Соловьёв Иван Иванович

Solovyov-1Соловьёв Иван Иванович
Народный артист СССР (1980)
Родился 25 марта (7 апреля) 1910 года.
Умер 3 декабря 1982 года.

Иван Соловьёв родился в Скопине. Его отец Иван Петрович Соловьёв (умер в 1942 году) был сыном священника. Окончив духовную семинарию и получив по наследству приход, он не захотел быть простым священнослужителем, а решил получить сельскохозяйственное образование. В те времена подобный поступок воспринимался как нечто из ряда вон выходящее. После множества прошений Ивану Петровичу, всё же, разрешили учиться, но с условием, что занятия он будет посещать в церковном одеянии. Он согласился и, не смотря на насмешки со стороны студентов, с головой окунулся в учёбу. Его жена Клавдия Георгиевна с двумя детьми вынуждена была переселиться в приходскую школу и в течение пяти лет, пока муж учился, жить в большой нужде. Едва окончив сельскохозяйственную академию, Иван Петрович отрёкся от сана, за что незамедлительно понёс наказание. Его вызвали в Петербург на высший церковный суд, который запретил ему проживать в губернских городах и оставаться на одном месте больше одного года. Таким образом, он обрёк себя и свою семью к лишению крова и постоянной нужде. Скитания Соловьёвых продолжались довольно длительное время, пока, наконец, в 1914 году они не попали в Царицын и не осели там на девять лет.

В 1917 году Иван пошёл учиться в царицынскую школу, но тревожные революционные события постоянно заставляли его менять учебные заведения. До момента получения аттестата об окончании семилетки Соловьёв сменил девять школ, что, к счастью, не отразилось на качестве полученных им знаний. Он хотел учиться дальше, но частые переезды отца по службе (он работал уездным агрономом) снова вынуждали Ивана менять места учёбы. В 1926–1928 гг. он учился в Новочеркасске, а окончил девятилетку уже в 1929-м в Пятигорске. Весь ученический период Иван Соловьёв увлекался театром, принимал участие в различных любительских коллективах. В Царицыне он играл в постановках спортивного общества «Сокол» (где, кстати, встретился с будущими актёрами – Александром Кистовым и Виталием Полицеймако), в Новочеркасске – в школьной «живой газете», в Пятигорске – в школьном драмкружке, которым руководил профессиональный артист Николай Илларионович Нагорный, некогда работавший в труппе Н.Н. Синельникова. Эти годы не прошли для Соловьёва даром, глубоко отложились в его душе и зародили мечту о том, что когда-нибудь он свяжет свою жизнь со сценой. Однако на момент окончания школы девятнадцатилетний юноша не мог себе такого позволить. Иван вернулся в Царицын, тогда уже называвшийся Сталинградом, устроился чернорабочим на завод «Баррикады», откуда, после трёх месяцев работы, перешёл учиться в тракторный техникум. Окончив его в 1932 году, он устроился в механосборочный цех тракторного завода, но успел отработать там всего несколько месяцев. Во время летнего отпуска Иван Соловьёв женился на Татьяне Андреевне Евфорицкой (1910–2001), которая постоянно проживала в Москве. Уволившись с завода, он попытался обосноваться там, но проблемы с жилплощадью вынудили его вместе с супругой переехать в Пятигорск. На новом месте он стал работать техником-нормировщиком тракторно-ремонтных мастерских на станции Солдатская Северо-Кавказской железной дороги, затем устроился слесарем шестого разряда на Пятигорскую электростанцию. После этого в течение четырёх месяцев, с июня по октябрь 1933 года, он отбывал лагерный сбор в рядах Красной армии в качестве рядового-связиста.

Время, проведённое в Пятигорске, оказалось для Ивана Соловьёва довольно плодотворным в плане творческих исканий. Он начал принимать участие в домашних спектаклях своего тестя, инженера А.Л. Евфорицкого, затем в выездных постановках любительского Сангигтеатра под руководством местного санитарного врача В.Ф. Ананьева. Всё это, наконец, подвигло его в мае 1934 года отправиться в Москву с большим желанием попытаться поступить в какую-нибудь театральную школу. Попав в большой город, он столкнулся с множеством трудностей, главной из которых стал поиск жилья. К счастью, эта проблема вскоре была решена, а за ней и следующая – выбор учебного заведения. По совету случайно встреченной им С.Г. Тадэ он пошёл поступать в Студию под руководством знаменитого мхатовца Николая Павловича Хмелёва – и был принят. Чтобы иметь средства к существованию Соловьёв начал совмещать учёбу с работой техником-паспортизатором на Тормозном заводе. Днём трудился, а вечером мчался постигать азы актёрской профессии. Поначалу не всё у него складывалось гладко. Понадобилось длительное время, пока он понял тактику работы над образом. Как только это произошло, результат превзошёл и его ожидания и ожидания Н.П. Хмелёва. Удачно показав образ Лютова в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, Соловьёв был сразу же введён на эту роль в готовый спектакль. По сути, с этого момента началась для него новая жизнь, не всегда сопровождавшаяся только удачами. За Лютовым последовал долгий период поисков и большой работы над собой. Соловьёв пытался как можно больше обогатить свою творческую копилку, пополнял её всем, что могло помочь ему в его актёрской работе.

В 1936 году в Театре-студии п/р Н.П. Хмелёва произошёл раскол. Артисты-студийцы были недовольны своим руководителем, уделявшим им мало времени, отсутствием хороших режиссёров. После этого студия продержалась только год и в 1937-м была слита с Театром-студией имени М.Н. Ермоловой. Новый коллектив получил имя последней и стал именоваться Театром имени М.Н. Ермоловой. Его художественным руководителем был назначен Хмелёв.

Первой ролью Ивана Соловьёва в обновлённом театре стал Штунц в «Шторме» В.Н. Билль-Белоцерковского. За ним последовали Вагин в «Детях солнца» М. Горького, герцог Фредерик в «Как Вам это понравится» В. Шекспира, Робин во «Время и семья Конвей» Д. Пристли. Эти работы показали широту актёрского дарования Соловьёва, способность перевоплотиться в персонажа любой социальной принадлежности. Он всё крепче вставал на ноги, постепенно входил в обойму ведущих артистов. Среди них тогда были Фёдор Корчагин, Леонид Галлис, Всеволод Якут, все те, кто потом долгие годы составляли гордость ермоловской сцены.

В начале Великой Отечественной войны Театр Ермоловой эвакуировался сначала в Махачкалу, затем – в Черемхово, вблизи Иркутска. В эвакуации Иван Соловьёв удачно сыграл Сергея Луконина в «Парне из нашего города» К.М. Симонова, имел большой успех и даже получил за эту роль почётную грамоту Верховного совета Дагестана. Вернувшись осенью 1943 года вместе с театром в Москву, артист продолжил совершенствоваться в новых для себя образах. Во многом ему в этом способствовал Андрей Михайлович Лобанов, после смерти Н.П. Хмелёва ставший художественным руководителем театра. Это не была их первая встреча. Актёр и режиссёр успели вместе поработать ещё до войны во время постановки Лобановым «Время и семья Конвей» Пристли. Теперь же Иван Иванович стал участником многих спектаклей режиссёра, выведших театр на совершенно иной профессиональный уровень: «Укрощение укротителя» Д. Флетчера (Петруччо), «Далеко от Сталинграда» А.А. Сурова (Осередько), «Люди с чистой совестью» П.П. Вершигоры (Руднев), «Счастье» П.А. Павленко (Воропаев), «Миссурийский вальс» Н.Ф. Погодина (Джонни Дженнари), «Рассвет над Москвой» А.А. Сурова (Курепин). Немало интересных ролей Соловьёв сыграл и у других режиссёров, которые, как и Лобанов, помогли ему разносторонне раскрыть свой актёрский талант. Он выходил на сцену в образах графа Бенкендорфа в «Пушкине» А.П. Глобы, Столярова в «Честности» К.Я. Финна, Эдварда Люне в «Европейской хронике» А.Н. Арбузова, Круглова в «Прологе» А.П. Штейна, Джона Джиффорда в «Чужих» М. Брэнда.

В середине 1950-х гг. у Ивана Соловьёва в Театре Ермоловой назрел творческий кризис. Желаемых ролей не давали, возможность попробовать себя в качестве режиссёра тоже не предоставлялась. Как раз в этот момент ему предложили на один сезон 1957/58 гг. уехать в Германию для работы в театре Группы советских войск, и Соловьёв с радостью согласился. Там он сыграл Щербу в «Обозе второго разряда» Д.И. Давурина, как режиссёр поставил «Чудесный сплав» В.М. Киршона. По возвращении начал активно работать в репертуаре Ермоловского театра, где вскоре получил ряд серьёзных ролей: Глеба Константиновича Мартынова («Возмездие» Г.С. Березко), Григория Ларцева («Игра без правил» Л.Р. Шейнина), Григория Гая («Мой друг» Н.Ф. Погодина), Алоиса Ремунду («Гость из ночи» Л. Ашкенази), Несчастливцева («Лес» А.Н. Островского), Келлера («Сотворившая чудо» У. Гибсона), Хлудова («Бег» М.А. Булгакова), Вилли Старка («Вся королевская рать» Р. Пен Уорена), Эдгара («Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта), Платона Васильевича Горемыкина («Горное гнездо» Д.Н. Мамина-Сибиряка), Ивана Грозного («Василиса Мелентьева» А.Н. Островского). Чем старше становился актёр, тем интереснее предлагался ему драматургический материал, позволявший создавать глубокие, внутренне наполненные образы. Каждый из них, в итоге, становился настоящим бриллиантом в его актёрской копилке. В 1970-е годы к ним добавились две режиссёрские работы – спектакли «Грамматика любви» по рассказам И.А. Бунина и «Конец – делу венец» В. Шекспира, в которых Соловьёв также выступил как актёр.

В кино Иван Соловьёв пришёл довольно поздно. Впервые он снялся в 1949 году в небольшой роли военнопленного Джонсона в помпезном кинополотне Михаила Чиаурели «Падение Берлина». Затем воплощал на экране иностранцев, людей из «бывших», военных, чиновников, учёных, всевозможных интеллигентов. Представительная внешность позволяла Соловьёву быть убедительным в подобных образах, наделять их необходимой мягкостью, внутренним благородством, чувством собственного достоинства, силой духа. Наиболее значимые его киноработы: Нельсон («Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы»), командующий фронтом («Возмездие»), Вага («Случай из следственной практики»), Колегаев («Шестое июля»), Резников («Адъютант его превосходительства»), Владимир Павлович («Полковник в отставке»), преосвященный Никодим («Отец Сергий»), ветеран («Место под солнцем»), Райснилс («Солнечный ветер»). Сам Соловьёв считал своими лучшими ролями в кино учёного Халипова в «Выборе цели» Игоря Таланкина и старика, сотрудника Эрмитажа в картине «Всегда со мною…» Соломона Шустера. Также актёр неоднократно снимался на телевидении.

Иван Соловьёв был творчески разносторонним человеком. Помимо работы в театре и кино он много сил отдавал студенческому театру при МГУ, был его художественным руководителем. Там он осуществил несколько постановок, в том числе «Дневник Анны Франк» Ф. Гудрича и А. Хаккета и «Двое на качелях» У. Гибсона. Занимался преподавательской деятельностью в студии при Театре имени М.Н. Ермоловой, ГИТИСе. Написал две книги: «Монолог под занавес» и «По собственному опыту», на страницах которых продемонстрировал хороший литературный стиль, аналитический подход в разборе актёрской профессии и своего места в искусстве. В театре Соловьёв входил в состав художественного совета, был председателем товарищеского суда, бессменным председателем творческого клуба.

Со своей женой Татьяной Андреевной Иван Иванович прожил долгую жизнь длиною в пятьдесят лет. Она работала инспектором по кадрам в Театре имени М.Н. Ермоловой, администратором в кинотеатре «Россия». Детей у супругов не было. Единственная дочь актёра Анна родилась вне брака в 1970 году.

Похоронен Иван Соловьёв на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1949: «Падение Берлина» (военнопленный); 1950: «Секретная миссия» (балканский резидент); 1951: «Незабываемый 1919 год» (командир английской эскадры); 1953: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (Нельсон); 1955: «В квадрате 45» («Слепой»); 1956: «Урок истории» (Фогт); 1961: «В начале века» (генерал); 1964: «Так я пришёл», ВНР (дезинфектор); 1965: «Война и мир» (Шеншин); 1967: «Возмездие» (Командующий фронтом), «Штрихи к портрету. Воздух Совнаркома», тв (Розанов); 1968: «Ошибка Оноре де Бальзака» (губернатор), «Случай из следственной практики» (Вага), «Шестое июля» (Колегаев); 1969: «Адъютант его превосходительства», тв (Резников); 1971: «Последний рейс «Альбатроса»», тв (Зяблов); 1972: «Визит вежливости» (старик, житель Помпеи), «Срок давности», тв (Петрухин); 1973: «Здесь наш дом» (Сергей Владимирович); 1974: «Выбор цели» (Дмитрий Евгеньевич Халипов), «День приёма по личным вопросам» (Барчуков); 1975: «Кружилиха», тв (роль), «Ольга Сергеевна», тв (Зорков), «Полковник в отставке» (Владимир Павлович, начальник отдела кадров); 1976: «Всегда со мной» (старик, сотрудник Эрмитажа), «Обычный месяц», тв (Тищенко), «Сибирь», тв (первый жандармский полковник), «Цепь», тв (адвокат); 1978: «Отец Сергий» (преосвященный Никодим); 1979: «Активная зона», тв (Марк Ефимович Таратута), «Горное гнездо», тв (Прозоров); 1980: «К кому залетел певчий кенар», тв (Роберт Францевич Перль); 1982: «Василиса Мелентьева», тв (царь Иван Грозный), «Место под солнцем», тв, к/м (ветеран), «На краю бездны», тв (Эдгар), «Солнечный ветер», тв (Райснилс), «Формула памяти», тв (Иван Архипов).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru