани. Окончив училище, в 1919 году Валерий Соловцов поступил в Архангельское торгово-мореходное училище, после чего летом 1920-го плавал матросом на ледоколе «Русанов», участвовал в первой Карской экспедиции. В ноябре этого же года поступил учиться в радиотелеграфную школу РККФ, а по её окончании в 1921-м плавал радистом на «Русанове» и пароходе «Ямал». Затем Соловцов работал в резерве радистов «Беломортранса» и параллельно учился на вечерних судоводительских курсах. Получив диплом штурмана каботажного плавания, осенью 1922 года он был командирован в Москву в Электротехнический институт связи, где учился и подрабатывал учеником-лаборантом физического кабинета вплоть до июля 1923 года. Находясь в Москве, Валерий Соловцов неожиданно увлёкся кинематографом. В свободное от учёбы время он стал заниматься в студии Владимира Ростиславовича Гардина, а затем решил, что хочет работать исключительно в кино. В августе 1923-го Соловцов оставил институт связи, поступил на актёрский факультет Петроградского института экранного искусства и фактически сразу же стал сниматься в эпизодических ролях («Красные партизаны», «Мишка Звонов», «Степан Халтурин»). Когда же в 1925 году он получил диплом артиста кино, то был приглашён на одну из главных ролей в картину «Дети бури», которую снимали начинающие кинорежиссёры Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер. Встреча с последним оказалась для Соловцова судьбоносной, поскольку в последующих фильмах Эрмлера он сыграл свои лучшие роли. Актёру хорошо удавались обаятельные мерзавцы – внешне симпатичные, внушающие доверие, но внутренне подлые, ненадёжные. Такими были вор Сёмка Жгут в «Катьке – Бумажном ранете», спекулянт в «Доме в сугробах», комсомолец Андрей, поправший это почётное звание, в «Парижском сапожнике, культработник в «Обломке империи», публичные проповеди которого не соответствовали его собственному образу жизни. До прихода звука в кино Соловцов сыграл ещё несколько заметных ролей: начальника особого отдела Винчецкого в «Мятеже» С. Тимошенко, комсомольца Волкова в «Мёртвой душе» В. Фейнберга, разложившегося крестьянина Павла Рябцева в «Родной крови» Р. Музыканта, главные роли в трёх фильмах Бориса Шписа: «Снежные ребята», «Дорога в мир» и «Синие воротники». Все эти картины, за исключением «Мятежа», не дошли до наших дней, поэтому судить о них можно только по публикациям в прессе. С наступлением эры звукового кино Валерий Соловцов стал меньше востребован на экране. На смену ему пришли новые артисты, более выразительные, с поставленными голосами. Ему же стали доверять второстепенные роли и эпизоды, иногда даже не упоминаемые в титрах. Продержавшись в актёрском штате «Ленфильма» до ноября 1937 года, Соловцов затем решил сменить поле творческой деятельности и переключился на кинохронику. Войдя в состав Ленинградской студии кинохроники, он со временем стал одним из её ведущих режиссёров. До начала войны Валерий Михайлович снимал сюжеты для киножурналов, затем самостоятельно и совместно с другими режиссёрами поставил ряд документальных фильмов: «Линия Маннергейма» (1940), «Мсти, боец!» (1942), «Великая победа под Ленинградом» (1944), «Ленинград встречает победителей» (1945), «Первенство Советского Союза по лёгкой атлетике» (1952), «На зимнем стадионе» (1953), «По ленинским местам» (1955), «Советские моряки в Швеции и Норвегии» (1956), «Город на Неве» (1957), «Подвиг Ленинграда» (1959), «На Ладожском озере» (1964), «На страже морских рубежей» (1967), «После происшествия» (1970) и других. В 1943 году за картину «Ленинград в борьбе» Соловцов был удостоен Сталинской премии I степени. В период Великой Отечественной войны, с 1942 по 1945 годы, Валерий Михайлович служил начальником киногруппы Ленинградского фронта и одновременно был директором Ленинградской объединённой киностудии. За свои боевые заслуги он был награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». По окончании войны с декабря 1945 года по апрель 1950-го Валерий Соловцов работал уполномоченным «Совэкспортфильма», затем вернулся на Ленинградскую студию кинохроники и трудился там до ухода на пенсию в 1974 году (параллельно в 1965–1967 гг. был директором студии). В жизни Валерий Михайлович был общительным, компанейским человеком, добросердечным, переживающим за проблемы других людей. Дружил с актёром Яковом Гудкиным, оператором Владимиром Страдиным, сценаристом Андреем Ольшанским. С первой супругой Марией Францевной у Валерия Соловцова не было детей. Во время войны из одного из детдомов они усыновили мальчика, который умер от саркомы лёгких в возрасте девяти лет. Несколькими годами позднее, вначале 1960-х, ушла из жизни и Мария Францевна. Валерий Михайлович остался совсем один, но судьба неожиданно подарила ему новую любовь и позднее отцовство. На студии кинохроники он познакомился с молодой монтажницей Ларисой, которая вышла за него замуж и 23 мая 1965 года родила ему дочь Марию. Впоследствии Мария Соловцова пошла по стопам отца, работала в кино в качестве сценариста, режиссёра и актрисы. Скоропостижно скончалась 10 ноября 2009 года на сорок пятом году жизни. Похоронен Валерий Соловцов на Южном кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1924: «Красные партизаны» (рабочий); 1925: «Мишка Звонов» (гость), «Степан Халтурин» (эпизод в Зимнем дворце и массовка); 1926: «Дети бури» (Быстров), «Катька – Бумажный ранет» (Семка Жгут); 1927: «Ася» (эп.), «Дом в сугробах» (спекулянт), «Парижский сапожник» (Андрей); 1928: «Два броневика» (матрос), «Мятеж» (Винчецкий), «Синие воротнички» (Валя), «Снежные ребята» (Ваня); 1929: «Дорога в мир» (отец и сын), «Обломок империи» (культработник); 1930: «Мертвая душа» (Волков), «Мститель» (инструктор); 1932: «Родная кровь» (Павел Рябцев), «Сердце Соломона» (председатель коммуны), «Три солдата» (зубной врач); 1933: «Кто твой друг?» (следователь); 1934: «Крестьяне» (помощник начальника политотдела), «Секрет фирмы» (Байков, секретарь укома), «Флаг стадиона» (инженер, приятель Тарасова), «Чудо» (организатор погрома и городской мещанин); 1935: «Конец полустанка» (рабочий-активист), «Сокровище погибшего корабля» (следователь), «Три товарища» (Губенко, секретарь парткома); 1936: «Вратарь» (Бухвостов); 1937: «Волочаевские дни» (эп.); 1938: «Враги» (пьяный рабочий); 1968: «Моабитская тетрадь» (гауляйтер). Фотографии из личного архива Валерия Соловцова |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru